Людмила Майкова
Конспект совместной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей 4–5 лет «Капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
совместной образовательной деятельности
с элементами экспериментирования для детей 4-5 лет
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Капелька»
средняя группа
Цель: формирование элементарных представлений о свойствах воды.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах);
- уточнить значение воды для всего живого на земле;
- развивать любознательность, мышление и речь детей.
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей 4–5 лет „Капелька“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Расширять и активизировать словарный запас: прозрачная, бесцветная.
Материалы: пластмассовые стаканы, молоко, вода, дольки лимона, цветные крышки от бутылок, презентация с изображением животных, растений и людей с водой и в воде.
Методы и приемы:
Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки».
Практический: опыты.
Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Виды детской деятельности :
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Ход занятия:
Дети сидят на своих местах за столами.
Воспитатель: Доброе утро.
Дети: Доброе утро
Воспитатель: Влево повернулись дружочку улыбнулись, вправо повернулись ещё раз улыбнулись. Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного. Слушать внимательно, ума набираться, на вопросы отвечать и мне помогать! А к нам сегодня в гости пришла Капелька, которая очень хотела прийти к вам ребята. Но почему она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Поможем капельке?
Дети: Да, мы поможем Капельке. И расскажем всё что знаем.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне пожалуйста из чего состоит капелька и где она живет?
Дети: Состоит из воды и живет в воде.
Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду?
Дети: В реке, море, океане (разные ответы детей)
Воспитатель: Ребята! А Капелька интересуется : знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: Животным, птицам и людям. А еще надо растений, чтобы они не завяли.
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды (показ и рассматривание картинок на слайде).
Чтение стихотворения
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром в чайнике шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Дети слушают стихотворение.
Физкультминутка
Капля с капелькой слетела, (берутся за руки, идут по кругу)
капля капельку задела,
капля с капелькой слилась, (сходятся в центр круга)
вот и лужа налилась! (расходятся, приседают)
Солнце лучиком играло, (взмахи руками перед собой, внизу)
в лужу тёмную попало,
солнцем греется вода, (встают, поднимают руки вверх)
улетает в никуда.
Выше неба не достать, (тянутся)
капли встретились опять, (берутся за руки, идут по кругу)
вместе держатся за ручки -
и плывут по небу тучки.
Воспитатель: Ребята! А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Хотите вместе с капелькой поиграть и посмотреть?
Дети: Хотим поиграть и посмотреть.
Воспитатель: Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами. Ребята! Посмотрите, у меня на столе целая лаборатория. Сейчас я предлагаю Маше и Даше помочь мне (девочки выходят) и налить в один стакан воду, а в другой молоко. Спасибо девочки, присаживайтесь на места. Ребята, определите в каком стакане вода.
Воспитатель: Как вы догадались и как определили? Что нам помогло?
Дети: Вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: А давайте с вами посмотрим, правда это или нет?
Дети: Давайте посмотрим.
Воспитатель: И помочь мне я попрошу Егора и Артёма. Положите в стаканчик с водой по одному камушку. Они видны в стакане с водой?
Дети: Да, их видно в стаканчике.
Воспитатель: А теперь положите камушки в стаканчик с молоком. Видно их?
Дети : Нет! Камушек не видно.
Воспитатель: Спасибо мальчики присаживайтесь на свои места. Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачная ребята?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто из вас ребята знает какая вода не бывает прозрачной?
Дети: Грязная вода не бывает прозрачной.
Воспитатель: Молодцы. Это верно. Грязная вода не бывает прозрачной. Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте мы с вами это проверим. У меня на столе лежат разноцветные крышки. Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды. И в этом мне помогут Петя, Аня, Аня, Аня (дети выполняют действия с крышками и наблюдают за результатом). Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету?
Дети: Нет, не подошла.
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места, спасибо вам за помощь. Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды?
Дети: Нет, у воды нет цвета. Она бесцветная.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, цвет воды мы определили?
Дети: Определили.
Воспитатель: А сейчас нам нужно определить запах воды. Как это можно сделать?
Дети: Понюхать воду.
Воспитатель: Конечно, для того чтобы определить запах воды нам нужно её понюхать. Настя и Егор я попрошу вас подойти ко мне и выполнить последнее задание. Берите первый стаканчик с водой и скажите всем чем вода пахнет.
Дети: Ничем.
Воспитатель: А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?
Дети: Есть запах.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет?
Дети: Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет.
Воспитатель: Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Дети: Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.
Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Посмотрите Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и улыбнулась этому. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней.
Дети: Вода прозрачная, бесцветная и без запаха.
Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек – «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки).
Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.
Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!