МААМ-картинки

«Как научить детей видеть прекрасное»

Галина Яловенко
«Как научить детей видеть прекрасное»
▼ Скачать + Заказать документы

«Эстетическое чувство, получаемое че-ловеком от природы, должно возвысить-ся на ступень эстетического вкуса, при-обретаемого воспитанием и развитием».

В. Г. Белинский.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью, она способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению, речи и никогда не повторяется.

Публикация «„Как научить детей видеть прекрасное“» размещена в разделах

Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тя-нется к прекрасному, яркому, испытывает огромную радость от общения с природой. Знакомясь с поэтическим образом природы в сказках, потешках, стихотворениях малыш открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпае-мой красотой».

Прямое общение с природой и знакомство с её поэтическим образом в дет-ской литературе оказывает большое влияние на нравственно-эстетические чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.

Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребёнок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на неё, а знакомясь с образами художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передаёт их в различных видах своей деятельности. В дальнейшем ребёнок научится оценивать эстетические качества природы, начнёт воплощать их в своём творчестве и уже никак не обойдётся без художественного слова. Для формирования названных качеств, необходимо тщательно подбирать художественный материал. Например, поэтическими произведениями о природе: «Зима» А. Пушкина, «Не ветер бушует над бором» Н. Некрасова, «Чародейкою Зимою» Ф. Тютчева, «Чудная картина» А. Фета, «Берёза» С Есенина, «Круглый год» С. Маршака.

Отбирая художественные произведения, надо помнить, что разные литера-турные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.

Русская народная сказка раскрывает ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, в сказке «Крошечка - Хаврошечка» есть такие слова: «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились». Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию. Дают представления о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.

Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему спо-собствуют рассказы о природе. Тайны природы, её законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» Пришвина «Золотой луг», «Разговор деревьев» Е. Чарушина «Четыре художника»… Мир природы показан в названных рассказах очень интересно и даже забавно. Рассказы М. Пришвина открывают детям природу как мир тончайшей и светлой поэзии, необыкновенную связь человека и природы.

Научить детей видеть красоту родной природы, приобрести навыки общения с ней помогут целевые экскурсии в природу, ежедневные прогулки. Эстетическое восприятие усиливается благодаря художественному слову. В общении с детьми, взрослые, прежде всего, используют метод побуждения к сопереживанию. Знакомя детей с художественными произведениями о природе, мы создаём эмоциональную атмосферу восприятия. Например, перед чтением рассказа Д. К. Ушинского «Утренние лучи» ребёнок на прогулке наблюдает за солнечными лучами и это даёт ему возможность эмоционально воспринять рассказ.

Эмоциональное восприятие природы и её поэтического образа закрепляется и совершенствуется в деятельности детей, в обучении их практическим действиям,- рассказыванию, ответам на вопросы, чтению стихов наизусть. Побуждая детей к самостоятельной творческой деятельности, взрослым лучше всего применять методы проблемных, поисковых ситуаций (предложить детям словесные игры, отгадать и придумать свои загадки, сочинить сказку, рассказ).

Чем чаще мы будем обращать внимание детей, на красоту природы подтверждая это словами из поэтических произведений тем богаче и красивее будет внутренний мир ребёнка.

Публикации по теме:

«Экология души». Методическая разработка «Экология души» «Войди в природу, словно в дом родной, Люби её всем сердцем и душой». Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя.

Эти забавные животныеЭти забавные животные Общение с животными оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дети.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Как научить детей видеть прекрасное»
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 09:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Как научить детей видеть прекрасное»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Яловенко (УИ 111154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД