Надежда Матвеева
Конспект НОД по развитию речи для детей 3–4 лет «Как цапля спасла непослушного Лисёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи для детей 3–4 лет
Цель:
- обогащение словаря, развитие связной речи, грамматического строя, слогового анализа;
- знакомство со звуком [ц];
- тренировка воображения, памяти, внимания, сообразительности, умения рассуждать;
Материалы: Ёжик, Лисенок (игрушки); картинка с изображением цапли, листы с иллюстрациями.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей 3–4 лет „Как цапля спасла непослушного Лисёнка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Перелетные птицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход НОД
1. Введение в игровую ситуацию
В. : Ребята, объясните мне, пожалуйста, почему надо слушаться взрослых? (Потому что взрослые много знают. Они знают, что можно делать, а чего нельзя.)
- Как вы думаете, кто больше знает обо всем: Ёжик или Лисенок? Почему вы так решили? (Потому что Ёжик умный и серьезный, а Лисенок глупый).
- Послушайте, какая история произошла с непослушным и глупым Лисенком. Ёжик всегда предупреждал его, что гулять по болоту очень опасно. Вы не знаете, почему опасно на болоте? (Можно утонуть.) А Лисенок не послушал Ёжика и отправился один на болото. Там он увидел много интересного: и красивые цветы, и ягоды, и много лягушек. И стоило ему попробовать попрыгать по-лягушачьи, как он тут же стал тонуть. Лисенок начал звать на помощь, но никого из друзей не было рядом. Вот так печально могла закончиться история Лисенка, если бы его не спасла вот эта болотная птица.
2. Мотивационная игра
Воспитатель показывает картинку с изображением цапли.
- Кто знает, как она называется?
- Чем покрыто тело цапли? Какого цвета перья?
- Назовите части тела цапли. (Воспитатель указывает на туловище, крылья, ноги, шею, голову и клюв.)
- Почему у цапли такие длинные ноги?
- Чем питается цапля? (Лягушками и рыбой.)
- Зачем ей нужен длинный клюв?
Мокрый Лисенок прибежал к Ёжику в лесной детский сад и рассказал о своем чудесном спасении. Ёжик так обрадовался за Лисенка, что даже ругать его не стал. И друзья-игрушки задумались, как можно отблагодарить цаплю за спасение Лисенка.
3. Затруднение в игровой ситуации
Звуковая работа
- Думали они думали и придумали, что если слово «цапля» начинается со звука [Ц], значит, ее нужно угостить чем-нибудь таким, в названии чего будет слышаться этот звук. Произнесите несколько раз подряд звук [Ц] и последите, что делает язык во время произнесения этого звука (он как бы толкается кончиком в нижние зубы). Назовите картинки, четко выговаривая звук [Ц]. Чем съедобным из того, что нарисовано, можно угостить цаплю? (Огурец, перец, леденец.)
- Доскажите слова:
Ца - ца - ца - ца, Цы - цы - цы - цы,
Спи. (ца, кури. (ца, ов. (ца). Зай. (цы, тан. (цы) и сквор (цы).
Цо - цо - цо - цо,
Коль. (цо, ли. (цо, яй. (цо).
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
Найти слова со звуком [ц].
Цыпленок Цып
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.
— Мама, ты неправильно сидишь! Видишь — никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
— Ну, ты посиди,— говорит Цып,— а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
— Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит — гусеница ползет.
— Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
— А как же надо? — удивилась гусеница.
— Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит — цапля лягушек ловит.
— Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо — цапля его вытащила.
— Чтобы учить,— говорит цапля,— надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?
5. Артикуляционная разминка
- Теперь вы знаете, как охотятся за лягушками цапли. А чем питаются лягушки? Известно ли вам, как охотятся лягушки? Лягушки ловят насекомых с помощью своего языка. Давайте и мы с вами поиграем в лягушек.
Сидит лягушка на болоте, видит - мимо летит комарик. Она его хвать языком и проглотила. (Дети резко выбрасывают вперед язык и прячут опять в рот.) А тут целый рой комаров налетел, лягушка только успевает их ловить. (Дети совершают резкие движения вперед- назад языком, направляя его в разные стороны.)
В это время воспитатель при желании может продекламировать потешку:
Лягушка-попрыгушка –
Прячьтесь от лягушки,
Глазки на макушке,
Комары да мушки.
Наелась лягушка, живот себе погладила и повалилась спать. (Дети гладят живот по часовой стрелке, после прикладывают сложенные ладони к щеке.) Вот какая удачная охота получилась!