Алёна Раушкина
Карта как средство формирования представлений у дошкольников о природе родного края
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Публикация «Карта как средство формирования представлений у дошкольников о природе родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2017
Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Исходя из этого, передо мной встал вопрос: как познакомить детей с Малой Родиной, в частности ее природными ресурсами?
Для решения этой проблемы, мною был создан уголок краеведения.
Цель: формирование основ экологического воспитания детей и расширение знаний об окружающей действительности родного края – Ярославской области.
Задачи:
- формировать представление у детей о размерах нашей области, о её природных ресурсах и Заповедниках, находящихся на территории нашей области;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы уголком природы Ярославской области;
- развивать умение ориентироваться на карте: выделять крупные города, видеть водоёмы, обозначать их происхождение (искусственное/природное);
- воспитывать чувство привязанности к своей малой родине, гордости за неё, восхищение её красотой.
В краеведческом уголке, в условиях ежедневного свободного доступа, дети могут пополнять знания о родном крае. Имеется широкий спектр фотографий, настольно - печатных игр, иллюстраций с изображением животных, растений, водоёмов Ярославской области, книги энциклопедии, так необходимые для реализации познавательных проектов с детьми.
Я делаю акцент на использование карты Ярославской области, для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Это наглядное пособие одно из средств реализации задач образовательной области познавательное развитие. Действуя с ней, дети легко усваивают приобретенные знания. Самостоятельно обозначая на карте реки, озера, леса, зоны обитания животных. Закрепляют полученные знания в развивающих играх.
Работа с картой в процессе обучения имеет цель — научить понимать, читать и знать её.
Понимать карту — значит знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.
Читать карту — это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях, уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.
Умение читать карту — более высокая ступень овладения картой. Можно знать азбуку картографии (условные знаки, масштаб., но не уметь ее читать. Для овладения чтением карты необходимы знания и картографические и географические, а также многократные упражнения с картами, так как чтение карт — это умение, а всякое умение, как известно, вырабатывается в результате упражнений.
Карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития детей.
Мной были разработаны игры о природе родного края, целью, которых является повторение названий животных, птиц и растений Ярославской области; развитие памяти, внимания, воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.
Развивающая игра «Кому принадлежит?»
Цель: формирование представлений у детей о символике Ярославской области, о достопримечательностях городов.
Ход игры:
Вариант 1- «Лото»
Ведущий раздаёт каждому игроку пустое поле, самостоятельно распределив карточку-герб для каждого. Дети должны по очереди сказать, какому городу принадлежит герб, после чего начинается игра. Ведущий из мешочка достает карточки-достопримечательности, а дети должны правильно соотнести город и достопримечательность. Выигрывает тот, кто первый заполняет поле правильно.
Вариант 2 - «Найди ошибку»
Ведущий полностью заполняет поле для каждого игрока, намеренно сделав ошибку, тот, кто первый правильно соберет карточку выигрывает.
Вариант 3 – «Выбери сам»
Ведущий самостоятельно задаёт каждому игроку определённый город, просит найти герб этого города и карточки-достопримечательности. Выигрывает тот ребёнок, который правильно и быстро справляется с заданием.
Развивающая игра «Круговорот растений»
Цель: закрепление знаний у детей о лекарственных растениях Ярославской области.
Ход игры:
от 2х игроков. Водящий рассказывает считалку, игрок 1 в это время крутит стрелку на «колесе», по окончанию считалки, на каком растении окажется стрелка, о том растении и нужно рассказать.
Игроку предоставляется выбор:
лёгкий уровень – зелёная карточка,
средний уровень – синяя карточка,
сложный уровень – красная карточка.
За каждый правильно отвеченный вопрос игрок получает «ключик» выигрывает тот, кто больше соберет ключиков.
Развивающая игра «Собери ряд»
Цель: закрепление знаний у детей о лекарственных растениях Ярославской области.
Ход игры:
Ребёнку нужно самостоятельно подобрать к заданному дереву – лист и название дерева.