Лучший педагог года

Как разработать и реализовать проект-эксперимент

Олеся Сметанина
Как разработать и реализовать проект-эксперимент

Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952).

По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями".

«Проект» (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Проект – специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Публикация «Как разработать и реализовать проект-эксперимент» размещена в разделах

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Зачем нужны проекты?

Поддержка и развитие самостоятельной и познавательной деятельность детей.

Развитие познавательной сферы, расширение кругозора.

Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.

Развитие умения наблюдать, слушать.

Развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи.

Развитие умения увидеть проблему комплексно с разных сторон.

Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).

Виды проектов

По количеству участников в проекте :

индивидуальные

групповые

коллективные

По продолжительности выполнения проекта :

краткосрочные (1-3нед.)

среднесрочные (до 1 мес.)

долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду деятельности: (по Л. В. Киселевой)

Исследовательско-творческие

Информационно-практико-ориентированные

Творческие

Ролево- игровые

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Роль педагога при использовании метода проектов :

учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей,

строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве,

мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы.

Роль дошкольника:

является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта).

план проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

I этап разработки проекта – целеполагание : воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

IIэтап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза– это и есть цель проекта).Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план,.

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. При разработке педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном эвристической (творческое решение задач) и поисковой деятельности.

Работая над проектом в книжном уголке можно поставить энциклопедии для детей нужной тематики. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры по теме проекта. Сюжетно-ролевые игры будут организовываться тоже по теме проекта.

К организации поисковой и творческой деятельности необходимо подключить родителей, если ребенок не справляется с выполнением задания.

Задания придумывает воспитатель, а родители с детьми выбирают.

Задание не должно быть слишком трудоемким и выполняться с «желанием и радостью».

Для усвоения понятий по теме проекта достаточно организовать совместную работу воспитателей, детей в процессе занятий, бесед, игровой деятельности.

А для формирования осознанного отношения к проблеме необходима практическая деятельность детей, направленная на получение результатов.

IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет, рассказ, спектакль, праздник. При защите проекта должны быть продемонстрированы вклад ребенка, родителя, педагога.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Литература:

1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.№ 1. С. 24-36.

2. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети взрослые и мир вокруг. М., 1993.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008

Публикации по теме:

Исследовательский эксперимент с водойИсследовательский эксперимент с водой В нашем детском саду я решила провести исследовательский эксперимент с водой. Что такое вода что она делает,растворяются или не растворяются.

Как реализовать мечту о послушных детях Еще совсем недавно ласковый и послушный ребенок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым – практически неуправляемым. «Я ему слово,.

Педагогический эксперимент «Общение с домашними животными»Педагогический эксперимент «Общение с домашними животными» Педагогический эксперимент. «Общение с домашними питомцами». В современных условиях в детских садах содержание животных, птиц и даже аквариумных.

Занятие-эксперимент «Сажаем лук-Лучок!»Занятие-эксперимент «Сажаем лук-Лучок!» Посадка лучка Цель: познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в воду формировать практические знания о посадке лука в землю.

Занятие-эксперимент «Свойства снега»Занятие-эксперимент «Свойства снега» Цель: Создание условий для проведения эксперимента со снегом Задачи: • обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение;.

Витамины на подоконнике. Опыт-эксперимент (фотоотчёт).Витамины на подоконнике. Опыт-эксперимент (фотоотчёт). Витамины на подоконнике. Опыт-эксперимент. Фотоотчёт. Цель: расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии.

Эксперимент в старшей группе «Посадка семян»Эксперимент в старшей группе «Посадка семян» Цели и задачи: развивать у детей интерес экспериментированию; уточнить знания детей о свойствах воздуха и воды, научить проводить несложные.

Эксперимент «Волшебница — водица»Эксперимент «Волшебница — водица» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Ивушка» города Белореченска МО Белореченский.

Эксперимент «Воздух-невидимка»Эксперимент «Воздух-невидимка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Ивушка» города Белореченска МО Белореченский.

Занятие-эксперимент «Свойства воды»Занятие-эксперимент «Свойства воды» Здравствуйте! У меня с детьми средней группы осуществляется проектная деятельность на тему: «Радуга открытий», основой является экспериментирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как разработать и реализовать проект-эксперимент
Опубликовано: 31 мая 2016 в 14:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД