Светлана Приходских
Клубный час как одна из форм технологии эффективной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.
Публикация «Клубный час как одна из форм технологии эффективной социализации дошкольников» размещена в разделах
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребё нка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В общении со сверстниками он учится выстраивать отношения по определённым правилам. Осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.
Для решения этой проблемы мы решили ввести в нашем детском саду такую новую технология как «Клубный час».
«Клубный час» — это особая современная технология развития личности ребёнка. Педагогическая технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу.
Таким образом, основные цели и задачи «Клубного часа» являются:
• Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
• Давать детям возможность выбора;
• Формировать у детей в сенситивный период социальные роли;
• Развивать игровые навыки в разновозрастной среде;
• Развивать социальные компетенции, в том числе воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• Развивать инициативу у детей и взрослых;
• Развивать саморегуляцию поведения и произвольное внимание;
• Развивать уверенность в своих силах;
• Развивать познавательный интерес;
• Развивать умение разрешать конфликты, переживать трудные ситуации, ориентироваться на собственную оценку своих поступков, находиться без взрослых в трудной ситуации, отстаивать свою точку зрения в общении со взрослым;
• Формировать нормы и правила поведения;
• Учить детей ориентироваться в пространстве;
• Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим и способность чувствовать себя членом группы;
• Формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, благодарить за помощь и знаки внимания;
• Формировать умение планировать свои действия и оценивать результаты;
• Сплачивать коллектив сотрудников;
• Создать команду единомышленников «дети-родитель-педагоги»
Этапы подготовки и проведения Клубного часа :
1. Проведение семинара по технологии эффективной социализации с коллективом детского сада.
2. Проведение родительских собраний для сообщения о значимости социализации и внедрения ТЭС
3. Сбор подписей родителей, одобряющих внедрение ТЭС, формирование приказов и актов учреждения, регламентирующих работу ТЭС
4. Выбор педагога, отвечающего за организацию клубного часа
5. Определение тематики клубного часа :
• Деятельностный (только на первом этапе)
• Свободный (обязательно 1 раз в месяц)
• Тематический
• Творческий
• Большая сюжетно-ролевая игра
• Квест
• На «группообразование»
• Музейный
• На улице
• Спортивный
6. Составление перспективного плана на полугодие и на месяц
7. Разработка плана клубного часа всем коллективом ДОО. В основе разработки клубного часа всегда лежит развитие того или иного навыка.
8. Определение периодичности и длительности проведения:
• Периодичность: в начале – 1 раз в неделю, далее – 2-3 раза в неделю;
• Длительность – не менее 1 ч
• Обязательно в первой половине дня.
9. Разработка правил во время проведения клубного часа. Правила разрабатываютс вместе с детьми на рефлексивном круге.
10. Введение системы красных кружков. У детей в сумочке лежат три кружка, где написаны их имя и группа. За нарушение правил забирается один кружок – это предупреждение, если забрали два кружка – ребенок идет в группу и пропускает следующий клубный час, если забрали три кружка – ребенок пропускает два клубных часа.
11. Определение организационных моментов:
• На двери помещений, куда детям нельзя входить, прикрепляются красные кружки
• Все сотрудники детского сада проходят оповещение и инструктаж о проведении клубного часа, помощники воспитателей назначаются дежурными на клубном часе
• Начало и окончание мероприятия происходит по сигналу
• Изготовление сумочек для кружков и карт
12. Определение количество групп-участников кабинетов для деятельности, составление план-карты для детей.
13. Организация работы «дети –волонтеры клубного часа»
14. Проведение рефлексивного круга с детьми до и после клубного часа
15. Проведение рефлексивного круга с педагогами до и после клубного часа. Фиксация проблем, возникающих у детей и их обсуждение
16. Информирование родителей через детей о результатах проведения клубного часа, привлечение родителей к проведению мастер-классов на клубном часе.