Папки-передвижки

Консультация «Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках»

Светлана Кияева
Консультация «Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

В требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) одним из основных принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые направлены на развитие инициативы и самостоятельности:

1. Проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

2. Выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

3. Проявляют способность к волевым условиям;

4. Самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

Публикация «Консультация „Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках“» размещена в разделах

5. Проявляют способность к принятию собственных решений.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать и понять, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

В дошкольном возрасте начинается этап становления личности. В этот период активизирует мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Проявить свою инициативу, активность, творческий подход ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать. Чувствуя, что с его идеями согласились и тем более если эти идеи способствовали достижению общей цели, ребенок становится как будто взрослее, его интерес к деятельности возрастает и поддерживается до достижения результата, повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность в других видах деятельности. А возможность самостоятельно выбирать партнера по игре и общению, а также желаемый вид деятельности является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка.

Конечно же, в детском саду ведется большая работа по поддержке детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Но вместе с этой работой наверняка существует и множество трудностей. Во-первых, для того, чтобы ребенок чувствовал себя смелее и комфортнее при выражении своих идей, воспитатель должен обязательно занимать позицию партнера. А это не всегда легко, так как при этом необходимо поддержать дисциплину и добиться решения учебных задач. Во-вторых, плотный распорядок дня в детском саду и большая нагрузка иногда просто не оставляет времени на поддержку всех детский идей. Ведь надо успеть сформировать многие умения и подготовить детей к школе. В-третьих, в каждой группе есть активные и инициативные дети, которые в любом вопросе готовы предложить неординарное творческое решение, а есть дети, которые, в силу своего характера и темперамента, менее активные и более стеснительны. Этим детям требуется уделять особенное внимание и вести индивидуальную работу.

Все эти трудности встречаются и в нашей группе. Поэтому в данной работе мне хочется поделиться своим опытом по преодолению этих трудностей и поддержке детской инициативы в разных видах деятельности.

1. Поддержка инициативы и самостоятельности детей

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по

обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с

освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью

проявления ребенком в труде субъектной позиции.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она

всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим

она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально

приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические

или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и

кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают

взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на

окружающих.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах:

стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет

ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо

помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад.

Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее,

можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу необходимо

поддерживать.

По моему мнению, развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников

совместной деятельности;

• создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и

мыслей;

• не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и

самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,

проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе

собственного побуждения.

Любая деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагог, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

В нашем детском саду используют следующие виды проектной деятельности:

1. Исследовательско–творческие. Когда дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде нетрадиционной техники рисования, на дополнительном занятии по программе «Цветные ладошки».

2. Ролево–игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

3. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

4. Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника.)

Реализация проектной деятельности предполагает определенную последовательность в выполнении – структурирование, а также определенный вид деятельности детей и воспитателя на каждом этапе.

2. Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности

Образовательная программа, по которой работает наш детский сад, охватывает все образовательные области ФГОС ДО. Это:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Данные образовательные области помогают формировать у детей самостоятельность и инициативу.

Требуя от ребенка самостоятельности, я руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его убирать игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимаются одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После занятия нужно убирать свое «рабочее место», чтобы помочь Светлане Анатольевне», а не «нужно убирать за собой!».

Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про «Троллей» или четыре серии про «Сказочный патруль», раскрасить шесть рисунков или успеть собрать замок из конструктора. Мы должны понимать, что, если дети вас не слушают, значит им не интересно, значит надо менять свои подходы к созданию мотивации. Чтобы мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность можно в конце занятия или совместной деятельности предложить детям, что можно из того, что узнали использовать потом. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно и получали от этого удовольствие.

3. Способы воспитать инициативу и активность

Что мы можем сделать, чтобы привить ребенку ценные качества:

• Создать условия для того, чтобы у детей была возможность выбирать деятельность, а также партнеров для совместной деятельности;

• Мотивировать детей принимать решения, без страха выражать свои чувства и мысли;

• Мягко помогать детям в разных видах деятельности, стимулируя проявления волевых признаков у детей.

Я рекомендую метод организации сюжетно-ролевых игр с детьми. Этот вид деятельности способен творить чудеса с ребятами, корректируя личностные составляющие: воодушевлять, обучать, делать смелым, активным и т. п. Любую игру взрослый может организовать так, чтобы дать возможность детям самореализоваться.

Нужно взять за правило в рамках плана работы предусматривать игры на свободную тему, выбранную детками. И во время забав на заданную тему давать волю детской фантазии, отстраненно наблюдая и при необходимости направляя процесс в нужное русло.

Чаще спрашивать детей: «Кто хочет?», «Чем займемся?», «Как поступить?», «Что выбираешь?». Так же отличная методика «Три варианта», ее можно применять в любом возрасте ребенка: если он приходит к вам с вопросом или проблемой, вы предлагаете ему для начала самому найти три варианта решения. Обычно в процессе обдумывания вариантов находится и решение.

Помимо постоянных побуждений в процессе повседневной деятельности, хорошо бы специально организовывать ситуации, ритуалы для инициативы и самостоятельности. Например, ввести день самоуправления, когда дети, утром совместно обсудив, выбирают, чем будут заниматься сегодня в рамках расписания дня. Воспитатель может предложить деятельность на выбор или полностью отдать инициативу детям.

Во время творческих занятий сам Бог велел стимулировать свободу выбора, поиск путей реализации задуманного. Наша задача – дать инструмент для действия и научить с ним работать, далее – дети действуют сами.

Для этого мы обновляем содержание развивающей среды, меняя содержимое побуждаем детей к самостоятельности и инициативе.

Подходы к поддержке детской инициативы и самостоятельности:

1. Социокультурный подход;

2. Деятельный подход;

3. Личностно-ориентированный подход.

Анализируя свою проделанную работу, могу сделать вывод: дети - художники, ученые, изобретатели - видят мир во всей его своеобразности и первозданности. Они любят фантазировать и экспериментировать. В нашем саду мы занимаемся по дополнительной программе «Цветные ладошки» Лыковой И. А. Работа, проведенная по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показал, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности действий, настойчивости в достижении результата. Трудовая деятельность способствует развитию самостоятельности и инициативы. В моей группе дошкольники с удовольствием помогают на участке детского сада, причем незначительный пример взрослых способствует проявлению детской инициативы, желанию помочь и конечно же увидеть результат.

Заключение

На вопрос «В каких видах деятельности можно развивать самостоятельность и инициативу детям?», можно ответить так:

• Простой бытовой труд и самообслуживание;

• Творчество: лепка, рисование, конструирование и т. п. ;

• Коммуникативная деятельность: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т. п. ;

• Самоорганизация: для этого есть тематические уголки в группе, где дети самостоятельно могут себя занять.

Думаю, главное – создать благоприятные условия в группе для детской инициативы и самостоятельности, а также всячески способствовать формированию зрелой личности.

Публикации по теме:

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителейЧувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей Патриотизм-это уважительное отношение к своей стране, чувство преданности и верности своему Отечеству, желание служить его интересам и защищать.

Комплексно-тематическое планирование по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» Уважаемые коллеги! Продолжаю публикацию комплексно - тематического планирования по разделам общеобразовательной программы дошкольного образования.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Фонематический слух и как его развивать» Консультация для родителей: «Фонематический слух и как его развивать» Фонематический слух начинает развиваться с рождения. В процессе формирования.

Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников»Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников» Математика-это не только умение хорошо считать,а развитие логического мышления,умение находить нестандартный выход. Развивать математические.

Консультация для родителей «Как развивать память у детей?» Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память - это способность.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество - необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Консультация «Развивать творческое мышление»Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках»
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 16:10
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кияева (УИ 2709797) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД