Приложение МААМ

Карты Проппа — «сказочный конструктор» для развития связной речи детей с ТНР

Наталья Зверева
Карты Проппа — «сказочный конструктор» для развития связной речи детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Карты Проппа — для развития связной речи детей с ТНР

Для ребенка в дошкольном возрасте является важным приобретением- овладение родным языком, как способом общения для высказывания своих мыслей, правильности и логичности построения предложений, целостности и последовательности при пересказе.

У детей с речевыми нарушениями возникают трудности в овладении в нужной степени словаря, грамматического строя, артикуляции звуков. Все это тормозит развитие связной речи в целом. Для таких детей характерны наглядные пособия, которые помогают развивать связную речь (карточки, схемы, пиктограммы и др., мы решили взять за основу известные "карты Проппа". Создатель данной методики: Владимир Яковлевич Пропп, был известным филологом, фольклористом, занимался изучением русских народных сказок. Эти карты помогают ребенку обогащать словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы и пересказы. Благодаря сказкам, у детей начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление. Но обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ничего не дать. Наша задача, попытаться заинтересовать ребенка сказкой, помочь понять прочитанное, ну и, конечно же, запомнить содержание, а самое главное- пересказать.

Публикация «Карты Проппа — „сказочный конструктор“ для развития связной речи детей с ТНР» размещена в разделах

Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции представлены в виде схем (карт, при помощи которых, ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

В своей работе, мы используем только от 4-8-9 карт для пересказа короткой сказки. Этого достаточно, чтоб дети с ТНР усвоили содержание, и смогли пересказать. Идея, содержание сказки при этом не страдают.

Этапы работы:

1 ЭТАП : познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки :

Присказка, зачин (приглашение в сказку);

Повествование;

Концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

Зачин- (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель-подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. (в некотором царстве, в некотором государстве, жили-были)

Повествование –насыщена событиями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (Сделался такой молодец-ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать;).

Концовка, как и присказка- ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Вот вам сказка,а мне бубликов связка).

После прочтения сказки, обсуждаем мораль: добро – побеждает зло; сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…

2 ЭТАП: игры со сказочными героями и предметами сказки. (речевые игры по знакомым сказкам) :

1. «Доскажи словечко» (произнести полное название сказки : Конек., Гуси,Красная.)

2. «Необычный герой или предмет» (Чебурашка (большие расплющенные уши, скатерть-самобранка, ковер-самолет)

3. «Узнай героя по волшебным словам» ("Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. ").

4. «Скажи, какой герой (предмет)» - назвать прилагательное к существительному. (колобок-какой?- круглый, желтый, веселый и т. д.)

5. «Четвертый лишний» - определение лишнего героя сказки. ( например: старик, золотая рыбка, Чиполино, старуха - лишний Чиполино и т. д.)

6. «Скажи, что делает?» - назвать действия героя или предмета по сказке. (Волшебная палочка- колдует, превращает, исполняет и т. д.)

7. «Назови ласково» - назвать героев или предметы сказки «ласково» (колобок-колобочек, зеркало-зеркальце, и т. д.)

8. «Чего не стало?» и т. д.

3 ЭТАП: знакомство с обозначениями карт Проппа.

Читаем или рассказываем сказку с сопровождением карт Проппа. Комментируем, каждую карту.

4 ЭТАП: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа. (раскладывание карт по-порядку сюжета сказки).

5 ЭТАП: на этом этапе можно попробовать самим сочинять сказки, используя карты Проппа.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речиДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Карты Проппа «Сказочный конструктор»Карты Проппа «Сказочный конструктор» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Тренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 летТренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 лет Для работы с тренажёром используются картинки из книг-виммельбухов. Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Карты Проппа — «сказочный конструктор» для развития связной речи детей с ТНР
Опубликовано: 29 января 2023 в 22:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Карты Проппа — «сказочный конструктор» для развития связной речи детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зверева (УИ 1710684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД