Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития»

Ирина Шульгина
Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития»

Выступление

на

Межрегиональной научно-практической экологической конференции

«Учимся жить устойчиво в глобальном мире:

Экология. Здоровье. Безопасность»

«Как научить ребенка любить и беречь природу»

(Мой вклад в распространение идей устойчивого развития)

Аннотация

Доклад ориентирован на педагогов дошкольных образовательных учреждений. Цель - пред-ставить систему работы по экологическому воспитанию дошкольников в контексте концепции устойчивого развития.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, экологическое воспитание в ДОУ,

наследие, мировоззрение устойчивого развития.

Содержание:

1. Цели работы по экологическому воспитанию в рамках концепции устойчивого развития.

2. Какие положения концепции устойчивого развития можно и нужно применять в дошкольном образовании.

3. Представление и характеристика системы работы по экологическому воспитанию.

«Любовь к природе, впрочем,

как и всякая человеческая любовь,

несомненно, закладывается в нас с детства»

(И. С. Соколов-Микитов).

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Первое определение устойчивого развития звучало так: «…это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Речь идет о самоподдерживающем развитии обществаразвитии, которое поддерживает равновесие, в частности общества и окружающей среды, не дает угаснуть природе, а вместе с ней и цивилизации.

Свою задачу я вижу не только в том, чтобы изучить природу и рассказать о ней, а постараться, чтобы эти идеи устойчивого развития вошли в сознание ребенка, чтобы у него сложилось мировоззрение, которое будет определять его поведение в дальнейшем. Дети посте-пенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе, с одной стороны, происходят в соответствии с определенными закономерностями, которые необходимо учитывать, а, с другой — во многом зависят от отношения к ним человека, его поступков.

Какие же положения концепции устойчивого развития можно и нужно применять в дошкольном образовании?

понимание ценности природы не только как среды обитания, но и как глобального фактора на планете.

осознание ребенком себя как части природы.

воспитание уважительного отношения ко всем видам флоры и фауны, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

формирование эмоционального отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость.

понимание того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать, в природе все взаимосвязано.

осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.

формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

«Мыслить глобально, а действовать локально» - вот главный принцип, которым я стараюсь руководствоваться в своей работе.

В моей практике был случай, когда ребенок изо дня в день бегом мчался к песочнице как только мы выходили на прогулку. Все время он что-то строил, лепил, ломал и снова сооружал. Выманить его оттуда было невозможно. Мама забирая ребенка из садика, каждый раз отчитывала его за не слишком чистую одежду, на что малыш не находил, что ответить. Из беседы с мамой выяснилось, что она не разрешает ему играть в песочнице во время прогулок, мотивируя свой отказ не только грязной одеждой после таких игр, но и тем, что такое занятие приносит только вред с точки зрения здоровья. Переубедить ее в этом было довольно сложно. Современные родители и педагоги нередко ограничивают естественные стремления ребенка исследовать окружающую среду — лужу, песочницу, камни, опавшие листья. Ведь запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Все это приводит к угасанию у детей любознательности и познавательной активности.

Я очень рада, что хотя бы в детском саду этот мальчик мог в полной мере удовлетворить свои потребности в исследовании, творчестве и познании окружающей действительности. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать листья, кору деревьев, побегать босиком по траве, самостоятельно открыть тайны природы. Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе!

Ребенок приходит в детский сад совсем маленьким человеком. Это маленькая книга, в ко-торой еще совершенно чистые страницы, доверчиво распахнувшиеся перед тобой. И от нас во многом зависит, с каким багажом этот малыш придет сначала в школу, а затем и во взрослую жизнь.

Большим преимуществом, которым я как педагог дошкольного образовательного учреждения стараюсь в полной мере пользоваться, является поистине безграничная возможность интеграции. Учитель в школе все же ограничен, на мой взгляд, рамками своего предмета. В детском саду мы можем практически каждый вид деятельности (начиная с непосредственной образовательной деятельности и заканчивая режимными моментами) использовать для продвижения идей ОУР. Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей, а не только по разделу ознакомления с природой, принесет желаемые результаты.

Важно изменить монологовую форму общения педагога с ребенком на диалоговую, актив-нее внедрять интерактивные методы в обучение. Современные дети чуть не с пеленок владеют компьютерной техникой, поэтому для них не является проблемой занятие с использованием планшета, интерактивной доски. Напротив, нам, порой, есть чему у них поучиться. Современные технологии дают огромный потенциал для творчества педагога.

Образование для устойчивого развития предполагает уважение к другим людям, включая нынешние и будущие поколения, любовь к родному краю, к родной культуре, к родному го-роду, к родному языку. Эта любовь постепенно расширяется, переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и будущему, а затем ко всему человечеству, к культуре в широком понимании этого слова, как наследию, оставленному нам предками.

Устойчивое развитие подразумевает право ребенка не только на качественное образование, но и на здоровую среду. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, наблюдений, труд в природе развивают детей физически и укрепляют их здоровье.

Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребе-нок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет

Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития»

олученные представления. Стараюсь использовать в своей работе самые разнообразные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные) как природоведческого, так и экологического характера.

Прекрасно, если грамотно организована работа с родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают интерес детей к родной природе. Ведь суть формирования экологической культуры заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т. е. к природе, входящей в пространство жизнедеятельности ребенка. И тут без семьи не обойтись. Мы имеем возможность общаться с родителями наших воспитанников дважды в день. Как этим не воспользоваться! Главной своей задачей я считаю достижения такого уровня взаимопонимания между педагогом и родителями, чтобы с полным основанием можно было говорить о коллективе единомышленников, ставящих перед собой одинаковые цели. Формы работы с родителями могут быть как традиционными (совместные праздники, досуги, так и оригинальными, нестандартными. Например, совместные проекты на самые разнообразные темы. В своей группе мы реализовали такие проекты, как «Спортивное прошлое моей семьи», «Моя туристическая семья». Основной целью этой проектной деятельности было заинтересовать и детей, и родителей в создании подобных традиций в своих семьях. По результатам проектов мы делали презентации, которые потом показывали и обсуждали на родительских собраниях.

Еще одна форма работы - создание оригинальных стендов для родителей.

Оригинальность заключается в том, что на таком стенде содержится не просто информация для родителей, но и карточки, содержащие стихи, загадки, различные задания и игры для детей на различную тематику которые родители могут брать с собой и использовать их дома или даже по дороге из детского сада. В данном случае мы посвятили свой стенд вопросам безопасности детей в разнообразных жизненных ситуациях. Ребята сами «тянут» родителей к нему, так им нравится выполнять предложенные нами игры и задания.

Также интересно и увлекательно проходят совместные викторины. Процесс порой так увлекает родителей, что они гораздо больше детей переживают за результат.

Обучающий характер носит и специальная развивающая среда, создающаяся для разнообразных видов детской деятельности (детские лаборатории, уголки природы, мини-музеи, огороды на окне и многое другое). Мы стараемся больше внимания уделять самостоятельной деятельности ребенка, проявлению его инициативы. Дать нашим ребятам возможность самостоятельно найти ответы на свои вопросы о природе. Наша гордость – это мини-музей «От атома до Вселенной», который создавался в год 60-летия Дубны. С его помощью мы по-старались в доступной ребятам форме объяснить не только строение нашей Солнечной сис-темы и Вселенной (макромира, но и строение атомов и молекул (микромира,их некоторую схожесть. А заодно и попытались понять, чем же занимаются ученые ОИЯИ, прославившие город на весь мир. Очень хочется отметить, что в наш мини-музей приходили с экскурсиями ребята не только из других групп, но и из других детских садов. А экскурсоводами выступа-ли сами ребята нашей группы.

Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать бережное, любовное отношение к природе. Мы не знаем, что будет востребовано завтра, какие именно знания пригодятся нашим детям и внукам. Значит, мы не должны стремиться дать им массу готовых сведений, которые кажутся нам столь важными сегодня, наша задача – научить их добывать информацию самостоятельно. Поэтому в основе образования для устойчивого развития лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. ОУР подразумевает качественно новый уровень взаимодействия педагога и воспитанника, оно направлено на изменение нашего мышления. В своей работе я стараюсь соответствовать этим принципам, которые помогут развить в наших детях чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.

В образовании для формирования мировоззрения устойчивого развития ключевым понятием является наследие. Самым главным наследием, которое мы можем оставить будущим поколениям - это наши дети. Очень хочется, чтобы они выросли умными и умелыми, добрыми и заботливыми, любящими своих родных, свой город, свою страну, свою планету.

Эмблема Всемирного наследия была в свое время использована для создания образа Патримонито – забавного человечка, юного помощника, охраняющего всемирное наследие. Для того, чтобы лучше представить и понять как выстраивать свою систему работы как педагога дошкольного образовательного учреждения, я попыталась представить ее в виде подобной эмблемы. Насколько удачно – судить вам, но у меня есть свой собственный Патримонито – маленький помощник в нашей нелегкой профессии.

Только комплексно решая вопросы экологического и патриотического воспитания, культурного наследия и не забывая о самом главном – о здоровье наших детей, можно надеяться на формирование у них мировоззрения, которое будет определять в дальнейшем наше будущее, мировоззрение устойчивого развития.

Публикации по теме:

Рекомендация «Несколько занимательных идей, которые научат ребенка полюбить природу» «Несколько занимательных идей, которые научат ребенка полюбить природу» Дети очень любят проводить время на улице. А наблюдения за природой.

Опыт работы «Здоровье — важное составляющее гармоничного развития ребенка» В наше время современные родители отдают предпочтение, умственному развитию своих детей. И в то же время родители хотят видеть своего ребёнка.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить природу» Научить ребенка понимать, что такое живая и неживая природа на самом деле не так уж и просто. Здесь необходимо передать ребенку свой чувственный.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить живое» Ознакомление детей с живой и неживой природой - сложная тема. Освоение и понимание её законов требует не только рациональных подходов и.

Консультация музыкального руководителя для родителей «Как научить ребёнка любить классику» Ребёнок начинает слышать звуки еще в утробе матери. Будучи беременной, будущая мама замечает, как её малыш вздрагивает от резкого звука.

Консультация для родителей «Научить детей любить природу» В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире, экологические проблемы окружающей среды приобрели.

Консультация для родителей «Научите ребенка любить природу»Консультация для родителей «Научите ребенка любить природу» Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе. Великий педагог В. А. Сухомлинский отметил:"Наблюдения необходимы.

Консультация «Как научить ребенка беречь природу» Учим ребёнка беречь природу Формирование у детей основ экологической культуры предполагает единение и взаимосвязь таких ее составляющих,.

Консультация «Как научить ребенка любить книгу» «Чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушкин Воспитатель: Дорогие родители! Сегодня у нас не совсем обычный день. Мы собрались сегодня, чтобы.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Весна
Автор публикации:
Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития»
Опубликовано: 20 января 2019 в 20:55
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...