Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Ольга Фролова
Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Игра№1

Задачи: развивать умение детей образовывать уменьшительные имена существительные.

Игра с мячом «Ласковые имена».

Цель: развивать умение ребенка образовывать имена по аналогии.

Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам.

Валя - Валечка

Люда - Людочка

Витя - Витенька

Таня Вова Петя

Рая Вера Костя

Соня Дима Катя

Аня Ира Маша

Даня Лара Вася

Игра№2

Задачи: развивать умение детей образованию уменьшительных существительных с помощью суффиксов.

Игра «Кто больше?»

Сначала покажите, сколько ласковых имен можно образовать от одного имени (Наташа). Потом проведите соревнование: кто придумает больше ласкательных имен? За каждый правильный ответ играющий получает фант или фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек.

Наташа - Наташенька - Натуля - Натуся - Наточка

Марина Арина Оля

Алёна Лена Лиля

Саша – Сашенька – Сашуля – Сашечка – Сашок

Алёша Женя Слава

Рома Паша Валера

Игра№3

Задачи: развивать умение детей в образовании уменьшительных существительных.

Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».

голова - головка

лоб - лобик

рука - ручка

шея

нос

ресницы

спина

рот

колено

живот

грудь

глаз

Игра№4

Задачи: развивать умение детей в образовании уменьшительных существительных, учим правильно называть маленькие предметы.

Игра с мячом «Большой - маленький».

Вы называете большой предмет, а ребенок — маленький.

стол – столик диван – диванчик полка – полочка

дом шкаф рамка

нож стакан юбка

мяч карман шапка

подушка – подушечка носок – носочек дым – дымок

кружка песок дуб

ложка листок коготь

чашка платок локоть

Игра№5

Задачи: развивать умение детей в образовании формы множественного числа имен существительных.

Игра с мячом «Один и много».

Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч.

стакан – стаканы

слива – сливы

кольцо – кольца

огурец – огурцы кофта ведро

помидор шуба окно

стол шапка лицо

шкаф чашка яйцо

мяч ложка полотенце

Игра№6

Задачи: развивать умение детей в образовании формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку закончить предложения, подсказав ему недостающее слово.

На моей рубашке нет пуговицы.

У Кати нет новой. (кукла).

У стола нет. (ножка).

У цветка нет. (лепесток).

В лодке нет. (рыбак).

В корзине нет. (яблоко).

В буфете нет. (блюдце).

Игра№7

Задачи: развивать умение детей в использовании имен существительных в родительном падеже.

Игра с мячом «Есть - нет».

Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. - А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. -. У меня есть кубик. -.

У меня есть мяч. -. У меня есть обруч. -.

У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.

У меня есть кофта. -. У меня есть подушка. -.

У меня есть коляска. -. У меня есть лента. -.

У меня есть ведро. - А у меня нет ведра.

У меня есть кольцо. -. У меня есть колесо. -.

У меня есть полотенце. -. У меня есть полено. -.

Игра№8

Задачи: развивать умение детей в образовании формы дательного падежа имен существительных.

Предложите закончить начатые вами предложения. Можно провести это упражнение и в форме игры с мячом. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете предложение; ребенок

ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч вам.

Поварешка нужна повару.

Кисть нужна. (художник).

Гаечный ключ нужен. (шофер).

Иголка нужна. (швея).

Лопата нужна. (садовник).

Указка нужна. (учитель).

Игра№9

Задачи: развивать умение детей в образовании формы винительного падежа имен существительных. Предлагаем закончить предложения.

Игра с мячом «Кого угостим?»

Можно провести игру с мячом «Кого угостим?». Ребенок заканчивает начатое вами предложение, поймав мяч.

Травой угостим корову.

Морковкой угостим. (кролик).

Косточкой угостим. (собака).

Молоком угостим. (корова).

Пшеном угостим. (курица)

Овощами угостим. (свинья).

Игра№10

Задачи: развивать умение детей в использовании формы творительного падежа имен существительных.

Предлагаем ответить на вопросы.

Чем дворник подметает улицу? (метла)

Чем медсестра делает укол? (шприц)

Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа)

Чем повар режет морковь? (нож)

Чем садовник рыхлит землю? (грабли)

Чем маляр красит стены? (кисть)

Чем столяр строгает доски? (рубанок)

Игра№11

Задачи: развивать умение детей в образовании употреблению имен существительных в творительном падеже.

Предлагаем закончить предложения, ответив на вопрос «Чем угостишь?»

Медвежонка угощу медом.

Лису угощу. (рыба).

Лося угощу. (трава).

Белку угощу. (шишки).

Кабана угощу. (желуди).

Зайца угощу. (кора).

Игра№12

Задачи: развивать умение детей считать до трех и согласовывать числительные с существительными.

Предложите ребенку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте вместе с малышом.

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один баклажан.

Один стакан.

Один карман.

Одна груша, две груши, три груши.

Одна чашка.

Одна ложка.

Одна кукла.

Одно ведро, два ведра, три ведра.

Одно кольцо.

Одно солнце.

Одно дерево.

Игра№13

Задачи: развивать умение детей в образовании словосочетаний из существительных с числительными два и пять по образцу.

Игра с мячом «Два и пять».

Проведите игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание из существительного с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же существительного, но с числительным пять и возвращает мяч вам.

Две вилки. — Пять вилок.

Две чашки. Две ложки. Две шапки. Две крышки.

Два стола. — Пять столов.

Два носка. Два дивана. Два шкафа. Два чайника.

Два яблока. — Пять яблок.

Два ведра. Два окна. Два дерева.

Игра№14

Задачи: развивать умение детей в образовании порядкового счета, упражнять в образовании порядковых числительных, формировать умение отвечать на вопрос «Который по счету?».

Игра «Который по счету?».

Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки, рисунки, сделанные вместе с ребенком.

Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка, шестая чашка, седьмая чашка, восьмая чашка, девятая чашка, десятая чашка.

Первый мяч.

Первое ведро.

Игра№15

Предложите ребенку послушать предложения и найти в них «маленькие слова» (предлоги). Акцентируйте внимание ребенка на предлогах, выделяя их голосом.

Чашка стоит на столе.

Цветок стоит в голубой вазе.

Стул стоит у стены.

Мяч закатился под стол.

Лампа висит над крыльцом.

Котенок спрятался за кресло.

Книга упала со стола.

Игра№16

Предложите ребенку вставить в предложения «маленькие слова» (предлоги).

Дедушка сидит в кресле.

Книги лежат. полке.

Дерево растет. забора.

Щенок залез. кровать.

Солнце поднялось. морем

Розы цветут. высоким забором

Листья облетают. деревьев.

Игра№17

Игра «Есть - нет».

Предложите ребенку поиграть в игру «Есть - нет». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, что у вас есть; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть два мяча. — А у меня нет двух мячей.

У меня есть два кубика. — …У меня есть два карандаша. — …

У меня есть два шара. —.

У меня есть две куклы. — А у меня нет двух кукол.

У меня есть две книги. —. У меня есть две машинки. —.

У меня есть две рубашки. —.

У меня есть два яблока. — А у меня нет двух яблок.

У меня есть два ведра. —. У меня есть два кольца. —.

У меня есть пять мячей. — А у меня нет пяти мячей.

У меня есть пять кубиков. -. У меня есть пять карандашей. —.

У меня есть пять шаров. -.

У меня есть пять кукол. — А у меня нет пяти кукол.

У меня есть пять книг. —. У меня есть пять машинок. —.

Игра№18

Задачи: упражнять ребенка в образовании словосочетаний из числительных с существительными.

Игра «Я вижу».

Упражняя ребенка в образовании словосочетаний из числительных с существительными, поиграйте в игру «Я вижу».

Я вижу два дома и пять домов.

Я вижу две розы и пять роз.

Я вижу два дерева и пять деревьев.

Для игры используйте существительные: стол, шар, шкаф, кукла, рубашка, дорожка, яблоко, окно, лицо.

Игра№19

Предложите ребенку сосчитать предметы до десяти, правильно образуя словосочетания из числительных с существительными. Используйте предметные картинки или рисуйте вместе с ребенком.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

Используйте следующие существительные: стакан, носок,

цветок, лента, бочка, ягода, дерево, полено, окно.

Игра№20

Задачи: развивать умение ребенка образовывать увеличительные существительные.

У медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти, а когтищи; не зубы, а зубищи.

У акулы не хвост, а хвостище; не плавники, а плавничищи; не клыки, а клычищи.

У орла не клюв, а клювище; не глаза, а глазищи; не когти, а когтищи.

Игра№21

Задачи: упражнять ребенка использовать в активной речи имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными.

Предлагаем подобрать как можно больше определений к каждому предмету:

помидор - красный, круглый, вкусный, сочный.

огурец. мяч. нож… кубик.

морковь - оранжевая, длинная, сочная, сладкая.

репа. кукла. шуба.

солнце - жаркое, яркое, красное, ласковое…

ведро. блюдце. яблоко. дерево. лицо.

Игра№22

Задачи: развивать умение детей в согласовании прилагательных с существительными.

Игра «Про что можно сказать?».

Предлагаем подобрать по несколько существительных к прилагательным. Проводим игру «Про что можно сказать?»:

красный мяч, шар, кувшин.

теплый. сочный. круглый. высокий. длинный.

красная вишня, чашка, кофта.

теплая. сочная. круглая. высокая…длинная…

красное солнце, яблоко, блюдце…

круглое…горячее…тяжёлое…

Игра№23

Задачи: обогатить речь детей прилагательными и развивать умение в согласовании прилагательных с существительными.

Игра «Подскажи словечко».

Предлагаем подобрать подходящие по смыслу прилагательные в игре «Подскажи словечко».

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лед,.

Нож, как бритва,.

Шоссе, как стрела,.

Снег, словно пух,.

Трава, как изумруд,.

Игра№24

Задачи: развивать умение детей в образовании имен существительных со значением единичности.

Можно провести упражнение в форме игры с мячом:

снег - снежинка

чай -.

горох -.

пух -.

песок -. .

Игра№25

Задачи: обогащать речь детей именами прилагательными.

Предлагаем подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое - материал.

Дом - красный кирпичный. Блузка - белая шелковая.

Шарф. Чашка.

Стол… Полка.

Нож. Машина.

Кувшин. Шуба.

Мяч. Дорога.

Ведро - зеленое пластмассовое. Колготки - желтые шерстяные.

Блюдце. Носки.

Кольцо. Тапки.

Игра№26

Задачи: развивать умение детей в образовании имен уменьшительных имён прилагательных по образцу.

белый – беленький лёгкий – лёгонький

старый мягкий

тёплый высокий

добрый широкий

сладкий глубокий

узкий мелкий

Игра№27

Задачи: развивать умение детей согласовывать прилагательные с существительными.

Предлагаем сказать о каждом предмете по образцу, используя одни и те же названия цветов.

Шар - красный, зеленый, желтый. Чашка - красная, зелёная, жёлтая.

Флажок. Кофта…

Кубик. Юла…

Мяч. Лопатка…

Шарф. Лента…

Яблоко – красное, зелёное, Рукавицы красные, зелёные,

жёлтое. жёлтые.

Ведро. Трусы…

Кольцо. Брюки…

Полотенце. Кубики…

Блюдце. Шары…

Игра№28

Задачи: обогащать речь ребёнка прилагательными, развивать умение в образовании относительных прилагательных.

Стакан из стекла – стеклянный. Кофта из шерсти – шерстяная.

Стол из дерева - … Дорожка изо льда - …

Колобок из картона – картонный. Сапоги из резины – резиновые.

Сок из лимона - … Бусы из рябины - …

Игра№29

Задачи: активизировать словарь ребенка, развивать умение детей подбирать существительные к прилагательным.

Игра «Про что можно сказать?».

деревянные - ложки, кубики, столы, скамейки, двери.

кожаные.

пластмассовые.

металлические.

стеклянные.

шелковые.

шерстяные.

меховые.

Игра№30

Игра «Наоборот».

Цель: развивать умение детей подбирать слова-антонимы - прилагательные с противоположным значением.

Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.

Дерево высокое, а куст.

Суп горячий, а мороженое.

Река длинная, а ручей.

Книга толстая, а тетрадь.

Дорога широкая, а тропинка.

Орехи крупные, а семечки.

Папа молодой, а дедушка.

Игра№31

Задачи: развивать умение детей образовывать сравнительную степень прилагательных.

Игра «Подскажи словечко»

Предлагаем поиграть в игру «Подскажи словечко», закончить предложения по данному образцу:

Небо синее, а море еще синее.

Тропинка длинная, а дорога еще.

Вечер темный, а ночь еще.

Я сильный, а папа еще.

Дуб высокий, а сосна еще выше.

Березка тонкая, а рябина еще.

Африка большая, а Америка еще.

Река глубокая, а море еще.

Игра№32

Задачи: развивать умение детей образовывать притяжательные прилагательные по образцу.

Хвост лисы — лисий хвост

нос лисы — …глаза лисы — … усы лисы —. лапа лисы —.

ухо лисы —.

лай собаки - собачий лай

след собаки —. шкура собаки —…лапа собаки —. глаза

собаки —. чутье собаки —.

пасть медведя — медвежья пасть

голова медведя —. нос медведя —. хвост медведя —.

лапы медведя — …тело медведя —.

рога коровы — коровьи рога

хвост коровы —. нос коровы - …вымя коровы - …

глаза коровы -

Игра№33

Задачи: развивать умение детей в образовании относительных прилагательных.

сок из вишни - вишневый сок

варенье из сливы -.

повидло из айвы -.

компот из апельсина -.

котлеты из моркови - морковные котлеты

салат из свеклы -.

икра из баклажана -.

сок из огурца -.

Игра№34

Задачи: обогащать речь детей прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

Упражнение «Закончи предложения».

Человек, который никогда не обманывает, - честный человек.

Человек, который часто лжет, -. человек, (лживый)

Человек, который стремится к достижению цели, -. человек,

(целеустремлённый)

Человек, который умеет настоять на своем, добиться нужного результата, -

. человек, (настойчивый)

Человек, который отличается упорством, -. человек, (упорный)

Человек, который любит трудиться, -. человек, (трудолюбивый)

Человек, который не любит трудиться, -. человек, (ленивый)

Игра№35

Задачи: упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными.

Предлагаем назвать окружающие предметы, добавляя слова мой, моя, моё, мои.

Мой мяч, моя рубашка, мое полотенце, мои тапки.

Игра№36

Задачи: формировать умение детей изменять глаголы по числам.

Предлагаем сказать по образцу:

Он сидит - Они сидят.

Он лежит - Они.

Он строит - Они.

Она поет - Они.

Она рисует - Они.

Она играет - Они…

Игра№37

Задачи: формировать умение детей изменять глаголы по родам в прошедшем времени.

Предложите сказать по образцу:

Он пел. - Она пела. - Они пели.

Он сидел. - Она. - Они.

Он танцевал. - Она. - Они.

Он рисовал. - Она. - Они.

Он строил. - Она. - Они…

Игра№38

Задачи: развивать умение детей образовывать формы повелительного наклонения глаголов.

Предлагаем сделать это по образцу. Можно провести упражнение в виде игры с мячом:

сидеть - сиди

ходить - ходи

бегать - бегай

спать - спи

петь - пой

пить - пей

бить - бей

лить - лей

рисовать - рисуй

читать - читай

танцевать - танцуй

стоять - стой

вырезать - вырезай

Игра№39

Задачи: развивать умение детей образовывать от глагола существительные.

Предложите закончить высказывания.

Моя мама учит детей, она учительница.

Мой брат строит дома, он.

Моя тетя продает продукты, она…

Мой папа водит троллейбус, он.

Моя сестра убирает класс, она.

Игра№40

Задачи: формировать умение детей образовывать возвратные глаголы (глаголы с частицей -ся).

Можно провести упражнение в форме игры с мячом:

раздевать - раздеваться

умывать - умываться

причёсывать - причёсываться

мыть - мыться

застегивать - застегиваться.

Игра№41

Задачи: развивать умение детей образовывать формы будущего времени глаголов.

пою - буду петь

рисую - буду рисовать

читаю - буду читать

играю - буду играть

бегаю - буду бегать

ем - буду есть.

Игра№42

Задачи: формировать умение детей образовывать глаголы с разными приставками.

Предложите ребенку построить гараж из кубиков и поставить в гараж машинку, соорудить мост, дом и т. п. Совершайте действия с машинкой, а ребенок пусть их комментирует, договаривая начатое вами предложение. Если ребенок затрудняется, дайте образец ответа и попросите повторить его.

Машина из гаража выезжает.

Машина от гаража.

Машина на мост.

Машина по мосту.

Машина с моста.

Машина к дому.

Машина вокруг дома.

Машина через дорогу.

Игра№43

Задачи: формировать умение детей образовывать глаголы с различными приставками.

Вместе с ребенком сделайте из бумаги бабочку или птичку. Используйте для игры вазу с цветами или горшок с комнатным растением. Вы совершаете действия с птичкой или бабочкой и начинаете предложение; ребенок заканчивает

предложение, образуя приставочный глагол.

Бабочка с цветка слетает.

Бабочка от цветка.

Бабочка вокруг цветка.

Бабочка через вазу с цветами.

Бабочка от вазы.

Бабочка к вазе.

Бабочка на цветок.

Игра№44

Задачи: упражнять детей в образовании глаголов с противоположным значением.

Можно провести это упражнение в форме игры с мячом:

надевать - снимать

наливать -.

завязывать -.

зашнуровывать -.

насыпать -.

складывать - …

вносить -.

открывать -. .

Игра№45

Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Предложите послушать высказывания и ответить на вопросы.

У папы есть сын. Чей это сын? (Папин).

У Марины есть сарафан. Чей это сарафан?

У мамы есть шуба. Чья это шуба?

У тети есть туфли. Чьи это туфли?

У Сережи есть пальто. Чье это пальто?

У бабушки есть очки. Чьи это очки?

У дедушки есть кресло. Чье это кресло?

У дяди есть машина. Чья это машина?

Игра№46

Задачи: упражнять детей в образовании наречия от прилагательных.

Предложите закончить высказывания.

Конь скачет (быстрый) быстро.

Черепаха ползет (медленный).

Собака лает (громкий).

Звонок звенит (звонкий).

Ветер дует (сильный…

Самолет улетел (далекий).

Воздушный змей поднялся (высокий).

Игра№47

Задачи: упражнять детей в образовании однокоренных слов.

Предложите ответить на вопросы:

Как зовут маму котенка? - Кошка.

Как зовут папу котенка? - Кот.

Как зовут сестер и братьев котенка? - Котята.

Как назвать усы кошки? - Кошачьи.

Как назвать маленького кота? - Котишко.

Как назвать большого кота? - Котище.

Как называется комок из снега? - Снежок.

Как называют фигуру из снега? - Снеговик.

Как называются хлопья снега? - Снежинки.

Как называются первые весенние цветы? - Подснежники.

Как называют явление, когда выпадает много снега? - Снегопад.

Как надо сказать про парк, который засыпан снегом? - Заснеженный.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Актуальность Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом.

Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы.

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. С учетом постоянного.

Картотека речевых игра на формирование лексико-грамматического строя речи в средней группе детского сада Игра «Кто больше!» Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными;.

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей «Зимующие птицы» Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей «Зимующие птицы». Цель: систематизация и закрепление.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование грамматического строя речи. Предлог В» Конспект занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Формирование грамматического строя речи. Предлог (В). Тема: Домашние птицы и их.

Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую.

НОД по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста «Народная культура и традиции. Звук [л]» Тема "Народная культура и традиции. Звук [л]. " Цель: Уточнение и расширение представлений о народной культуре и традициях. Образовательные.

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Воспитатель Волкова Ольга Евгеньевна.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 марта 2018 в 06:53
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября.День Золушки на МААМ

Сказку про бедную девушку, которая была вознаграждена за свое трудолюбие, доброту и терпение, любят взрослые и дети. История про Золушку не только поучительная, но и красивая. Какая девочка не мечтает...

24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра» Гагра – город в Абхазии, в котором можно отдохнуть экономно, но при этом увидеть все краски природы и...
Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста
Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только детям, но и...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Одуванчик» в...
Цель: Развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – набрызг. Задачи: * обучать особенностям...