Папки-передвижки

Конспект занятия «Как кукла Акань друзей искала»

Нина Ростовцева
Конспект занятия «Как кукла Акань друзей искала»

Непосредственно-образовательная деятельность

«Кукла Акань ищет друзей»

Непосредственно-образовательная область «Познание»

(НОД для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: - формировать у детей уважительное отношение к культуре народа ханты и манси;

- приобщать детей к традиционной культуре коренного населения

Югры – народа ханты-манси;

- продолжать знакомить с устным народным творчеством Югры;

Публикация «Конспект занятия „Как кукла Акань друзей искала“» размещена в разделах

- познакомить детей с мансийскими словами: Акань-кукла, салум –полоска, паквпал-одна половина чешуйки шишки.

- развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе изготовления Аппликации куклы «Акань»

Словарная работа: чум-жилище кочевых народов Севера;

тайга –хвойный лес;

берестяной шкатулка- изготовленная из бересты и черемуховых прутьев;

орнамент-узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов;

священный,мастерица,паквпал, Салум

Оборудование: Чум, берестяной короб, сумка «тучан», изделия из бисера, шишки, кукла «Акань», dvd «Музыкально-песенный фольклор обско-угорских народов»,илюстрации (картинки чума зимний вариант,олени,ягель)

Ход занятия.

Паща олэн няврамыт! Здравствуйте дети! Паща олэн тынын махум! Здравствуйте дорогие гости! Дети давайте поздороваемся с гостями на мансийском языке. Паща олэн! А теперь присаживаемся полукругом возле чума. Сегодня я расскажу вам одну историю. Давним давно, когда я была маленькая мой родители, были оленеводами. Они жили на стойбище. В большом чуме. В чуме могло жить несколько семей. Как только ягель заканчивался, мы переезжали в другое место. Ягель-это мох, которым питаются олени. Раз мы много ездили переезжали с одного место на другое Мама подарила мне вот такую куколку. Это кукла Акань. Эта куколка, всегда находится со мной куда бы я не поехала, она меня оберегает

Дети посмотрите на куклу «Акань»,чем она отличается от обычной куклы?

Правильно у нее нет глаз, рта, носа, ушей.

А как вы думайте почему?

Да ребята, потому что по поверью народа ханты и манси он считалось священной, и в нее могла вселится злая сила, и навредить ребенку. Из чего изготовлена кукла «Акань»?

Куклу «Акань изготавливали из оставшейся ткани,сукна или меха. В такие куклы дети ханты и манси,живущие в округе играют до сих пор.

А как вы думаете кто же шил самую первую куколку «Акань» для детей?

Правильно первую куколку «Акань» шила мама, бабушка или старшая сестра.

Когда девочка вырастала, она шила куклу сама, украшая ее орнаментом, как одежду взрослых.

Дети давайте рассмотрим платье куклы «Акань».

Какие орнаменты вы видите?

У куклы «Акань» два орнамента один называется салум (полоска, а второй похожий на треугольники называется паквпал (переводится как одна половина чешуйки шишки).

Дети, а как вы думаете откуда народы ханты и манси брали орнаменты?

Жизнь народов Севера тесно связанна с природой. Поэтому и орнаменты взяты из окружающего мира.

Многое увиденное в жизни народы Севера старались запечатлеть на бересте, на дереве, на кости, расшивали праздничную одежду. Посмотрите пожалуйста на интерактивную доску.

Презентация (иллюстрации с орнаментированными предметами)

Посмотрите на сумочку тучан. Как вы думаете какой орнамент изображен на сумочке?На что он образно похож. Правильно на шишку.

Посмотрите на женскую шубу (сахи) какой же орнамент изображен на нем?

Правильно (Оленьи рога)

Посмотрите на детскую рубаху какой же орнамент изображен на нем? На нем изобрашен орнамент «ушки большого зайца»

Посмотрите на меховую сумочку «тучан».Что на нем изображено?

Правильно ветка березы.

Посмотрите на последний рисунок что же изображено на нем. Это глухарь. Чаще всего этот орнамент используют на люльках. Потому что это птица сна и спокойствия.

Старые традиции живы и сегодня. Много талантливых мастеров живет в нашем округе. И мы сегодня тоже будем мастерами. Мы сегодня украсим кукле Акань платье орнаментами. Но для начала давайте проведем физминутку:

Пример движений на первый куплет:

— У оленя дом большой. — складываем руками над головой делая рога, а затем крышу дома.

— Он глядит в свое окно. — показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.

— Заяц по лесу бежит. — изображаем бег на месте.

— В дверь к нему стучит. — изображаем стук кулаком в дверь.

— Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.

— Дверь открой! — открываем дверь.

— Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.

— Охотник злой! — изображаем руками ружье.

— Быстро двери открывай,— делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе.

— Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.

Пример движений на второй куплет:

— Быстро дверь олень открыл,— открываем дверь.

— зайку в дом к себе впустил,— делаем приглашающий жест.

— зайка, зайка забегай — бег на месте.

— лапу мне давай — выставляем руку вперед ладонью наружу.

— ой, ой, страшно мне, — закрываем ладонями глаза.

— что-то мне не по-себе,— обхватываем руками голову и качаем ею из стороны в сторону.

— сердце в пятки всё ушло — правую ладонь кладем на сердце

Пример движений на третий куплет:

— Не дрожи зайчишка мой, — обнимаем себя

— я смотрел в своё окошко,— показываем руками перед собой квадратное окно

— убежал охотник злой, — бег на месте

— посиди немножко — чуть присядьте или сядьте на стул.

— Да, да посижу,

— я уж больше не дрожу, — встаем и распрямляемся во весь рост.

— у меня прошёл испуг,

— ты хороший друг. — выставляем руку вперед ладонью наружу или машем на прощание.

А теперь присаживаемся на свои места

Дети послушайте меня внимательно. Вспомним правила как нужно пользоваться ножницами. Спинки выпрямили, сели правильно. У вас у каждого на столе готовая кукла «Акань». Ей нужно будет украсить платье. С какими орнаментами мы познакомились. Полоска-Салум. Паквпал – Похож на треугольники переводится как одна половинка чешуйки, шишки. Нам нужно будет вырезать орнаменты полосочку и треугольники так чтобы вторую часть отдать своему напарнику. Работаем в паре, договариваемся кто будет вырезать орнамент полосочку, а кто будет вырезать орнамент паквпал. У вас должны получится одинаковые орнаменты

На подол платья наклеиваем полоску-Салум, Над полосочкой немного отступив наклеиваем орнамент паквпал. Вот у нас получились красивые и нарядные куклы «Акань».Теперь моей куколке будет с ними весело, потому что у нее сейчас много друзей. У нас есть стойбище в котором будут жить наши куклы «Акань». А вы присаживайтесь полукругом. Дети скажите пожалуйста как называется кукла народов ханты и манси?

Кто дарил самую первую куклу девочке?

Почему нельзя было изображать глаза, нос, рот, уши?

С какими орнаментами мы сегодня познакомились?

Откуда народы Севера брали орнаменты?

Дети вам понравилось занятие? Если вам было интересно и у вас все получилось, кладите шишку в берестяную шкатулку.

Если кому то было скучно и не все получилось,то кладите шишку в мой мешочек «Тучан».

Публикации по теме:

Драматизация мордовской сказки с детьми средней группы «Как собака друга искала» Драматизация мордовской народной сказки «Как собака друга искала» МДОУ Чердаклинский детский сад № 1 «Радуга» Средняя группа.

Фотоотчет о драматизации мордовской народной сказки «Как собака друга искала»Фотоотчет о драматизации мордовской народной сказки «Как собака друга искала» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет драматизации детьми старшей группы мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Как радуга наряд себе искала» Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе. Тема: «Как радуга наряд себе искала». Цель: Познакомить детей с теплыми и.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Как кукла Маша собиралась в гости» Занятие по ФЭМП с использованием игр в средней группе «Как кукла Маша собиралась в гости» воспитателя Блиновой И. В. Программное содержание:.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Кукла Маша, кукла Даша» Программное содержание: -создание условий для совершенствования умений сравнивать два предмета по величине (ширине, длине, высоте, отражать.

Праздничный утренник к 8 Марта для детей старшей группы «Как Веснушка-конопушка Весну искала». Взрослые: Ведущая, Весна, Веснушка - конопушка. Дети: Сорока, Ёжик, Зайка, Лиса, Медведь, Ручеёк. Атрибуты: Кувшин «с водой» для ручейка,.

Сценарий кукольного спектакля «Как Маша ёлочку искала» Исполнять роли могут как взрослые, так и старшие дошкольники Вед. В мире много сказок грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя.

Конспект мастер-класса для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «Мамина кукла, кукла-антидепрессант» Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «Мамина кукла, кукла-антидепрессант» Подготовил: воспитатель Чойнжурова.

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей группы «Как Снегурочка лето искала» Как Снегурочка лето искала (новогодний утренник для детей старшей группы) Дети входят в зал под музыку, взявшись за руки, образуют перед.

Театрализованное представление «Как Аленушка братца Иванушку искала» Здравствуйте, ребятишки! Здравствуйте, гости дорогие! Я - сказочница Василиса - приглашаю послушать и посмотреть новую сказку «Как Аленушка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Как кукла Акань друзей искала»
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 20:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД