Конспект занятия «Князь Владимир — креститель Руси» (подготовительная группа)

Марина Катакова
Конспект занятия «Князь Владимир — креститель Руси» (подготовительная группа)

Цель: Рассказать детям, как христианство пришло на Русь. Познакомить детей с князем Владимиром - крестителем Руси объяснить смысл крещения. Формировать представление о значимости крещения, принятия православия. Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа. Приобщать детей к культуре русского народа. Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины. Развивать внимание, восприятие, память, мышление. Познакомить детей с православным праздником Крещения. Воспитывать интерес к событиям культурно - исторического календаря.

Ход занятия.

1. Приветствие. Дорогие ребята! У каждого народа и государства есть своя летопись, предания, рассказывающие о прошлом государства, народа. Есть они и у нашей Родины – России. Сегодня мы с вами перенесемся на много веков назад. В истории России, как и любой другой страны, есть чем дорожить, гордиться.

2. Слушаем. Привольно жилось нашим предкам: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, появились князья, а при них дружина, т. е. войско. Столицей Древней Руси стал город Киев, а правителем – князь Владимир. (Показ слайда).

Многочисленные реки, пересекавшие по всем направлениям Русь, содействовали народному и государственному единству славянских племен, которые раскинулись на огромных просторах по берегам больших рек. Славяне не ссорились за землю, которой было так много и по которой можно было так просторно расселиться без обиды друг на друга. Однако славянским племенам постоянно приходилось отбиваться от разных кочевых народов. (Показ слайда). Славянские племена жили родами, состоявшими из нескольких родственных семей и крепко державшихся вокруг своего главы.

Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства, гостеприимство. Славяне стойко воевали, защищая свою территорию, способны были на большие жертвы, но никогда не были агрессивны по отношению к соседям, или жестоки к ним.

На Руси в эти годы торжествовало язычество, идолопоклонство, которое пришло из глубокой древности. У разных племен существовали свои боги, как Перун, Велес, Ярило. (Показ слайда). Эти божества олицетворяли силы природы - солнце, ветер, плодородие, заботу о скоте. Славяне также почитали «духов», таких как домовой, и леший, и водяной. (Показ слайда). В жертву идолам приносили, главным образом, быков, свиней и кур, о чем свидетельствуют современные раскопки тех мест, где стояли идолы. До князя Владимира на Руси многие люди не знали о том, что всю природу создал Господь и, что Он имеет над нею власть. Поэтому они боялись многого из того, что видели вокруг: молнии, грома, солнца, других явлений природы и поклонялись им, как Богу. Это поклонение называется язычеством, а людей, которые так делали, называют язычниками. Таким человеком сначала был и великий князь Владимир.

Матерью князя Владимира была Малуша Малковна, дочь влиятельного славянина. (Показ слайда, а отцом князь Святослав. (Показ слайда). Мать воспитала его при дворе, стараясь подчеркнуть его княжеское происхождение. В этом ей помогал ее брат Добрыня Малкович - воевода при дворе княгини Ольги.

После смерти княгини Ольги, Святослав Игоревич стал княжить на Руси и Новгородские посланцы пришли к нему просить дать им в Новгород кого-нибудь из его сыновей для управления городом. Святослав дал им Владимира, ему было тогда семь лет и к нему опекуном был приставлен воевода Добрыня (Малкович). Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего правления уже была христианкой, но отец, храбрый и воинственный князь Святослав, не захотел принять новой веры. В то время в Киеве уже существовали христианские церкви.

После гибели князя Святослава, его сын, шестнадцатилетний Ярополк двинулся походом на своего брата Олега и в сражении Олег погиб. Тогда Ярополк двинулся на Новгород. Совершенно ясно, что он хотел княжить единолично, без конкурентов. Владимиру в это время исполнилось всего 12 лет, и Добрыня увез его «за море» (в теперешнюю Швецию, вероятно, - к родственникам Святослава. Они оставались там три года.

Потом Владимир возвратился в Новгород с нанятыми варягами и прогнал оттуда ставленников Ярополка. Не теряя времени, Добрыня с Владимиром, с новгородской дружиной и наемными варягами идут на Киев и на Ярополка. Ярополк запирается в городке Родня. После почти двухлетней осады, Ярополк и его советники принимают условия сдачи, продиктованные Владимиром и Добрыней. Сразу после сдачи Родни, Ярополк погибает при загадочных обстоятельствах, якобы убитый двумя варягами, бывшими в засаде.

Владимир становится единовластным князем на Руси и скоро назначает Добрыню посадником в Новгород. Править он начал с 17 лет.

Первые годы его правления проходили в походах. Победы и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого князя Владимира.

В те далекие времена Русь была разделена на множество мелких княжеств, люди преклонялись разным богам, во главе каждого княжества стоял свой князь. Время от времени между князьями возникали ссоры, они враждовали между собой, пытаясь захватить земли друг друга. (Показ слайда).

Призадумался князь Владимир, как объединить русские земли, чтобы у всего народа была одна вера, чтобы жить дружно, да ладно. Владимир размышлял о вере, о коренном вопросе: какой Бог истинный и какая вера правильная? И решил князь Владимир пригласить послов со всех земель, чтобы они поведали о своей вере, и выбрать какая для Руси милее будет. (Показ слайда). Пришли к Владимиру послы того народа, что покланялись пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут. (Показ слайда). Затем пришли те, кого на Руси называли немцами, католиками. И их выслушал Владимир. (Показ слайда). Последними пришел к князю мудрец греческий, который рассказал о христианской вере. Больше всех понравилась эта вера, потому, что она была самой доброй. (Показ слайда).

Христианский Бог дал заповеди своим детям - людям. Исполняя заповеди, человек становится праведным, имея надежду попасть в рай. Значит, человек своим стремлением к добру может стать угодным Богу.

«Заповеди христианские не трудные и очень понятные: люби отца своего и мать; это и у славян всегда было, это они легко примут. Не кради, не убивай, не присваивай чужого, - это все тоже очень правильно и понятно! Если исполняешь ты заповеди Божии, получишь награду. Если же лукавишь, ответ придется дать, судить тебя будут твоя совесть и Бог, который всё видит и знает. От суда своей совести не уйдешь! Перед Богом можно каяться и просить прощения! Далее, христианство учит человека сдерживать свои плохие наклонности, отказываться от того, что хочется, во имя заботы о других и о семье. Такие люди, воспитанные христианской верой, умеющие властвовать над своими желаниями и страстями, с закаленным характером, с твердой волей, нужны нашей державе. Христос проповедует скромность и отрицает гордость. Требует заботы о бедных. Я сам это буду делать. Буду заботиться о несчастных, правильно судить и не гордиться тем, что я князь».

И решил принять князь Владимир христианскую веру, для этого он принял обряд крещения в древнем городе Корсуни, что располагался около нынешнего Севастополя. Во время крещения князь Владимир стал лучше видеть, боль в глазах, мучавшая его прошла. Это чудо окончательно убедило князя в том, что его делу крещения себя и киевлян благоволит Господь Приняли обряд крещения и все спутники князя: дружина, бояре и купцы.

После этого Владимир женился на греческой царевне Анне и увез ее в Киев. Теперь можно было приступить к самому важному - Крещению Руси! В это время кн. Владимиру было 25 лет.

Вернувшись в Киев, князь Владимир крестил своих детей и тогда начались регулярные проповеди христианской веры. Их вели и сам князь, и греческие священники, особенно из Корсуни, говорившие на славянском языке. Греческие священники говорили о том, что пошла та вера от Иисуса Христа, который за свою недолгую жизнь сделал много добрых дел: исцелял больных, воскрешал мертвых, слепым зрение давал, голодных насыщал. Христианское учение говорит о любви, о едином Боге, создавшем мир и человека. (Показ слайда).

Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены, а главный из них - идол Перун был с позором привязан к хвосту лошади и стащен к реке. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр и течение его унесло. Князь повелел всем жителям креститься в Днепре: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня».

В 988 году князь Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси.

«И утром вышел Владимир со священниками на Днепр. И собралось людей без числа: вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь, дети же у берега, другие же держали детей; уже крестившиеся ходили около них, а священники, стоя, творили молитвы. И надо было видеть радость на небесах и на земле о спасении стольких душ». Так описывает летопись это великое событие (Показ слайда).

По воле божьей Владимир принял православную веру от греков. И стал совсем другим человеком, таким добрым и милостивым, что народ прозвал его «Красным солнышком». Он не хотел больше воевать, ему стало тяжело казнить смертью даже разбойников и преступников. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо и мед. Он хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных (Показ слайда).

С того времени сияет свет православия на всей славянской земле, а князя Владимира величают Владимиром – Крестителем. Став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни. (Показ слайда).

Многое изменилось с тех пор на Руси стали строиться храмы, при которых возникали школы, в них по повелению князя забирали детей из знатных семей для обучения, монастыри, стала развиваться письменность и грамотность, живопись. В эти годы Русь крепла. Русь православная славится необыкновенно красивыми храмами. Главный храм России это храм Христа Спасителя. Он стал зримым воплощением славы России, ее веры и величия. (Показ слайда).

В нашем городе, Вязьма, тоже есть храмы. Назовите какие вы знаете храмы в нашем городе, и где они расположены? (Показ слайда). В храмах люди молятся, просят прощения у Господа за свои проступки, чтобы быть честнее, добрее, милосерднее. В храмах все люди, от мала, до велика, принимают крещение и становятся православными христианами. Вот и вас многих крестили в одном из таких храмов. (Показ слайда).Я знаю, что у вас почти у всех есть нательный крестик. Как вы думаете, что он означает? (Нательный крестик оберегает от зла, беды, плохих людей).

3. Беседуем.

- Каким был князь Владимир до крещения (Язычником, поклонялся разным духам, богам, которые олицетворяли силы природы - солнце, ветер, плодородие).

- От кого князь Владимир принял веру? (По воле божьей Владимир принял православную веру от греков)

- Где крестился князь Владимир? (В древнем городе Корсуни, что располагался около нынешнего Севастополя)

- Какое чудо тогда произошло с ним? (Во время крещения князь Владимир стал лучше видеть, боль в глазах, мучавшая его прошла)

-Каким он стал после крещения? (Добрым и милостивым. Он не хотел больше воевать. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо и мед. Он хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных).

-Что князь повелел всем жителям (Креститься в Днепре).

- Что произошло с идолами? (Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены, а главный из них - идол Перун был с позором привязан к хвосту лошади и стащен к реке. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр).

- Как народ прозвал его? («Красным солнышком»).

4. Обобщаем. Жизнь князя Владимира делится на два периода - до и после крещения. Первый период был очень коротким (до 25-летнего возраста). Это время Владимир жил, как язычник. Во второй период (до самой старости) он, как отец, заботится о духовном и материальном благе своего отечества. Князь Владимир понял, что личную и государственную жизнь можно создавать только на фундаменте веры в Бога. Поэтому он всесторонне ознакомился с существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них. Для безболезненного и успешного крещения своего народа он привлек многих советников и дал возможность русским людям самим убедиться, какая вера лучше. Потом, став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни. Великий князь не терял времени. Он мудро и настойчиво проводил политику объединения всех в единое Русское государство Поистине Велик был князь Владимир и честь себе добыл, и для народа стал Красным Солнышком, и во внешней политике преуспел. То были годы полного благополучия на Руси

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России.

5. Играем. Просмотр мультфильма «Князь Владимир».

6. Творим, рисуем, радуемся. Рисование по теме: «Князь Владимир и Крещеие Руси».

7. Прощалочка. Наша беседа подошла к концу. Теперь, ребята, вы знаете, кто такой, Владимир- Креститель, за его доброту народ прозвал его «Владимиром - Красное Солнышко» и складывал про него былины. Владимир был причислен к лику святых.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Князь Александр Невский» Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе к школе по социально-коммуникативному развитию (нравственно-патриотическое.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Князь Владимир» Актуальность: личность князя Владимира, историческое значение Владимира Святого для русского народа является непреходящим и актуальным и.

Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи на Руси». Подготовительная к школе группа Программные задачи. Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважения, интереса к обычаям старины, к русскому фольклору; воспитание.

Конспект занятия для детей 6–7 лет «Князь Владимир и крещение Руси» Программное содержание: формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины; формировать.

Конспект занятия по ФЭМП подготовительная группа МБДОУ №40 воспитатель Коломиец Галина Александровна. «Тема Остров Цифроград». Совершенствовать умение детей считать от 1 до 10 и обратно.

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Задачи: 1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Деньги» Конспект занятия по математике Тема «Деньги» Цель: формировать у детей представление о деньгах. Задачи: • воспитывать речевую активность.

Конспект занятия «Русская матрешка» (подготовительная группа) Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Задачи: Образовательные: Знакомить детей с историей создания русской.

Праздник «Осень на Руси!» (подготовительная к школе группа)Праздник «Осень на Руси!» (подготовительная к школе группа) Очень весело мы встретили яркую, разноцветную, урожайную осень. Читали стихи, пели песни и танцевали для осени, восхваляя ее, радуясь ей.

Конспект занятия «Знакомство с буквой П» (Подготовительная группа) Цель: Знакомство с буквой П Задачи: 1. Закрепить ранее изученный материал, слова-предметы, слова-действия 2. Познакомить с буквой П, дать.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия «Князь Владимир — креститель Руси» (подготовительная группа)
Опубликовано: 20 марта 2017 в 16:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наша первая выставка детских работ в технике оригами
Дети очень любознательны и активны, им постоянно нужно что-то делать. Лучший способ им помочь – это направить энергию в правильное русло. В своей группе я...
Конспект занятия по аппликации «На прогулке»
Программные задачи:продолжать учить детей пользоваться разными материалами при выполнении аппликации, упражнять детей в вырезывании силуэтов, развивать...
Сообщение из опыта работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»
Развитие ребенка через игру «Марблс» 21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не...
Фотоотчет «Посадка лука» (вторая группа раннего возраста)
Татьяна Плюхина Фотоотчет «Посадка лука» ( вторая группа раннего возраста) Задачи: Формировать умения различать по внешнему виду овощи ( лук, морковь,...
Конспект НОД по декоративному рисованию в средней группе «Я люблю свою лошадку»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с декоративной росписью дымковской игрушки ( Лошадка) ; учить рисовать кончиком кисточки, ставить точки и...