Махруткина Оксана
Информационный материал «Как развивается речь ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Она начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определенного уровня развития. Но имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась и в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Информационный материал „Как развивается речь ребёнка“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребёнка, так как овладение речью и дальнейшее её формирование находится в тесной зависимости от физического и психического состояния малыша.
Первый год жизни ребёнка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение он прислушивается к звукам речи, отыскивает говорящих, развивается понимание речи. Идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата. К концу второго года жизни малыша речь хоть и далека от совершенства, но уже становится основным средством общения. К трём годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована.
Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут громко ответить на вопрос взрослого, и в то же время не способны говорить шепотом при подготовке ко сну. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш упражняет свои артикуляционный аппарат.
На четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчётливой. Ребёнок с небольшой помощью взрослого может передать содержание сказки, рассказать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива общения всё чаще исходит от ребёнка.
К концу 5 начало 6 года жизни ребёнка с нормальным речевым развитием достигает довольно высокого уровня: он правильно произносит все звуки родного языка, имеет необходимые для общения словарный запас, его высказывания содержательны, выразительны и точны.
Успешно овладеть программным материалом при поступлении в школу, ребёнок лишь может в том случае, если он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, грамматически правильно строит предложения, способен рассказать о пережитых событиях и явлениях окружающей действительности.
Всё это довольно непросто, поэтому взрослые должны обязательно помочь ребёнку в овладении речью.