МААМ-картинки

Как я провожу индивидуальную работу

ИРИНА ЖДАНОВА
Как я провожу индивидуальную работу

МКОУ «Верх-Чебулинский районный детский дом»

«КАК Я ПРОВОЖУ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ»

2015 г

«Как я провожу индивидуальную работу с подростками»

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я. А. Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Публикация «Как я провожу индивидуальную работу» размещена в разделах

Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств, входит в круг проблем современного общества.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогическое искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогает качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации. Все подростки так или иначе, сталкиваются с одними и теми же проблемами, которые должны быть поняты и взрослым; общение подростка со сверстниками, развитие самосознания, сексуальные переживания и любовь, социально нравственные определения. Учитывая эти особенности подростков, я стараюсь установить психологический контакт с ребятами и с каждым ребёнком в отдельности. Так как он важен для детей именно в этом возрасте. Посредством беседы я расспрашиваю ребят об их интересах, учебе в школе, дополнительных учебных заведениях (кружках, секциях) планах на будущее. Но не всегда можно разговорить ребят, (вновь поступившие) они бывает замкнутыми, сдержанными в общение. В этом случае я пользуюсь методом наблюдения за данным ребенком, как он ведет себя в коллективе ребят, какие отношения у него со сверстниками и взрослыми, есть ли друзья, какие игры или занятия он выбирает, что отображает в своих рисунках, стихах, чему радуется, чему огорчается, бывает ли он одиноким и что чувствует в этом состоянии. Затем постепенно таких ребят привлекаю в коллективные дела, конкурсы, викторины. И чтобы обязательно его ответ был правильным и решающим для команды ребят. Также провожу специальные игры и упражнения, которые помогают в работе коммуникативных умений подростка, следовательно, учит его справляться с трудностями в общении, избегать одиночества. Вот несколько игр которые использую в работе : «Общий рассказ», «Голос совести», «Сосед справа», «Мои достоинства», «Зеркало», и. т. д.

И индивидуальные методы, которые включают в себя: релаксацию, письменные работы, монолог, ведение дневников, автобиографию, проектные тесты, библиотерапию, арттерапию, музыкатерапию, натуратерапию, трудотерапию и. т. д.

В условиях детского дома трудовое воспитание тесно связано с социально–трудовой готовностью воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности. Формирование умения и навыков происходит через индивидуальную работу по таких видам деятельности как: практические занятия по ремонту своей одежды, работу в огороде, на территории детского дома, приготовление различных блюд, привитие навыков самообслуживания и личной гигиены. Самоподготовка один из наиболее важных этапов учебно-воспитательного процесса детского дома. Перед самоподготовкой провожу «Гимнастику ума», в процессе которой дети проделывают несколько упражнений на развитие, памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей. В процессе проведения самоподготовки использую работу в парах : ребята проверяют друг, друга, а так же применяю такой прием как взаимопомощь, более сильный воспитанник помогает более слабоуспевающему, учеников которые еще не умеют работать самостоятельно, контролирую сама. Для этого предлагаю нужный материал, обучаю приемам передачи содержания текста, проверяю заучивание правил, обучаю приемам работы с книгой. Художественные произведения дети читают поочередно, что помогает совершенствованию техники чтения, развитию внимания и слуховой памяти.

Помощь не свожу только к подсказкам правильного решения, а добиваюсь осмысления изученного, умения применять знания на практике, побуждаю к творческому подходу, предлагаю использовать разные варианты ответов помогающие, при необходимости, доказать свою точку зрения. Тем самым побуждаю ребят активно мыслить. Проверку овладения знаниями учащихся осуществляю индивидуально. Результаты контроля, свои замечания фиксирую в журнале по самоподготовке и в тетрадях для дополнительных работ.

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является работа с трудновоспитуемыми детьми. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомания, токсикомания. Пребывание детей в детских домах имеет свои особенности, среди которых наиболее актуальны различные деформации в психическом и социальном развитии. Отклонения ребенка, воспитывающегося в детском доме, представлены широким аспектом симптомов и симптомо-комплексов, таких как задержка психического развития, нарушение эмоционального развития, затруднения во взаимодействии со средой, взрослыми и детьми. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей.

В каждой группе есть подростки с девиантным поведением т. е трудные подростки. В современных условиях трудными подростками называют тех подростков, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует их полноценному воспитанию. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы, они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявлять жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданием, часто они холодны в душе, но не показывают этого, их привязанности поверхности. На первом этапе своей работы я изучаю ребенка. При помощи педагогической диагностики и различных методов, таких как: наблюдение, изучение документации, беседы, я выясняю основные причины возникновения трудновоспитуемости у детей. Для выявления склонности у ребят организовала совместную работу с педагогами дополнительного образования. В результате чего многие дети начали посещать большее количество кружков, и различные спортивные секции, увлеклись вязанием крючком, бисероплетением и вышивкой. Для более успешного контакта взаимодействия с детьми использую методику Л. Б Филонова основой которой является: одобрение, ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание положительного и учет негативных качеств воспитанников.

Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры, искусства помогает отвлечь подростков от совершения правонарушения. Посещение кружков и секций позволяют ребятам выйти со своими достижениями и успехами в массовую аудиторию и оценить правильность своего выбора. Общаясь с такими детьми стараюсь занять по возможности все их свободное время. Организую их досуговую деятельность, помогаю найти занятия по интересам.

Использую такие методы работы как;

1. Метод переубеждения: (предоставление воспитаннику убедительных аргументов, и включение их в критический анализ своих поступков)

2. Метод переключения: (занятие подростков трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью)

Формы работы;

1. Групповая работа

2. Дискуссия

3. Беседы

4. Лекция

5. Индивидуальная консультация

6. Тесты и. т. д.

Все данные; характеристику, сферу переключения, изменения фиксирую в дневниках наблюдения.

Зная поведение подростка, круг его интересов, его способности преодолевать трудности и достигать поставленной цели, педагог всегда может оценить уровень его притязаний и соответственно, повышать уровень его самооценки и веру в собственные силы.

ОПРОСНИК

Для индивидуального знакомства с воспитанником (дает представление об отношении воспитанника к самому себе)

Варианты ответов. (Да, всегда, в полной мере. Иногда, в некоторой степени. Нет, никогда, ни в малейшей степени.)

1. Мне нравится моя внешность.

2. Я доволен своими интеллектуальными данными.

3. Мне не осложняет жизнь мой характер.

4. Мои волевые качества в порядке.

5. Я считаю, что физически я развит хорошо.

6. Я хорошо знаю себя, например, какое впечатление оказывает на приятелей моя внешность, и могу предсказать их реакцию на этот счет.

7. Я достаточно осведомлен о своих интеллектуальных способностях и успешно пользуюсь ими.

8. Я знаю особенности своего характера и как использовать их для достижения своих целей.

9. Я испытал себя и знаю, как я поведу себя в минуту опасности.

10. Я знаю свое состояние здоровья и учитываю свои физические возможности при выборе жизненных решений.

11. Я способен владеть своими чувствами, не быть рабом настроения.

12. Я способен подчинять себе обстоятельства, умею преодолевать трудности.

13. Я не допускаю опрометчивых поступков и редко раскаиваюсь в содеянном.

14. Я способен доводить даже неприятные дела до логического конца.

15. Даже если я очень рассержен, я умею себя сдержать.

16. Я согласен с утверждением, что "мир прекрасен" и что все окружающее меня имеет целесообразность, порядок и внутренний смысл.

17. Я убежден, что моя деятельность принесет в мир благотворные перемены.

18. Я верю, что все люди вокруг меня хотят мне добра.

19. Я убежден, что при добросовестном труде и соблюдении правил человеческого общежития я достигну поставленных жизненных целей.

20. Я верю, что будущее будет еще лучше, чем настоящее.

21. У меня портится настроение, когда я вижу слезы, страдания другого.

22. Если кто-то обидел меня, я не стремлюсь отомстить.

23. Я приду на помощь нуждающемуся, даже если после этого опоздаю на работу (учебу).

24. Поссорившись с другом (подругой, я переживаю случившееся и делаю первым шаг к примирению.

25. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем порознь.

26. Я не демонстрирую этого убеждения окружающим, но "про себя" я знаю, что я не только не хуже остальных, но если честно, то лучше.

27. Я уверен в себе, своих способностях, своем праве на достойную жизнь, на высокую должность, на счастье и удачу.

28. Мне приходилось быть в разных группах, компаниях, коллективах, и везде я встречал уважение, признание и занимал удовлетворяющий меня социальный статус.

29. На обиды и оскорбления, даже незаслуженные, я не считаю необходимым каждому отвечать или перед каждым объясняться.

30. Я испытываю угрызения совести, если не сдержал слово или сказал неправду, даже если этого никто не заметил.

31. Когда, проснувшись утром, я вспоминаю, что впереди много дел, у меня не портится настроение, я не тяну время, а сразу принимаюсь за работу.

32. Даже самое маленькое дело я стараюсь сделать основательно.

33. Я люблю перемены, люблю знакомиться с новыми делами.

34. Меня не останавливают неудачи, сделав выводы, я действую с еще большей настойчивостью.

35. Я хочу и смогу добиться в жизни высоких личных достижений.

36. Я знаю и часто думаю о том, что жизнь мне дана не просто так, а имеет высокий смысл и предназначение, и я стараюсь их понять.

37. Я любознателен, меня интересуют сведения из разных областей жизни.

38. Я люблю размышлять на отвлеченные темы, вести философские разговоры.

39. Я люблю оставаться один и в это время часто погружаюсь в высокие грезы, фантазии, мечты.

40. В решении проблем я ищу алгоритм, систему, внутренние законы.

41. Я всегда самостоятельно ищу решение проблем, даже в коллективном деле стремлюсь все делать по-своему.

42. Я не боюсь высказать в незнакомой аудитории мнение, не совпадающее с мнением остальных, не боюсь насмешек и осуждения окружающих на этот счет.

43. Моя походка, выражение лица, жестикуляция не изменятся, даже если я вдруг окажусь перед взглядами множества людей (на сцене).

44. Я спокойно отношусь как к похвале, так и критике в свой адрес.

45. В позиции выбора я делаю его исходя из собственных представлений об истине и справедливости, не оглядываясь на окружающих.

46. У меня всегда хорошее настроение.

47. Солнце, пение птиц, красивый пейзаж действуют на меня благотворно даже в самых трудных обстоятельствах.

48. Я не расстраиваюсь надолго от случившегося и не переживаю заранее по поводу возможных неприятностей.

49. Я люблю готовиться к праздникам, и они оправдывают мои ожидания.

50. Я уверен, что на свете существует счастье и я могу быть счастливым.

Комментарий к анкете

Данный опросник предназначен для диагностирования и последующей индивидуальной работы с учащимися юношеского возраста (10-11-е классы, которые имеют уже достаточно развитый, глубокий, тонкий внутренний мир, так как они приобрели необходимый жизненный опыт, имели время подумать о жизни и о себе, выработали достаточно четкие установки относительно самих себя. Правдивые, искренние ответы воспитанников помогут педагогу составить определенное представление о самосознании ("Я-концепции") каждого, дать общую характеристику личности и частные оценки его структурам.

Вопросы-суждения сформулированы таким образом, что совпадают с нашей характеристикой личности, ориентированной на саморазвитие, самоактуализацию (см. раздел 10 Положения) :

1. Самоприятие, гармония с собой: своей внешностью, темпераментом, характером и т. д. (1-5).

2. Знание себя, "сильных", "слабых" сторон своей личности (6-10).

3. Способность к рефлексии, умение владеть своими чувствами, управлять собой (11-15).

4. Принятие окружающей среды, внешнего "образа мира", уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен (16-20).

5. Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (21-25).

6. Чувство собственного достоинства, высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений (26-30).

7. Активность, оптимизм, стремление к достижению поставленных целей (31.

8. Наличие высших целей, ценностей и смысла бытия, вера в высшие человеческие идеалы, стремление к совершенствованию (36-40).

9. Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору (41-45).

10. Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым (46-50).

Полное согласие с вышеуказанными суждениями оценивается в 2 балла, неполное ("иногда", "в некоторой степени") - 1 балл, несогласие - 0 баллов.

Общее количество баллов дает возможность судить о самоощущении (психическом здоровье) воспитанника в целом, насколько оно гармонично и "победно". Каждые последующие пять суждений оценивают какое-то одно "качество", отдельную структуру этичности, позволяя обнаружить те свойства, которые "западают", т. е. имеют некие внутренние запреты и комплексы, воспитанник по поводу которых, возможно, страдает и мучается.

Так, если респондент набрал в общей сумме 30 баллов, то можно говорить о явно нездоровой "Я-концепции", неблагоприятном самоотношении, 50 баллов - оценка "ниже среднего", личность имеет некоторые комплексы, излишне самокритична (смотри отдельные структуры, до 75 баллов - здоровая "Я-концепция", личность по-хорошему амбициозна, свободна от препятствий, благоприятно настроена на достижение, на успех, оценка свыше 75 баллов тоже свидетельствует о возможном неблагополучии. Личность имеет завышенную самооценку, не способна к самокритике, вероятно, есть проблемы с общением.

Примечание: разумеется, все показатели в баллах педагогу необходимо перепроверять путем наблюдения за воспитанником в реальном общении с другими, в его практической деятельности и жизни.

Рекомендация педагогу.

Занятия по индивидуальной работе

1. Рисование «Автопортрет» - нарисовать себя таким, каким представляешь (Павлова М. А. Социально-педагогические технологии с «трудными» детьми».- Волгоград, 2011. –стр. 128, 114.).

2. Упражнение «Личность ли я?» - дать возможность подросткам увидеть себя своими глазами, оценить свои возможности (Павлова М. А. Социально-педагогические технологии с «трудными» детьми».- Волгоград, 2011. –стр. 115.).

3. Упражнение «Аббревиатура имени» - каждая буква соответствует черте характера; (РудяковаО. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. - Учитель, 2008. –стр. 17,84.).

4. Драматизация сказки «Теремок» (Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. - Учитель, 2008. –стр. 21.).

5. Упражнение «Кувшин моего внутреннего мира» (Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. - Учитель, 2008. –стр. 33.).

6. Упражнение «Перекрёсток на жизненном пути» (Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. - Учитель, 2008. –стр. 45.).

7. Игра «С выдумкой идём по жизни» (Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. - Учитель, 2008. –стр. 76.).

8. Упражнение «Алгоритм будущего» (Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. - Учитель, 2008. –стр. 95.).

9. Беседа «Взаимодействие с окружающими» (Устюгова И. А. Работа с подростками девиантного поведения. - Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 35.).

10. Упражнение «Ценности»(Устюгова И. А. Работа с подростками девиантного поведения. -Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 40.).

11. Упражнение «Знакомство со сверстниками» (Устюгова И. А. Работа с подростками девиантного поведения. -Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 107.).

12. Беседа «Контакт, общение» (Устюгова И. А. Работа с подростками девиантного поведения. -Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 109.).

13. Упражнение «Учимся слушать и понимать друг друга» (Устюгова И. А. Работа с подростками девиантного поведения. -Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 112.).

14. Упражнение «Конфликт» (Устюгова И. А. Работа с подростками девиантного поведения. -Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 118.).

15. Беседа «Сквернословие» (Устюгова И. А. Работа с подростками девиантного поведения. -Волгоград, Учитель, 2013. –стр. 142.).

16. Игра «Мандала» (Картушина Е. П. Психологический комфорт в школе. Как его достичь. -Волгоград, 2009.–стр. 202.).

17. Упражнение «Шесть шагов к уверенности в себе» (Картушина Е. П. Психологический комфорт в школе. Как его достичь. -Волгоград, 2009.–стр. 117,123.).

18. Упражнение «Мои чувства и эмоции» (Картушина Е. П. Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.–стр. 150.).

19. Игра «Поле слов – о самочувствии» (Картушина Е. П. Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.–стр. 178.).

20. Беседа «Зачем я здесь»(Картушина Е. П. Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.–стр. 182-189.).

21. Беседа «Я и мой внутренний мир» (Воробьёва К. А. Агрессия и насилие в подростковой среде. – Москва:Школьная пресса, 2011. –стр. 20.).

22. Беседа «Всеобщая декларация прав человека»(Воробьёва К. А. Агрессия и насилие в подростковой среде. – Москва:Школьная пресса, 2011. –стр. 61.)

Публикации по теме:

«Как мотивировать ребенка выполнять работу по дому» «Как мотивировать ребенка выполнять работу по дому» Мы много раз повторяем слова о взаимоуважении и демократии в отношения с детьми. Вопрос.

Что такое книга для ребёнка? Как правильно начать работу с самыми маленькими детьми по знакомству с книгой Книга для взрослого – это скорее развлечение, если речь не идёт об учебной литературе, книга может нас пугать, вести по лабиринтам детективной.

Досуговое мероприятие «Мы труд воспеваем и славим работу» МЫ ТРУД ВОСПЕВАЕМ И СЛАВИМ РАБОТУ (тематический вечер) Цели: формировать представление учащихся о разнообразии профессий, углубить знания.

Отчёт по решению задачи «Оптимизировать работу по формированию связной речи дошкольников» .

Статья «Новый взгляд на работу с родителями в современном ДОУ» «Новый взгляд на работу с родителями в современном ДОУ» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье.

Статья «Развитие познавательного интереса обучающихся через внеклассную работу» Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда,.

Внедрение технологии социального проектирования в работу реабилитационного центра для несовершеннолетнихВнедрение технологии социального проектирования в работу реабилитационного центра для несовершеннолетних Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или.

Эссе «Почему я выбрала работу воспитателя?» ЭССЕ «ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ПРОФЕССИЮ – ВОСПИТАТЕЛЬ? Почему я выбрала эту профессию? Помню, в детстве я была в театре, мне так захотелось стать.

Эссе «Как я внедряю ФГОС в свою работу» Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говориться в ФГОС. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие.

Эссе на тему: «Как построить работу в дошкольной организации с опорой на самоценность дошкольного детства?» Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми цветами радуги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как я провожу индивидуальную работу
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 17:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД