Татьяна Цыбулько
Как дидактические картинки повышают познавательный интерес в учебной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогической науке - игровая педагогика, считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы). Игра - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности, развитие познавательного интереса. Проблему понятия «познавательный интерес» исследовали такие известные дидактики как С. А. Рубенштейн, Я. А. Каменский, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский и другие. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя творчество детей в нужную сторону. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения к математической деятельности, а так же к ее стимулированию. Дидактическая цель ставится перед детьми в виде игры. Дети достаточно легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Яркий, красочный материал используется, как средства игры. В образовательный процесс вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Применение игровых приемов способствуют активизации умственной деятельности дошкольников. Дидактическая игра имеет четко поставленную цель обучения. В этом ее отличи от игры вообще.
Публикация «Как дидактические картинки повышают познавательный интерес в учебной деятельности дошкольника» размещена в разделах
Бывает картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок, а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
Известны следующие виды работ с картиной : рассматривание, описание и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.
В детском саду рассказывание по картине проводится примерно 2-3 раза в месяц. С одной картиной, если её сюжет близок и интересен детям, можно работать несколько занятий.
Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства – регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение. Если сюжет картин занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные связи, делать выводы.
Сюжеты для картин должны соответствовать следующим требованиям:
• отражать интересное событие, нестандартную ситуацию;
• вызывать яркую эмоциональную реакцию;
• побуждать к размышлению;
• стимулировать фантазию;
• способствовать заинтересованному общению ребёнка со взрослым.
Задания, которые можно использовать при подготовке к описанию картины, можно продемонстрировать на примере картины «Новогодняя ёлка для птиц и зверей». Сюжет этой картины нестандартен, открывает широкий простор для детской фантазии, симпатичные лесные жители вызывают положительные эмоции у детей и интерес к картине.
Приёмы и методы обучения рассказыванию по картине известны из методики и широко отражены в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич и других авторов. А. М. Бородич говорит о том, что залогом успеха на всех возрастных этапах является осмысление детьми общего содержания картины (О чём она? Про кого? Как её можно назвать). Кроме того, ребёнку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображённых предметов, а если картина сюжетная – установить связи между объектами, персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до её демонстрации) или пояснения во время предварительного рассматривания.
Весь процесс обучения рассказыванию делится на два больших этапа: подготовительный и основной.
На подготовительном этапе проводятся экскурсии, наблюдения в природе, чтение произведений художественной литературы по теме, работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, над развитием грамматического строя речи. А в подготовительной к школе группе важным этапом становится толкование пословиц, толкование и отгадывание загадок, самостоятельное загадывание детьми загадок, что позволяет детям применить уже накопленный багаж знаний в речевой деятельности. Кроме того, загадки и пословицы развивают не только речь, но и мышление, что очень важно в условиях логопедической группы.
Поэтому подготовительный этап может длиться в течение месяца и проходить через темы «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Новогодний праздник» и другие.