«Калина красная». Конспект организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни

Лариса Кубрак
«Калина красная». Конспект организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни

«Калина красная»

конспект организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни

Цель

Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Форма работы с детьми: познавательно - исследовательская деятельность.

Форма организации: групповая.

Учебно – методический комплекс: самостоятельная разработка.

Задачи

Развивающие:

Расширять словарный запас: лаборатория, лаборант.

Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;

Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, настойчивость в достижении цели.

Воспитательные:

Формировать умение отстаивать своё мнение (доказательно, обоснованно);

Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.

Обучающие:

Расширять и обобщать представление детей о калине и ее лекарственных свойствах;

Формировать умение анализировать результатам эксперимента (опыта).

Формировать у детей умение самостоятельно находить способы решения задач, переносить приобретенные умения в новые условия.

Оборудование и материалы: ягоды калины (натуральные, магнитная доска, фотографии калины и рябины, письмо от Бабы Яги, алгоритм проведения опыта, блюдца, ложечки, мокрые салфетки на каждого ребенка, сосуд для измерения миллилитров, конверт для отправки письма, звукозапись музыкальной игры «На горе – то калина», ИКТ: презентация слайдов.

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:

- проявление интереса к познавательной, исследовательской деятельности;

- самостоятельность в исследовании и сравнении различных объектов;

- активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;

- инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

- способность эмоционально сопереживать героям сюжета;

- способность планировать и согласовывать свои действия;

- готовность рассказать о способе решения той или иной задачи;

- владение способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем;

- способность доводить начатое дело до конца;

- умение анализировать результаты собственной деятельности, выявлять трудности, передавать свои впечатления. Делать выводы, умозаключения.

В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкальной, исследовательской, коммуникативной.

Ход познавательно-исследовательской деятельности

Мотивация на совместную деятельность:

Воспитатель вносит в группу на подносе веточки калины, прикрытые платком: Ребята, отгадайте, какой сюрприз я вам сегодня приготовила? (выслушивает варианты ответов детей). Как вы думаете, что лежит под платком? (выслушивает варианты ответов детей). А вы хотите узнать, что здесь лежит? (выслушивает варианты ответов детей). Тогда отгадайте загадку - подсказку:

Кустом в лесу, в саду растет.

И белым зонтиком цветет,

Созреет красной, как малина,

Но это горькая (открывает поднос с веточками калины)

Актуализация знаний детей:

Это калина! А что вы знаете об этом растении? (выслушивает варианты ответов детей).

На какое растение она похожа и чем? (выслушивает варианты ответов детей). На магнитную доску выставляются рисунок калины и рябины (смотри приложение). Посмотрите, чем похожи эти два растения? А в чем их отличия? (выслушивает варианты ответов детей).

А слышали ли вы когда-нибудь о лекарственных растениях? Что это за растения? Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей).

Введение новых знаний:

Из лекарственных растений приготавливают отвары, настойки, прикладывают листики на больное место (рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов). Калина – это тоже лекарственное растение. Калина растет в наших садах и огородах, иногда – это кустарник, а иногда – дерево. Плоды калины ценны прежде всего высоким содержанием витамина С. Многие садоводы не хотят выращивать калину из-за горечи ее плодов. Да, плоды калины горькие, но после заморозка горьковатый вкус плодов исчезает. Сок сырых плодов рекомендуется как наружное средство от прыщей и веснушек. Теплый отвар плодов с медом помогает от простуды, кашля. Свежие плоды и их настои полезны при заболеваниях желудка. В целом плоды калины — высоковитаминное общеукрепляющее средство, поэтому люди собирают ее и заготавливают на зиму. Кроме того - калина очень красивое дерево, поэтому художники изображали ее в своих произведениях, а люди сочиняли стихи, песни и даже игры. А вы знаете какую – нибудь игру, где есть слово «калина»? Хотите ее вспомнить?

Тогда я предлагаю вам сейчас в нее поиграть. Выходите на ковер и вставайте в круг.

Физкультминутка – музыкальная игра «На горе – то калина»

(Звучит музыкальное сопровождение, дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Сюрпризный момент: по окончанию игры в группу приносят конверт с письмом от Бабы Яги

Воспитатель вскрывает его и читает: «Дорогие детишки, хотела прийти к вам в гости, но что-то прихворнула я, миленькие, голова что-то болит, кашляю, температура высокая… Не знаю, что мне делать, аптеки – то в лесу нет…».

Проблемный вопрос:

Воспитатель: «Дети, что же делать? Баба Яга разболелась…»

Воспитатель организует диалог. Постараться подвести детей к тому, что Бабу Ягу можно вылечить целебным соком калины. (выслушивает все предложения воспитанников и, если никто из детей не предложил выжать сок из ягод калины, то к этому их подводит воспитатель).

Воспитатель: «Правильно, ребята, мы можем приготовить сок из ягод калины и выслать ее баночку». Хотите ей помочь? (ответы детей)

Воспитатель ставит гипотезу: «Ребята, а как вы думаете, мы сможем приготовить сок из калины в группе? Как это можно сделать?» (выслушивает варианты ответов детей) А хотите попробовать? Давайте пройдем в нашу лабораторию и попробуем из ягод калины добыть лекарственный сок. Пока дети проходят в «лабораторию» воспитатель задает вопрос: «А как вы думаете, кто такие лаборанты? Чем они занимаются? (выслушивает ответы детей)

Детям предлагается следующий алгоритм (смотри приложение):

1 – блюдце накрывается куском марли

2 – при помощи ложечки взять ягоды из тарелки

3 – выложить ягоды на блюдце, накрытое марлей

4 – выжать сок

5 – вылить сок в банку

6 – протереть руки влажной салфеткой

Воспитатель: что у нас получилось? Какого сок цвета? Какой у него запах?

Рефлексия:

Воспитатель: «У нас всё получилось, а главное, что вы все помогли Бабе Яге. Ребята, вам понравилось делать сок?

(Педагог побуждает детей к речевой активности)

Чему вы сегодня научились? Что новое узнали о калине? Что для вас было самым трудным?

Теперь мы можем выслать баночку с соком Бабе Яге вместе со схемой сока, а если кто-то хочет познакомить и рассказать об этом растении дома, то вы можете нарисовать калину самостоятельно и рассказать о ее лекарственных свойствах дома.

Публикации по теме:

Открытое занятие «Секреты шоколада». Познавательно-речевое направление с использованием исследовательской деятельности Содержание: 1. Вводная часть: введение сюрпризного момента 2. Основная часть: беседа, эксперимент, просмотр презентации. 3. Итоговая часть:.

Планирование психолого-педагогической деятельности с детьми с 3-х лет в МДОУ в течении дня в рамках ФГОС Планирование психолого-педагогической деятельности с детьми с 3-х лет в МДОУ в течении дня в рамках ФГОС Д. н. I половина дня II половина.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
«Калина красная». Конспект организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни
Опубликовано: 17 ноября 2014 в 12:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июля. День божьих коровок на МААМ

У всех народов мира божьи коровки пользуются большой симпатией и любовью. Этих милых жучков в каждой стране называют похожими именами: во Франции — курочкой Бога, в Сербии— божьей овечкой, в Болгарии —...

21 июля. Прокопий Жнец

В южных регионах нашей страны уборка зерновых уже давно в разгаре, а в северной и центральной России – наступает жаркая пора жатвы. В старину именно Прокопьев день считался открытием жатвенной страды. Он...

Подготовка к летней оздоровительной работе 2019 года. Участие в районном конкурсе...
Здравствуйте. Сегодня я вам расскажу и покажу , как наше дошкольное образовательное учреждение подготовилось к летней оздоровительной работе 2019года. Мы...
Фотоотчет о развлечении «Путешествие на лесную полянку»
Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой. Лето - замечательная пора, когда можно...
Сценарий фестиваля песни и хореографического искусства детей дошкольного возраста
Ведущий : Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех вас на фестивале вокального творчества и хореографического искусства детей дошкольного...