Мария Полякова
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Чей? Чья? Чье? Чьи?»
Цель игры. Развить речь, научить правильному употреблению притяжательных прилагательных.
Оборудование: Наглядные картинки с изображением животных или соответствующие игрушки.
Ход игры. Воспитатель садится рядом с детьми, задавая вопросы «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Дети должны ответить, кому принадлежат те или иные свойства. Для наглядности воспитатель показывает детям картинки с изображением животных или соответствующие игрушки. Например, ставит игрушечную белку и спрашивает у ребенка: «Чьи это глазки?» Ребенок должен ответить: «Беличьи». «Чей это хвостик?» - «Беличий». «Чья это лапка?» - «Беличья». «Чье это ушко?» - «Беличье».
Публикация «Картотека дидактических игр для развития экологических представлений дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Затем можно усложнить игру, задавая вопрос без примера на картинке и спрашивая про разных зверей, например:
Чья лапка у…
- кошки? – кошачья;
- лисы? – лисья;
- воробья? – воробьиная;
- обезьяны? – обезьянья;
- мышки? – мышкина;
Чей нос у…
- собачки? – собачий;
-зайца? – заячий;
- волка? – волчий;
- медведя? – медвежий;
- голубя? – голубиный и т. д.
2. «Животное, Насекомое, Рыба».
Цель игры. Развить речь, умение классифицировать слова по определенным группам, концентрацию внимания.
Оборудование: Специального оборудования не требуется.
Описание игры: Дети с воспитателем садятся в кружок. Воспитатель, показывая рукой на каждого ребенка по порядку, быстро проговаривает считалку: «Животное, насекомое, рыба, животное, насекомое…» Внезапно воспитатель останавливается, а ребенок, на которого в этот момент показывает его рука, должен назвать любое слово, относящееся к группе, прозвучавшей последней. Например, если воспитатель остановился на категории «насекомое», малыш может сказать: «паук». Тот, кто ошибется или замнется с ответом, выбывает из игры.
3. «Садовник».
Цель игры: Развить внимание, память, активизировать в речи названия цветов.
Оборудование: Фанты (карточки с изображением цветов).
Описание игры: Каждый из игроков, не исключая садовника, выбирает для себя фант с изображением любого цветка. После этого садовник говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» - и называет один из выбранных цветов. После этого ребенок, цветок которого назвали, должен откликнуться: «Ой!»
-Что с тобой?
- Влюблена.
-В кого?
Ребенок называет любой цветок, который тоже откликается: «Ой!» - и диалог повторяется с новыми участниками. Игрок, который быстро не откликнулся на свое цветочное имя или задумался, отвечая на вопрос, в кого он «влюблен», отдает фант. В конце игры все фанты получают шуточные задания.
4. «Зоопарк».
Цель игры: Развить речь, навык чтения простых слов. Расширить представления о животном мире, научить составлять простые рассказы.
Оборудование: Карточки с изображениями животных, с надписями и билетами.
Описание игры: Воспитатель выбирает себе игрушку, надпись к ней и карточку с описанием пищи животного, кладет карточки рядом с животным и говорит: «Давайте поиграем в зоопарк. Посмотрите, у меня здесь клетка с лисой. Вы будете посетителями зоопарка, а я экскурсоводом, отвечающим за эту клетку. Видите, я подобрала ей надпись и положила еду, которую она ест. А теперь послушайте, что я могу рассказать об этом звере. Лиса – это дикое животное. Она обитает в лесу, живет в норе. Семья лисы: мама – лиса, папа – лис, и детишки – лисята. Лиса – хищник, поэтому я положила ей в клетку мясо. Лиса хитрая, рыжая и пушистая. Есть много сказок про лису. Во всех сказках она представлена, как очень хитрый зверь. Я знаю такие сказки, как «Лиса и петух», «Лисичка со скалочкой», «Колобок» и другие. А теперь выберите себе карточки, животное и давайте играть в зоопарк.
После этого каждый ребенок должен вытянуть карточку с названием животного, подобрать к нему подходящую игрушку и «еду», а затем сделать клетку составить рассказ. Потом все дети превращаются в посетителей зоопарка. Если ребенок затрудняется, воспитатель должен помочь наводящими вопросами.
5. «Ассоциации».
Цель игры: Развить речь, ассоциативное мышление, память, внимание, умение играть в команде.
Оборудование: Специального оборудования не требуется.
Описание игры: Участники игры разбиваются на две команды. Игрок одной команды придумывает слово и говорит его на ухо игроку из команды – противника. Тот называет любую пришедшую ему в голову ассоциацию на это слово. Например, если загадано слово «медведь», игрок может произнести слово «берлога». Его команда, посовещавшись, должна отгадать первое слово.
Если у них не получилось этого сделать (например, они сказали «дом», игрок, задумавший слово, должен, в свою очередь, назвать ассоциацию на него, чтобы его команда могла разгадать первое слово, и так до тех пор, пока чья- либо команда не произнесет слово «медведь».
Эта команда получает призовое очко, а игра продолжается уже со следующими игроками.
6. «Овощное рагу».
Цель игры: Развить память, внимание, реакцию.
Оборудование: Обруч.
Описание игры: Каждый ребенок загадывает, какой он овощ (помидор, баклажан, картофель, огурец и т. д.) и сообщает об этом всем. В центре игровой площадки кладется обруч, изображающий сковороду, на которой в случае ошибки овощи будут «жариться».
Первый игрок (его можно выбрать с помощью считалочки) забегает внутрь обруча, быстро произносит название любого овоща, выбранного другим участником игры, и выбегает обратно.
Игрок, овощ которого назвали, должен также быстро забежать внутрь обруча и назвать еще какой – нибудь овощ и т. д. Тот, кто замешкается, остается «на сковороде» поджариваться для рагу. Через 5 минут подобной игры можно поздравить детей, не попавших в блюдо, и перечислить овощи, из которых удалось «приготовить» рагу. После этого дети меняются названиями овощей и игра начинается заново.
7. «Яблоко»
Цель игры: Развить внимание, умение согласованно работать в команде.
Оборудование: Яблоко или другой овощ или фрукт (огурец, груша, банан, морковка, тщательно вымытые.
Описание игры: Игроки встают в круг, держа руки за спиной, у одного из них в руках яблоко. Ведущий становится в центре круга. Дети за спиной передают яблоко из рук в руки, стараясь сделать это незаметно. Ведущий имеет право подойти к любому из участников и сказать: «Руки». По этой команде участник должен показать обе руки. Если в них яблоко, он сам становится ведущим и встает в центр круга. Когда ведущий отвлекается, ребенок, у которого в данный момент находиться яблоко, должен откусить от него кусочек. Если ребятам таким образом удастся съесть весь фрукт, ведущий проиграл.
8. «Сова».
Цель игры: Сформировать и закрепить навык правильной осанки, развить внимание и реакцию.
Оборудование: Специального оборудования не требуется.
Описание игры: Выбирается водящий, он же «сова», который командует: «День наступает, все оживает». Остальные игроки прыгают и бегают, при этом можно изображать разных животных птиц или насекомых. Неожиданно водящий говорит: «Ночь наступает, все замирает». При этих словах все игроки должны замереть на месте, приняв правильную осанку. Водящий – «сова» обходит всех игроков, наблюдая за тем, чтобы они сохранили правильную осанку и не шевелились.
9. «Волшебный мешочек».
Цель игры: Развить мелкую моторику, логическое мышление.
Оборудование: Хлопчато - бумажный мешочек на тесемках, различные крупы, фасоль, горох и т. п., взятые попарно.
Описание игры: Один предмет из каждой подготовленной пары воспитатель берет себе, второй кладет в мешочек и завязывает его. Дети садятся вкруг за столом. Воспитатель показывает любой свой предмет и дает мешочек ребенку, сидящему от него слева. Задача ребенка – на ощупь определить сквозь ткань такую же фигурку и достать ее из мешочка. В случае удачи, ребенок оставляет вытащенный предмет себе и получает парный предмет воспитателя.
В случае ошибки кладет его обратно. Затем ход переходит к другому игроку, которому воспитатель показывает новый предмет. Кто наберет больше фигурок – тот победитель. Чем больше по размеру предмет в мешочке, тем легче его распознать на ощупь.
10. «Снег из салфетки».
Цель игры: Развить мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму.
Оборудование: Столовые салфетки.
Описание игры: Каждый ребенок получает по одной салфетке. Игроки берут салфетку в вытянутую руку и по команде воспитателя начинают рвать ее на мелкие кусочки, не помогая себе второй рукой. Кто быстрее и мельче нарвет салфетку – тот самый лучший помощник зимы и объявляется победителем игры.