Папки-передвижки

Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития» (6 фото)

Ирина Шульгина
Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития»

Выступление

на

Межрегиональной научно-практической экологической конференции

«Учимся жить устойчиво в глобальном мире :

Экология. Здоровье. Безопасность»

«Как научить ребенка любить и беречь природу»

(Мой вклад в распространение идей устойчивого развития)

Аннотация

Публикация «Опыт работы „Как научить ребенка любить природу, Мой вклад в распространение идей устойчивого развития“» размещена в разделах

Доклад ориентирован на педагогов дошкольных образовательных учреждений. Цель - пред-ставить систему работы по экологическому воспитанию дошкольников в контексте концепции устойчивого развития.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, экологическое воспитание в ДОУ,

наследие, мировоззрение устойчивого развития.

Содержание:

1. Цели работы по экологическому воспитанию в рамках концепции устойчивого развития.

2. Какие положения концепции устойчивого развития можно и нужно применять в дошкольном образовании.

3. Представление и характеристика системы работы по экологическому воспитанию.

«Любовь к природе, впрочем,

как и всякая человеческая любовь,

несомненно, закладывается в нас с детства»

(И. С. Соколов-Микитов).

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Первое определение устойчивого развития звучало так : «…это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Речь идет о самоподдерживающем развитии обществаразвитии, которое поддерживает равновесие, в частности общества и окружающей среды, не дает угаснуть природе, а вместе с ней и цивилизации.

Свою задачу я вижу не только в том, чтобы изучить природу и рассказать о ней, а постараться, чтобы эти идеи устойчивого развития вошли в сознание ребенка, чтобы у него сложилось мировоззрение, которое будет определять его поведение в дальнейшем. Дети посте-пенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе, с одной стороны, происходят в соответствии с определенными закономерностями, которые необходимо учитывать, а, с другой — во многом зависят от отношения к ним человека, его поступков.

Какие же положения концепции устойчивого развития можно и нужно применять в дошкольном образовании?

понимание ценности природы не только как среды обитания, но и как глобального фактора на планете.

осознание ребенком себя как части природы.

воспитание уважительного отношения ко всем видам флоры и фауны, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

формирование эмоционального отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость.

понимание того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать, в природе все взаимосвязано.

осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.

формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

«Мыслить глобально, а действовать локально» - вот главный принцип, которым я стараюсь руководствоваться в своей работе.

В моей практике был случай, когда ребенок изо дня в день бегом мчался к песочнице как только мы выходили на прогулку. Все время он что-то строил, лепил, ломал и снова сооружал. Выманить его оттуда было невозможно. Мама забирая ребенка из садика, каждый раз отчитывала его за не слишком чистую одежду, на что малыш не находил, что ответить. Из беседы с мамой выяснилось, что она не разрешает ему играть в песочнице во время прогулок, мотивируя свой отказ не только грязной одеждой после таких игр, но и тем, что такое занятие приносит только вред с точки зрения здоровья. Переубедить ее в этом было довольно сложно. Современные родители и педагоги нередко ограничивают естественные стремления ребенка исследовать окружающую среду — лужу, песочницу, камни, опавшие листья. Ведь запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Все это приводит к угасанию у детей любознательности и познавательной активности.

Я очень рада, что хотя бы в детском саду этот мальчик мог в полной мере удовлетворить свои потребности в исследовании, творчестве и познании окружающей действительности. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать листья, кору деревьев, побегать босиком по траве, самостоятельно открыть тайны природы. Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе!

Ребенок приходит в детский сад совсем маленьким человеком. Это маленькая книга, в ко-торой еще совершенно чистые страницы, доверчиво распахнувшиеся перед тобой. И от нас во многом зависит, с каким багажом этот малыш придет сначала в школу, а затем и во взрослую жизнь.

Большим преимуществом, которым я как педагог дошкольного образовательного учреждения стараюсь в полной мере пользоваться, является поистине безграничная возможность интеграции. Учитель в школе все же ограничен, на мой взгляд, рамками своего предмета. В детском саду мы можем практически каждый вид деятельности (начиная с непосредственной образовательной деятельности и заканчивая режимными моментами) использовать для продвижения идей ОУР. Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей, а не только по разделу ознакомления с природой, принесет желаемые результаты.

Важно изменить монологовую форму общения педагога с ребенком на диалоговую, актив-нее внедрять интерактивные методы в обучение. Современные дети чуть не с пеленок владеют компьютерной техникой, поэтому для них не является проблемой занятие с использованием планшета, интерактивной доски. Напротив, нам, порой, есть чему у них поучиться. Современные технологии дают огромный потенциал для творчества педагога.

Образование для устойчивого развития предполагает уважение к другим людям, включая нынешние и будущие поколения, любовь к родному краю, к родной культуре, к родному го-роду, к родному языку. Эта любовь постепенно расширяется, переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и будущему, а затем ко всему человечеству, к культуре в широком понимании этого слова, как наследию, оставленному нам предками.

Устойчивое развитие подразумевает право ребенка не только на качественное образование, но и на здоровую среду. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, наблюдений, труд в природе развивают детей физически и укрепляют их здоровье.

Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребе-нок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет

Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития»

олученные представления. Стараюсь использовать в своей работе самые разнообразные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные) как природоведческого, так и экологического характера.

Прекрасно, если грамотно организована работа с родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают интерес детей к родной природе. Ведь суть формирования экологической культуры заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т. е. к природе, входящей в пространство жизнедеятельности ребенка. И тут без семьи не обойтись. Мы имеем возможность общаться с родителями наших воспитанников дважды в день. Как этим не воспользоваться! Главной своей задачей я считаю достижения такого уровня взаимопонимания между педагогом и родителями, чтобы с полным основанием можно было говорить о коллективе единомышленников, ставящих перед собой одинаковые цели. Формы работы с родителями могут быть как традиционными (совместные праздники, досуги, так и оригинальными, нестандартными. Например, совместные проекты на самые разнообразные темы. В своей группе мы реализовали такие проекты, как «Спортивное прошлое моей семьи», «Моя туристическая семья». Основной целью этой проектной деятельности было заинтересовать и детей, и родителей в создании подобных традиций в своих семьях. По результатам проектов мы делали презентации, которые потом показывали и обсуждали на родительских собраниях.

Еще одна форма работы - создание оригинальных стендов для родителей.

Оригинальность заключается в том, что на таком стенде содержится не просто информация для родителей, но и карточки, содержащие стихи, загадки, различные задания и игры для детей на различную тематику которые родители могут брать с собой и использовать их дома или даже по дороге из детского сада. В данном случае мы посвятили свой стенд вопросам безопасности детей в разнообразных жизненных ситуациях. Ребята сами «тянут» родителей к нему, так им нравится выполнять предложенные нами игры и задания.

Также интересно и увлекательно проходят совместные викторины. Процесс порой так увлекает родителей, что они гораздо больше детей переживают за результат.

Обучающий характер носит и специальная развивающая среда, создающаяся для разнообразных видов детской деятельности (детские лаборатории, уголки природы, мини-музеи, огороды на окне и многое другое). Мы стараемся больше внимания уделять самостоятельной деятельности ребенка, проявлению его инициативы. Дать нашим ребятам возможность самостоятельно найти ответы на свои вопросы о природе. Наша гордость – это мини-музей «От атома до Вселенной», который создавался в год 60-летия Дубны. С его помощью мы по-старались в доступной ребятам форме объяснить не только строение нашей Солнечной сис-темы и Вселенной (макромира, но и строение атомов и молекул (микромира,их некоторую схожесть. А заодно и попытались понять, чем же занимаются ученые ОИЯИ, прославившие город на весь мир. Очень хочется отметить, что в наш мини-музей приходили с экскурсиями ребята не только из других групп, но и из других детских садов. А экскурсоводами выступа-ли сами ребята нашей группы.

Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать бережное, любовное отношение к природе. Мы не знаем, что будет востребовано завтра, какие именно знания пригодятся нашим детям и внукам. Значит, мы не должны стремиться дать им массу готовых сведений, которые кажутся нам столь важными сегодня, наша задача – научить их добывать информацию самостоятельно. Поэтому в основе образования для устойчивого развития лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. ОУР подразумевает качественно новый уровень взаимодействия педагога и воспитанника, оно направлено на изменение нашего мышления. В своей работе я стараюсь соответствовать этим принципам, которые помогут развить в наших детях чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.

В образовании для формирования мировоззрения устойчивого развития ключевым понятием является наследие. Самым главным наследием, которое мы можем оставить будущим поколениям - это наши дети. Очень хочется, чтобы они выросли умными и умелыми, добрыми и заботливыми, любящими своих родных, свой город, свою страну, свою планету.

Эмблема Всемирного наследия была в свое время использована для создания образа Патримонито – забавного человечка, юного помощника, охраняющего всемирное наследие. Для того, чтобы лучше представить и понять как выстраивать свою систему работы как педагога дошкольного образовательного учреждения, я попыталась представить ее в виде подобной эмблемы. Насколько удачно – судить вам, но у меня есть свой собственный Патримонито – маленький помощник в нашей нелегкой профессии.

Только комплексно решая вопросы экологического и патриотического воспитания, культурного наследия и не забывая о самом главном – о здоровье наших детей, можно надеяться на формирование у них мировоззрения, которое будет определять в дальнейшем наше будущее, мировоззрение устойчивого развития.

Фото «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития»
Опыт работы - фото
Фото №1 Выступление на Межрегиональной научно практической Фото №2 Экология экологическое воспитание природа экологической конференции Учимся жить устойчиво в глобальном мире Экология Фото №3 Материалы для педагогов Экология экологическое воспитание природа Темочки Дистанционная педагогическая конференция январь Доклад ориентирован на педагогов дошкольных образовательных учреждений
Публикации по теме:

Рекомендация «Несколько занимательных идей, которые научат ребенка полюбить природу» «Несколько занимательных идей, которые научат ребенка полюбить природу» Дети очень любят проводить время на улице. А наблюдения за природой.

Опыт работы «Здоровье — важное составляющее гармоничного развития ребенка» В наше время современные родители отдают предпочтение, умственному развитию своих детей. И в то же время родители хотят видеть своего ребёнка.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить природу» Научить ребенка понимать, что такое живая и неживая природа на самом деле не так уж и просто. Здесь необходимо передать ребенку свой чувственный.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить живое» Ознакомление детей с живой и неживой природой - сложная тема. Освоение и понимание её законов требует не только рациональных подходов и.

Консультация музыкального руководителя для родителей «Как научить ребёнка любить классику» Ребёнок начинает слышать звуки еще в утробе матери. Будучи беременной, будущая мама замечает, как её малыш вздрагивает от резкого звука.

Консультация для родителей «Научить детей любить природу» В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире, экологические проблемы окружающей среды приобрели.

Консультация для родителей «Научите ребенка любить природу»Консультация для родителей «Научите ребенка любить природу» Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе. Великий педагог В. А. Сухомлинский отметил:"Наблюдения необходимы.

Консультация «Как научить ребенка беречь природу» Учим ребёнка беречь природу Формирование у детей основ экологической культуры предполагает единение и взаимосвязь таких ее составляющих,.

Консультация «Как научить ребенка любить книгу» «Чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушкин Воспитатель: Дорогие родители! Сегодня у нас не совсем обычный день. Мы собрались сегодня, чтобы.

Опыт работы «Сказка как средство эмоционального развития детей» Мы сегодня живем в непростое время. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последнее время становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития»
Опубликовано: 20 января 2019 в 20:55
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД