Консультация для воспитателей «Коллективные строительные игры старших дошкольников»

Лариса Скороходова
Консультация для воспитателей «Коллективные строительные игры старших дошкольников»

(по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — дом радости»)

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольника.

В программе Н. М. Крыловой "Детский сад - Дом радости" отводится большое место строительным играм. Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой игрой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, железные дороги, дома, театры, дворцы и многое другое. В строительных играх они не только отражены окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков – у них возникла необходимость построить пароход, игра в детский сад или в магазин неизбежно требует его постройки и т. д. Но строительная игра может возникать и как самостоятельная игра, а затем на ее основе развивается та или иная сюжетно-ролевая игра. Например: дети строят театр, а потом играют в артистов.

В младшей и средней группе дети строят простые постройки (гаражи, мосты, кукольную мебель, одноэтажные дома, загоны для животных). В старших группах дети в течении длительного времени возводят более сложные постройки (детские сад, ферму, улицы города, парки и целые города с красивыми разнообразными зданиями).

По программе Н. М. Крыловой "Детский сад - дом радости" – дети старшего дошкольного возраста выполняют коллективные постройки по чертежам, по схемам, по фотографиям, по условиям, заданным «архитектором», воспитателем. Дети могут объединяться в небольшие подгруппы и выполнять общий коллективный замысел, где при строительстве каждый ребенок выполняет свою задачу.

Воспитательное и развивающее влияние коллективное строительство игр заключено в идейном содержании отражаемых в них явлениях, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрочении положительных взаимоотношений. Влияние строительных игр на умственное развитие ребенка определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задачи, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство, каким должен быть результат (т. е. «от задумки до результата»). Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части постройки с другими, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений.

При правильном руководстве коллективные строительные игры содействуют и решению задач нравственного воспитания. Дети знакомятся с благородным трудом строителей, архитекторов, стараются в своих постройках сделать все аккуратно и красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых, оказывают друг другу помощь, делятся строительным материалом. Строительные игры способствуют эстетическому воспитанию и развитию детей. На экскурсиях, во время целевых прогулок воспитатель знакомит их с новыми постройками, архитектурными особенностями зданий, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, прочность, красоту. Наблюдение за работой строителей дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые постройки, стремление внести украшающие детали и этим воспитывает художественный вкус детей. При анализе и самоанализе построек детей отмечают, выполнены ли все «законы» строительства (прочность, удобство, красота).

Строительные игры имеют важное значение и для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающих разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушария и т. д.) и дополнительные (пластины, доски, арки, кольца). В строительных играх используются и обычные, сюжетно-образные игрушки. Широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки…

В старшей группе большое значение приобретает слово. Так источником замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя. Он сообщает детям о цели игры, последовательности игровых действий, распределение обязанностей, поощряет обсуждение или игрового замысла, поддерживает интересные предложения, критические замечания, это развивает у детей самостоятельность мысли и поиска. Правильность руководства игрой и активное участие в ней всех детей определяют их удовлетворение от нее, интерес к ней и тем самым ее длительность.

Строительные игры в подготовительной группе отличаются более разнообразными замыслами, т. к. дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых. Например: дети, изображая процесс строительства, распределяют свои обязанности: одни подносят и подвозят материал, другие возводят стены, третьи руководят всей работой и т. д. Иногда часть из них строят вспомогательные сооружения, связанные с основными: столовая, медпункт, магазин и т. д. Характерными особенностями игр детей является более полное и точное осуществление замысла и содержания, четкая организация распределения обязанностей, взаимная ответственность. Более отчетливо, чем в старшей группе, выступает здесь и собственно строительная деятельность. Если возникает потребность в изготовлении каких-либо предметов, игрушек для игр, дети временно выходят из нее, однако, она не разрушается, поскольку ребята возвращаются к ней по мере изготовления того, что им было необходимо. Многие строительные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Интересы детей подготовительной группы, их возможности предъявляют к руководству коллективными строительными играми большие требования. Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства, он отбирает немногое то, что доступно детям, и оказывает воспитательное и обучающее воздействие (например, культурно-бытовое строительство).

Таким образом, коллективные строительные игры при правильном руководстве ими являются средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус. Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» по программе Н. М Крыловой «Детский сад –Дом радости» Цель: Развитие речи и творческих способностей через театрализованную деятельность. Задачи: Содействовать обогащению развитию грамматически.

Конспект занятия «Дети Севера» по программе «Детский сад — Дом радости» ЦЕЛЬ: Расширить представления детей о нашей стране; развивать умение рассматривать картину, рассказывать по вопросам воспитателя; воспитывать.

Консультация «Строительные игры в жизни ребенка дошкольного возраста»Консультация «Строительные игры в жизни ребенка дошкольного возраста» Все педагоги дошкольного образования знают, что игра - ведущая деятельность в детском саду. Дети очень любят играть. Они играют в разные.

Патриотическое воспитание старших дошкольников в Мбоу «Центр развития ребенка — детский сад №5 «Солнышко»Патриотическое воспитание старших дошкольников в Мбоу «Центр развития ребенка — детский сад №5 «Солнышко» Сегодня мы особенно остро понимаем, что проблема патриотического воспитания одна из наиболее актуальных. Поэтому уже с дошкольного.

Представление ПРС в соответствии с принципами ФГОС до и авторской программы Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости» Представляю предметно развивающую среду подготовительной к школе группы, которая создана на основе федеральных государственных образовательных.

Конспект НОД по программе Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости».  Трудовая деятельность «Поможем бабушке Федоре» Программное содержание. 1. Воспитывать уважение к старшему поколению, учить заботиться, оказывать взаимопомощь. 2. Продолжать обучать детей.

Развитие трудовых навыков у дошкольников по программе Н. М. Крыловой В работе по технологии Программы Натальи Михайловны Крыловой “Детский сад – Дом радости», по которой мы работаем, привлекает, что ее автором.

Самостоятельная игровая деятельность: строительные игры.Самостоятельная игровая деятельность: строительные игры. Строительные игры. В процессе самостоятельной игровой деятельности дети выполняли постройки по памяти или придумывали свой "проект"; учились.

Сценарий утренника к 8 марта для старших дошкольников «Мисс детский сад» Предварительная подготовка: Красочная презентация о маме для фоновой заставки праздника памятки для родителей о предварительной подготовке.

Строительные игрыСтроительные игры Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Коллективные строительные игры старших дошкольников»
Опубликовано: 24 октября 2015 в 21:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по аппликации «Волшебная снежинка»
Материал для выполнения мастер – класса: шаблоны различных снежинок, распечатки для основного фона с изображением Дед Мороза, Снегурочки и...
Мастер-класс «Шьем очаровательного снеговёнка из колготок»
Приближается замечательный праздник Новый год, а это значит, пришло время заранее подготовить новогодние елочные игрушки своими руками. Не обязательно для...
Фотоотчёт по аппликации с элементами рисования во второй младшей группе «Праздничная...
Сейчас такое время, что все вокруг готовят для друзей и близких подарочки к Новому Году. Вот и мы решили смастерить открытки к празднику. Задачи: -...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Дуб и сосна»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Дуб и сосна» Цель. Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях ( корни, ствол,...
Фотоотчет. Экскурсия в пожарную часть
В соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой ДОУ, а также в соответствии с планом мероприятий ДОУ по обеспечению пожарной безопасности на...