Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста

Татьяна Лахтина
Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста

«Клинико - психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста»

Содержание

Введение стр. 3

1. Клинико-психологическая характеристика акалькулии стр. 5

2. Клинико-психологическая характеристика дискалькулии стр. 8

Заключение стр. 11

Список литературы стр. 13

Введение

До сих пор не только в нашей стране, но и в зарубежных странах книги по нарушению счета, и особенно по методам его преодоления, исчисляются единицами. Малочисленность исследования акалькулии и разработки методов ее преодоления связана с рядом причин. Одной из них является то обстоятельство, что акалькулия входит в синдром практически всех форм афазии, при которых часто нарушение речи маскирует дефекты счета и счетных операций. Поэтому первоочередной всегда считалась задача восстановления речи, которой (исторически так сложилось) занимались логопеды. Психологи и нейропсихологи включились в эту работу и в научные исследования этого направления значительно позже. За неимением достаточного времени для работы с больными, находящимися в клинике, естественно, что в первую очередь больных учили говорить и понимать речь, писать и читать, а на занятия по преодолению трудностей в счете уже не оставалось времени. Поэтому научно-исследовательская и методическая стороны акалькулии и не получили должного развития. Другой причиной можно считать трудность самого предмета изучения — психологии счета и счетных операций, понятия разрядного строения числа, видов и причин их нарушения, связи счета с мышлением, речью, когнитивными процессами и др. Как следствие этих трудностей возникли и препятствия к разработке методов преодоления этого сложнейшего вида интеллектуальной деятельности.

Акалькулия — нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением коры левого полушария головного мозга. В изолированном виде встречается редко, чаще сочетается с афазией

Дискалькулия - специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции.

Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления, зрительнопространственного и зрительно- воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций.

К задачам данной работы относятся:

1) рассмотрение клинико-психологической характеристики акалькулии;

2) изучение клинико-психологической характеристики дискалькулии.

1. Клинико-психологическая характеристика акалькулии

Акалькулия — нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением коры левого полушария головного мозга. В изолированном виде встречается редко, чаще сочетается с афазией 1

Акалькулия (от греч. а отрицат. частица и лат. calculatio счет, вычисление) нейропсихологический симптом, описанный S.E.Henschen в 1919г. Характеризуется нарушением счетных операций.

Первичная акалькулия как симптом, независящий от других расстройств высших психических функций, наблюдается при поражении теменнозатылочновисочных отделов коры левого полушария и представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, непонимание перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа, неразличение арифметических знаков и т. д.

Вторичная акалькулия, входящая в структуру того или иного нейропсихологического синдрома, может возникать при поражении височных отделов коры больших полушарий, когда нарушается устный счет, затылочных отделов, когда не различаются сходные по написанию цифры, и префронтальных отделов, когда нарушается целенаправленная деятельность, планирование счетных операций и контроль за их выполнением.

Акалькулия первичная. Редкая форма акалькулии, при которой расстройства счета обнаруживаются сами по себе, независимо от других расстройств высших корковых функций. О вторичной акалькулии говорят в тех случаях, когда расстройства счета входят в структуру нейропсихологического синдрома в сочетании с нарушениями памяти, афатическими симптомами, выраженными персеверациями.

Наиболее часто встречается первичная акалькулия, возникающая при поражении теменных отделов мозга. Эта форма является основной — здесь арифметические действия нарушаются со своей существенной стороны. Больные утрачивают понимание пространственных схем отсчета, у них нарушается понятие числа, понятие о разрядности его записи. Нередко эти больные не понимают значения арифметических знаков и не могут осуществить указанные ими действия.

Обучение больных этой группы направлено прежде всего на восстановление пространственных схем отсчета, на восстановление понятия о числе (его составе и разрядности, понимания состава арифметических операций и т. д. На определенном этапе обучения существенная роль принадлежит громкой речи — проговариванию.

Арифметические действия могут оказаться нарушенными и при поражении лобных систем мозга. В этом случае их нарушения приобретают иную картину. Они не затрагивают существенной стороны действий, а касаются их лишь вторично и являются результатом распада общих форм интеллектуальной деятельности.

Встречаются нарушения арифметических действий, идущие в синдроме инактивности, повышенной инертности стереотипов, двигательных и речевых персевераций (поражение заднелобных отделов мозга, то в синдроме общей расторможенности поведения, снижения концентрации внимания, импульсивности (поражение базальных отделов лобных систем мозга, то в синдроме патологии ориентировочно-исследовательской деятельности, стратегии поведения, нарушения избирательности связей (поражения полюсных отделов лобной области мозга). Во всех этих случаях картина нарушений разная и исправление дефектов требует разного подхода. Но все эти разновидности акалькулии не имеют принципиальных различий — все они вторичного происхождения и не затрагивают существенной стороны действий.

Методы преодоления указанных дефектов, отличаясь друг от друга в несущественном, должны быть направлены прежде всего на восстановление общего поведения больного в ситуации выполнения арифметических действий, целенаправленности больного, на создание условий, позволяющих ему осознать необходимость контроля за своими действиями.

Вторичные нарушения действий нередко возникают при поражении затылочных отделов коры мозга и идут в синдроме нарушений зрительного восприятия. Восстановительное обучение, направленное на преодоление дефектов восприятия цифр и их сочетаний, приводит к восстановлению счета. Психологический анализ этого процесса позволяет еще раз убедиться в сложном строении интеллектуальной деятельности, включающей в свою структуру, помимо конкретных операций, и общую стратегию, подчиняющую себе операционные компоненты. Важны и необходимы обе эти стороны интеллектуального акта и их взаимообусловленность. Нарушение одной из них неизбежно ведет к нарушению всей деятельности в целом.

2. Клинико-психологическая характеристика дискалькулии

Дискалькулия - специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции.

Симптомы специфической дискалькулиивыражаются в трудностях:

понимания разрядного строения числа и понятия числа;

понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;

понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;

перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно

порядковых, рядов;

выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);

распознавания числовых знаков;

соотнесения чисел в арифметическом действии;

заучивания таблицы умножения;

решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;

зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета;

раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;

выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.

Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления, зрительнопространственного и зрительно- воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности.Следует исключить: нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией. Степень тяжести дискалькулий может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от возрастной сформированности высших психических функций. Клиническая диагностика специфических дискалькулий осложнена многозначностью этиологии заболевания. Продуктивность усвоения арифметики у ребенка значительно ниже возрастного уровня, ожидаемого в соответствии с уровнем развития интеллекта и показателями успеваемости. Оценка проводится на основании стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей умственному возрасту. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социально-эмоционально-поведенческие проблемы.

Лечение дискалькулии. Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно- поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте.Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно- пространственной деятельности, интеллекта (по детской методике Векслера) и др. Решающее значение в коррекции дискалькулий у данного контингента детей играет проведение специального комплекса педагогических, в том числе логопедических занятий, и медикаментозной терапии, направленных на устранение определенных нарушений высших функций и зрительно- пространственного гнозиса. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур. Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходом на групповую. В зависимости от степени выраженности дискалькулии и форм ее проявления занятия направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логикоабстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развитие способностей программирования арифметических (математических) конструкций, формирование процессов самоконтроля.

Заключение

В основе нарушения арифметических навыков (акалькулия, дискалькулия) лежит корковая правополушарная недостаточность, преимущественно в заднетеменной и затылочной областях, ответственных за переработку зрительно пространственной информации и за развитие математических навыков.

Нарушения обнаруживаются с началом школьного обучения, когда при удовлетворительных успехах по другим предметам пациенты заметно отстают от сверстников даже в сложении однозначных чисел. Какое-то время расстройство может не слишком бросаться в глаза, если ребенок полагается на свою усидчивость и умение заучивать материал наизусть, но становится окончательно очевидным при усложнении программы и повышении требований к пространственному мышлению. Навыки, требующие абстрактного математического мышления, также вызывают затруднения, но в меньшей степени, чем элементарные арифметические операции. Возможна связь с нарушением активности внимания, патологией речи, другими расстройствами школьных навыков, а также вторичными эмоционально-поведенческими проблемами, на которые больные обращают внимание в первую очередь. Отсутствие успеха в коррекции расстройства может осложниться снижением мотивации к учебе и самооценки, а также депрессивной симптоматикой. Социальное приспособление во взрослой жизни зависит от сохранности самооценки, мотивации к социальному успеху, навыков пользования калькулятором.

Расстройство может проявляться в любой комбинации нарушений целого ряда навыков, включая лингвистические (пользование математическими терминами, организация вербальных содержаний в форме математических символов, перцептивные (распознавание цифр или математических символов, группирование объектов, концентрационные (сосредоточение при переписывании цифр, соблюдение операциональных знаков) и собственно математические (счет, пользование таблицей умножения, нахождение последовательности операций).

Реабилитационные мероприятия при расстройстве счёта носят комплексный характер. Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте.Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения.

Методы преодоления указанных дефектов, отличаясь друг от друга в несущественном, должны быть направлены прежде всего на восстановление общего поведения больного в ситуации выполнения арифметических действий, целенаправленности больного, на создание условий, позволяющих ему осознать необходимость контроля за своими действиями.

Список литературы

1. Вид В. Д., Попов Ю. В. Клиническая психиатрия. –СПб: Медицина, 2000. – 426 с.

2. Логопедия / Под ред. Н. Г. Солнечной. – М.: Педагогика, 2000. – 362 с.

3. Медицинский словарь / Под ред. А. Л. Кушнарева. – М.: Мединфо, 2004. – 683 с.

4. Психологический словарь / Под ред. Н. И. Никуличевой. –СПб: Принт, 2003. – 724 с.

5. Цветкова Л. С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. — 112 с.

Публикации по теме:

Характеристика на ребёнка дошкольного возраста Артемьев Степан Константинович 19.06.2014года рождения. МБДОУ «Иланский детский сад № 50» посещает с августа 2017 года, а данную группу.

Характеристика от воспитателя на воспитанника старшей группы детского сада на ПМПК Характеристика на обучающегося МБДОУ «Детский сад№ 88 комбинированного вида» подготовительной группы Иванова Михаила Артуровича 08.08.2013.

Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста. Оглавление 1. Понятие психологической готовности в трудах психологов.

Педагогическая характеристика на обучающегося дошкольного возраста, направляемого на территориальную ПМПК Предлагаю вашему вниманию ПРИМЕР написания психолого - педагогической характеристики на на обучающегося дошкольного возраста, направляемого.

Психологическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста «В игры играем — мышление развиваем»Психологическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста «В игры играем — мышление развиваем» Сценарий психологической олимпиады для детей старшего дошкольного возраста «В игры играем – мышление развиваем» Цель: Развитие познавательных.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Одна из закономерностей развития детей первых лет жизни - быстрый.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения.

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность детей дошкольного возраста»Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей: - о воспитании, развитии, дисциплине; - о психологической безопасности.

Социально — психологическая характеристика несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете Несовершеннолетний: Владиславом, 2002 г. р., Особенности личностных и поведенческих особенностей подростка: Развитие подростка соответствует.

Сравнительная характеристика развития детей раннего возраста в норме и при аутизме Развитие речи.. Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 2 Произношение гласных звуков, гуление. - 6 «Диалоги» в виде.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста
Опубликовано: 9 октября 2019 в 22:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки