«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать»

ЕВГЕНИЯ СИМАКОВА
«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать»

Все мы хорошо знаем еще с детства эти строки.

Уметь читать - хорошо. Но в каком возрасте лучше всего начинать обучать ребенка чтению?

Вопрос: "Нужно ли учить ребенка читать до школы?" волнует многих родителей.

Если у вас есть желание и возможность заниматься с ребенком, тогда пусть он придет в школу, умея читать. В четыре-пять лет учиться читать легче, чем в семь-восемь. Родная речь только что освоена, слова, и звуки еще не сделались для ребенка чем-то привычным, будничным, не замечаемым, как дыхание. Ребенок еще экспериментирует со словами, язык ему близок и интересен. Вам остается только придать этому интересу направление, нужное для овладения письменной речью.

Начинать систематические занятия грамотой можно уже с четырехлетними детьми. Но это не говорит о том, что мы должны посадить ребенка и автоматически выучить с ним алфавит, обучать его по-слоговому чтению. Нет! Этому этапу должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.

Буква — это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Вы ведь не станете показывать знаки уличного движения человеку, выросшему в лесу и ни разу, не видевшему автомобилей. Сначала вы проведете его по улице, объясните, что такое пешеходный переход и лишь после нескольких упражнений в переходе улицы растолкуете смысл «зебры», жестов регулировщика, сигналов светофора. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребенку лучше всего передать в игре. Это могут быть игры-звукоподражания.

Например:

— Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также — ЖЖЖ. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивешь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя мороЖЖЖеным».

Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин.

— Я ВВВожу оВВВощи, а ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачиВВВать налеВВВо? А напраВВВо? ДаВВВай устроим сореВВВноВВВание — кто лучше заВВВодится. ВВВВВВВВВВ.

Подражание пароходному гудку, игра в «разговор двух пароходов» научат ребенка протягивать звук У.

Акцентируя в словах звуки Ш и С, легко превратить обычную речь в «змеиный язык» и т. д.

Главное, чтобы игровая роль определяла звуковую окраску речи, требовала выделения звука. Хорошим помощником могут оказаться детские стихи:

Вот приШел бесШумно Шорох,

новостей принес он ворох,

и все Шорохи слетелись,

и приШел бесШумно Шелест.

Шевельнул рукою Шелест —

и все Шелесты слетелись,

и соШлись со всего света,

и ШуШукались до света

за Широкой наШей Шторой.

И Шептал им что-то Шорох,

что-то страШное, чудное,

что-то тайное, ночное.

РазоШелся, расШептался,

а под утро распрощался.

Шорох выШел, Шелест выШел,

и Шагов никто не слыШал.

Э. Мошковская

Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новую задачу, рассчитанную на сознательную работу со словом.

- Скажи, с какого звука начинается слово «муха»? Протяни этот звук. А есть ли звук М в слове «дом»? В слове «стена»? Какие ты можешь назвать слова, которые начинаются со звука М?

В игровой форме знакомим детей с мягкими и твердыми согласными звуками.

Игра «Тим и Том»

Эта игра помогает различать мягкие и твердые согласные и легко заменять одни на другие. Тим и Том — два человечка: «мягкий» и «твердый». Ребенку легче будет запомнить эти их качества, если вы не просто укажете на твердость согласного Т в имени Том и мягкость Т в имени Тим, а нарисуете человечков. Одного — длинного и угловатого, а другого — кругленького и пухлого.

Сначала взрослый представляет Тома и Тима: «Это — Том, слышишь, как твердо начинается его имя: ТОМ. Он и сам весь твердый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: не ест Тянучки, но любит Томатный сок, носит Пальто и никогда не надевает Пиджак, не берет в руки Мяч, но с удовольствием пускает Мыльные Пузыри и играет в Морской Бой. Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него. Тим мягкий и любит все, что звучит так же мягко, как первый звук в его имени: Тефтели, Леденцы, Пироженое. Когда Тим Рисует, Том — Раскрашивает. Если Том берет в руки Дудочку, Тим сразу начинает Дирижировать. Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся, ведь им никогда не приходится выхватывать друг у друга игрушки и сладости.

Вот однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. Давай поможем им собраться. Ты будешь Тимом, а я — Томом. Что ты выберешь: РЮКЗАК или РАНЕЦ. Теперь надо решить, кто какие вещи понесет. Тому и Тиму надо взять КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКИ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ТЕПЛЫЕ ВЕЩИ (чтобы ребенку было легче запомнить слова, все эти предметы рисуются на бумаге).

- Что положит в свой рюкзак Тим? Может быть, Тим захочет взять с собой еще что-нибудь? Подскажи ему. Вряд ли Тим отправится в путешествие без ЛЕДЕНЦОВ, ведь Том уже положил в свой ранец КОНФЕТУ. Кто обуется в КЕДЫ, а кто - в КРОССОВКИ? А что на голове у Тома - БЕРЕТ, КЕПКА или ПАНАМКА? Вещи собраны, можно отправляться в путь, но по какой дороге? Одна дорога ведет в ЛЕС, другая — на ЛУГ. По какой дороге захочет пойти Тим? А по какой Том? Тим и Том друзья, поэтому они договорились, что пойдут по самой опушке леса. Здесь бывает много грибов: ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА, БЕЛЫЕ, СЫРОЕЖКИ. Какие грибы будет собирать Тим? А вот и речка, можно половить рыбу. В речке водятся СОМ и САЗАН, ЛОСОСЬ и ЛЕЩ. Кто поймает СОМА? Кому попадется ЛЕЩ? Пора устроить привал. Тим и Том разводят костер, делают шалаш. Кто принесет ВЕТКИ для костра, а кто ВАЛЕЖНИК для шалаша? Обед готов. Кому придется по вкусу РИС, а кому РЫБА? Что будет пить Тим, КОМПОТ или КИСЕЛЬ? После обеда Тим и Том укладываются спать. Отгадай, кому из них во сне приснится загадочный ТАМПАРАМ, а кому ТИМ-ПИРИМ? Когда Тим и Том проснулись, они решили поиграть в свою любимую игру «твердое-мягкое».

В этой игре Том называет слово с первым твердым звуком, а Тим, заменяя твердый звук на мягкий, отвечает Тому похожим словом. Вот так:

Т о м: Нос.

Т и м: Нес.

Т о м: Лук.

Т и м: Люк.

И т. д.

Эту игру можно продолжить на бессмысленных словах типа: к ы л — к и л, п у м — п ю м и т. п. Переброску словами легко превратить в подвижную игру, для этого нужно ввести дополнительное правило: называя слово, одновременно бросай партнеру мячик.

Конечно, вам не терпится проверить, удалось ли научить ребенка различать твердые и мягкие согласные звуки. Для этого завершите игру «Тим и Том» контрольным вопросом-провокацией: «Я назову слова, а ты скажи, какие начинаются с твердых звуков, а какие — с мягких: ПУХ, ВАТА, КИРПИЧ, ПОДУШКА, ДЕРЕВО». Если ребенок, отвечая на этот вопрос, будет ориентироваться не на мягкость самого предмета, а на мягкость звука — значит, все в порядке.

Следующий этап - обучение детей звуковому анализу слов. Работа начинается с определения последовательности звуков в слове. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. При анализе слова «жук» ребенок должен произнести его три раза: жжжук, жууук, жуК. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели, т. е. обозначить каждый выделяемый звук знаком-фишкой.

В процессе данной работы дети знакомятся с гласными звуками. Ребята узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э],кит-[и],дым-[ы]. Гласные звуки обозначаем красной фишкой. Дети "проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. После знакомства с гласными звуками дети узнают о согласных звуках. Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, что-то "мешает",- губы, зубы, язык, называются согласными. Здесь пригодятся знания о существовании твердых и мягких звуках. Согласные звуки обозначаются соответствующими фишками

После того как дети научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета. По мере овладения навыками звукового анализа слов, дети начинают выполнять звуко-буквенный анализ, то есть фишки, которыми мы обозначали звуки начинаем заменять на буквы, (который, как отмечалось раннее, тоже являются знаком, которым можно обозначить звук). При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой согласной буквы. Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим. Например, буква М обозначает в слове «мимо» звук «мь», т. е. мягкий согласный, и звук «м», т. е. твердый согласный звук; буква Н в слове «Нина» обозначает звуки «нь» и «н» и т. п. Делается вывод: одна буква может обозначать два звука. Таким образом, дети устанавливают связь между буквой и звуками, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова, и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способом чтения.

Подводя итог, всему выше сказанному хочется привести слова известного педагога К. Д. Ушинский «…сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко - слоговое строение слова».

Уважаемые родители, учите детей читать, учитывая особенности формирования данного навыка!

Публикации по теме:

Как хорошо уметь читать До недавнего времени обучение чтению ассоциировалось с ребенком в возрасте шести лет и начальным обучением. Постепенно отношение к данному.

«Как хорошо уметь читать!» Фотоотчет«Как хорошо уметь читать!» Фотоотчет Обучение грамоте в подготовительной логопедической группеФоторепортаж наших занятий Вот такие "Кассы букв" мы сделали с воспитателем (Ольгой.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Этикет
  • Детские писатели
Автор публикации:
«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать»
Опубликовано: 16 июня 2015 в 10:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...
Предметно-развивающая среда в группе ДОУ
Предметно-пространственная среда в группе – это гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия,...