Наталья Зверева
Карты Проппа — «сказочный конструктор» для развития связной речи детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Карты Проппа — для развития связной речи детей с ТНР
Для ребенка в дошкольном возрасте является важным приобретением- овладение родным языком, как способом общения для высказывания своих мыслей, правильности и логичности построения предложений, целостности и последовательности при пересказе.
У детей с речевыми нарушениями возникают трудности в овладении в нужной степени словаря, грамматического строя, артикуляции звуков. Все это тормозит развитие связной речи в целом. Для таких детей характерны наглядные пособия, которые помогают развивать связную речь (карточки, схемы, пиктограммы и др., мы решили взять за основу известные "карты Проппа". Создатель данной методики: Владимир Яковлевич Пропп, был известным филологом, фольклористом, занимался изучением русских народных сказок. Эти карты помогают ребенку обогащать словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы и пересказы. Благодаря сказкам, у детей начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление. Но обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ничего не дать. Наша задача, попытаться заинтересовать ребенка сказкой, помочь понять прочитанное, ну и, конечно же, запомнить содержание, а самое главное- пересказать.
Публикация «Карты Проппа — „сказочный конструктор“ для развития связной речи детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Карты Проппа
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции представлены в виде схем (карт, при помощи которых, ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.
В своей работе, мы используем только от 4-8-9 карт для пересказа короткой сказки. Этого достаточно, чтоб дети с ТНР усвоили содержание, и смогли пересказать. Идея, содержание сказки при этом не страдают.
Этапы работы:
1 ЭТАП : познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки :
Присказка, зачин (приглашение в сказку);
Повествование;
Концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
Зачин- (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель-подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. (в некотором царстве, в некотором государстве, жили-были)
Повествование –насыщена событиями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (Сделался такой молодец-ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать;).
Концовка, как и присказка- ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Вот вам сказка,а мне бубликов связка).
После прочтения сказки, обсуждаем мораль: добро – побеждает зло; сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…
2 ЭТАП: игры со сказочными героями и предметами сказки. (речевые игры по знакомым сказкам) :
1. «Доскажи словечко» (произнести полное название сказки : Конек., Гуси,Красная.)
2. «Необычный герой или предмет» (Чебурашка (большие расплющенные уши, скатерть-самобранка, ковер-самолет)
3. «Узнай героя по волшебным словам» ("Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. ").
4. «Скажи, какой герой (предмет)» - назвать прилагательное к существительному. (колобок-какой?- круглый, желтый, веселый и т. д.)
5. «Четвертый лишний» - определение лишнего героя сказки. ( например: старик, золотая рыбка, Чиполино, старуха - лишний Чиполино и т. д.)
6. «Скажи, что делает?» - назвать действия героя или предмета по сказке. (Волшебная палочка- колдует, превращает, исполняет и т. д.)
7. «Назови ласково» - назвать героев или предметы сказки «ласково» (колобок-колобочек, зеркало-зеркальце, и т. д.)
8. «Чего не стало?» и т. д.
3 ЭТАП: знакомство с обозначениями карт Проппа.
Читаем или рассказываем сказку с сопровождением карт Проппа. Комментируем, каждую карту.
4 ЭТАП: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа. (раскладывание карт по-порядку сюжета сказки).
5 ЭТАП: на этом этапе можно попробовать самим сочинять сказки, используя карты Проппа.