Папки-передвижки

Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа «Колыбельная песня»

Евстратова Елена
Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа «Колыбельная песня»

Конспект по программе:

«Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников

в условиях реализации требования ФГОС ДО»

на тему:

«Колыбельная песня» - устное народное творчество и прикладное искусство русского народа.

Воспитатель; Евстратова Е. А.

2020 г.

г. Лобня

Публикация «Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа „Колыбельная песня“» размещена в разделах

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«ДЕТСКИЙ САД №2 «ПОЛЯНКА» г. ЛОБНЯ

Конспект образовательной деятельности

по «Художественно – эстетическому развитию»

(народное и декоративно-прикладное искусство)

раздел «Ознакомление с социальным миром»

Тема:

«Колыбельная песня-устное народное творчество и прикладное искусство русского народа»

( возраст детей: средняя группа, 4-5 лет)

Подготовила:

воспитатель Евстратова Е. А.

г. Лобня,

2020г.

Цель: средствами развивающей среды в группе «Уголок народного творчества»; виртуальным путешествием в мультфильм «Русская колыбельная» (отрывок, приобщать детей и развивать познавательный интерес к истокам и традициям, и истории своего народа; приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора; создание благоприятной среды для детского творчества.

Развитие психологических процессов: внимание, память, мышление; Обогащение словарного запаса существительными; колыбель; оберег. изба.

Программные задачи:

Обучающие задачи; познакомить детей с историей возникновения колыбельной песни как с устным народным творчеством. Расширить представления детей о семейных традициях на Руси.

2. Развивающие задачи;

развивать интерес к народному творчеству как к изобразительному искусству, художественный вкус, фантазию.

развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображения с натурой (изображение природы в рисунках народного творчества);

формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

3. Воспитывающие задачи; воспитывать интерес к народному творчеству и его проявлению в рисунках, в песнях и в стихах, любовь и уважение к семейным традициям своего народа,

4. Речевое развитие: обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу

5. Социально-коммуникативное развитие: расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему миру

6. Художественно-эстетическое развитие: продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен; экскурсия в уголок «Русская изба».

Формы организации образовательной деятельности совместная деятельность педагога с детьми

Методы и приё мы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход

Активизация словаря:

Люлька, колыбель, Угомонный, Дрема, оберег, ритуал

Развивающая предметно-пространственная среда:

Оборудование: видеопроектор;

Наглядный методический материал к занятию: картинки из русских народных сказок;

Музыкальный ряд: русские народные колыбельные песни и стихи

Наглядные экспонаты (предполагаемые или реальные) : детская русская народная (детская) колыбель для куклы, кукла; погремушки; игрушка «Котик».

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём?

Дети:(Россия).

Воспитатель: Правильно, а в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Звучит фонограмма русской народной мелодии.

Воспитатель: А знаете, Русь раньше называли деревянной. А как Вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Дети: (Ответы детей.)

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. И кроватка для малыша тоже была из дерева.

А для того, чтоб малыш быстро засыпал была изобретена специальная кроватка для укачивания называемая колыбелька или зыбка (от колыбать, колыхать, качать, а песни, которые мама пела малышу, были названы колыбельными.

С древних времен колыбельные песни сопровождали человека всю его жизнь: сначала их поют малышу, потом уже став взрослым, он начинает их петь своим детям. Колыбельные появились очень давно, и будут существовать вечно. Дети восприняли их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыши засыпали, погружаясь в прекрасный мир сновидений. (Взять куклу и начать ее заворачивать в одеяло)

Звучит фонограмма колыбельной песни. (Кукла берется на руки воспитателем, и воспитатель начинает покачивать куклу на руках)

Обычно в доме такую колыбельку, изготовленную как, правило из луба подвешивали на потолке к гибкому шесту, а снизу с помощью веревки этот шест приводился в движение, что позволяло матери или няне, не отвлекаясь от повседневной домашней работы качать колыбельку с ребенком.

(Показать на колыбельке –игрушке как качается колыбель)

На Руси тема колыбели обрастала множеством мистических тайн и необычных обрядов. Прежде, чем младенец ляжет в колыбельку, в нее сажали домашнего кота. Подразумевалось, что коты отгоняют чертей и злых духов от колыбели, и коту доверяли этот важный обряд. Возможно поэтому во многих колыбельных особое значение уделялось коту.

(Взять в руки игрушку Котика и положить в колыбельку)

Баю-баюшки-баю,

Баю, Сашеньку, баю!

Приди котик ночевать,

Мою детоньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Основными мотивами колыбельных были благие пожелания сна, здоровья, жизни. Но также колыбельные использовались как своего рода заговоры, а иногда и как обереги. Предки считали, что колыбельная обладает особой народной магической силой для младенца. Поэтому часто в колыбель укладывали ритуальные вещи, выполняющие охранительную обережную функцию: кукол, ломоть хлеба, коготь медведя, зерна ячменя, ржи и т. д.

В старинных колыбельных часто были представлены и образы разных мистических существ, например, Сон, Дрема и Угомон (отсюда пошло слово неугомонный).

О чем же сказывалось в колыбельных песнях?

А бабай, бабай, бабай,

Ты, собачка, не лай,

И гудочек не гуди,

Нашу Маню не буди…

Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься, словно "программируя" его будущее.

Вырастешь большой,

Недосуг будет спать,

Надо работу работать,

Пахать, боронить,

В лес по ягоды бродить,

По коровушку ходить.

А если мама сердилась, то и попугать могла: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».

Искусству исполнения колыбельных учили с малолетства. "Байкать" девочки начинали своих младших братьев и сестер еще с 5 лет. Таких нянь называли "байкалы", "байкальшицы", "баюкалки".

Древние придавали большое значение колыбельным песням, для них это было целым таинством, волшебством, через что поддерживается связь малыша с окружающим миром.

Для того, чтобы защитить ребенка и призвать к нему добрые сны, люльку украшали разнообразными оберегами. Так, бортики люльки украшали резьбой и росписью, в изголовье часто вырезали солнце, в ножках - месяц и звезды. В люльку клали крестик и иконку. Над люлькой крепили игрушки - погремушки. Люльку обязательно закрывали пологом.

А чтобы малышу не было одиноко и неуютно в мире взрослых, мама через пение колыбельной показывала ему, что все хорошо, все в порядке и выражала свою нежность к малышу, приговаривая: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка и т. д.

Вот почему народные колыбельные песни есть великое достижение народной педагогики, наполненное народной мудростью и пробуждающее в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.

А Вам мамочки, бабушки поют песенки на ночь? И о чем эти песенки?

Дети: Да, поют. (Рассказывают содержание песенок)

Воспитатель: Вот так и передаются из поколения в поколения старинные песни, которые мы с Вами называем теперь колыбельными.

Проблемно-поисковый этап

Воспитатель: Дети, а Вы запомнили, какие рисунки, рисовали на колыбельках и что клали в кроватку малыша. Чтоб он лучше спал?

Дети: игрушку котика, хдебушек, крестик, звездочки, солнце.

Воспитатель: Правильно, молодцы, теперь Вы сможете нарисовать рисунки на кроватках малышей.

Практический этап

Воспитатель: Дети, давайте попробуем вместе сочинить колыбельную песенку. Какие слова будем говорить и петь малышу?

Дети: Баю-баюшки баю, котик, серенький волчок, дам тебе я хлеба, налью молока, приходи наш котик.

Воспитатель: Правильно, Вы молодцы и теперь сможете помочь своим мамочкам помочь укачивать в кроватке маленьких братишек и сестрёнок.

….

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие?

Дети: ДА.

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?

Дети: Петь колыбельные песни

Воспитатель: Вы устали на занятие?

Дети: нет было очень интересно.

Последующая работа

Необходимо продолжить изучать традиции и декоративно - прикладное искусство народов России для развития творческих способностей детей, любовь и уважение к семейным традициям своего народа.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

реализации педагогической деятельности

в условиях ДОУ заключается в следующем:

«Ребенок, который знакомиться и получает знания по истории развития своего народа, будет и в последующие годы сохранять и множить традиции декоративно – прикладного искусства народа своей страны; вносить свой вклад в развитие современного общества будучи взрослым человеком.»

Использованная литература:

1. От рождения до школы : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Текст русских народных песен и колыбельных

3. Материал со страниц интернета

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство».Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство»Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство» Накануне праздника Цаган Сар (Белый месяц) у нас в ДОУ состоялся конкурс «Хальмг улсин гарин эрдм» («Калмыцкое народное прикладное искусство»).

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа «Колыбельная песня»
Опубликовано: 6 февраля 2021 в 18:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД