МААМ-картинки

Комплексный подход в формировании элементарных математических представлений дошкольников

Мария Муравьёва
Комплексный подход в формировании элементарных математических представлений дошкольников

Методический семинар

«Комплексный подход в формировании элементарных математических представлений дошкольников»

Составила :

Воспитатель 1 квалификационной категории

Муравьёва Мария Александровна

СЛАЙД 1 с. Орехово

СЛАЙД 2 Актуальность

Математика играет огромную роль в жизни человека. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства - писал Леонардо да Винчи.

Публикация «Комплексный подход в формировании элементарных математических представлений дошкольников» размещена в разделах

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

СЛАЙД 3

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний. Математика нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим и современным. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

СЛАЙД 4

Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет взаимосвязь содержания предлагаемого материала, его разнообразие, новизна, форма подачи и доступность. Многим детям не достаточно того материала,что педагог даёт во время занятий и поэтому полученные математические знания и умения необходимо постоянно закреплять и подкреплять в различных режимных моментах в течении дня. Для детей это происходит не заметно, если не навязчиво предлагать им решить те или иные задачи, например: во время зарядки или на прогулке или в ситуативных беседах. Особое внимание я уделяю дидактическим играм, подвижным играм с математическим подтекстом. Совмещая визуальную и голосовую информацию с практическими заданиями и играми, мы даём возможность более детально и быстро понять и запомнить материал.

Цель:

Разработать комплексный подход в формировании элементарных математических представлений дошкольников.

СЛАЙД 5 Задачи:

1. Изучить специальную литературу по теме.

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы. В том числе разработать авторские дидактические игры и пособия.

3. Не навязчиво включить: игры,беседы, дидактические задания во все режимные моменты в течении дня.

4. Составить картотеку дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.

5. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей применяя различные задания, консультируя родителей на стендах с информацией и папках-передвижках.

6. Наблюдая за развитием математических способностей, определить эффективность комплексных подхода по ФЭМП в работе с детьми.

7. Формирование устойчивый процесс познавательной мотивации у воспитанников от младшего дошкольного возраста к старшему и подготовительному.

Изучив учебную литературу, сопоставив наличие необходимого материала, пришла к выводу, что в группе нет нужного сопровождения для полноценного обучения по ФЭМП.

СЛАЙД 6 Новизна опыта:

Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных педагогических методик, посредством использования:

-математических карточек;

- дидактических и подвижных игр и упражнений;

-сюжетно-игрового занимательного материала;

-художественной литературы, сказок;

-обучающих видео и презентаций ;

-и даже физкультурных занятий.

В моей работе педагогические технологии тесно пересекаются, для достижения наиболее хороших результатов.

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности

• технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• игровая технология

• технология «ТРИЗ» и др.

СЛАЙД7,8 (видео пример) Проделанная работа

На 1-м этапе кроме основных занятий я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач (помочь герою игровой ситуации, шуток, занимательных вопросов, подвижных выдуманных приключений (собирали грибы или ягоды) В процессе игры на занятиях, я использовала не только занимательный материал, сделанный мною, а также использовала бросовый материал : кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты Обязательно стараюсь закончить занятие моментом-сюрпризом (просмотром развлекательного или учебного видео по теме математического занятия)Использую мультимедиа и даже планшет.

СЛАЙД 9,10

На 2-м этапе в более старшем возрасте детей, предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты (например бумажные и металлические монеты определить их свойства ;или определить размер и соотнести его с каким-нибудь предметом) Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствовали прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствовали развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствовали развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации. Обучающие видео способствовали разнообразию форм обучения, заинтересовывали детей. В процессе организованного обучения, я использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, математический театр, квест-игры и др.). Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей. Очень часто на занятия к ребятам приходит РОБОТ-ПОЗНАВАТЕЛЬ (конструкция робота,где вместо лица планшет с видео или др.)

СЛАЙД 11

Воспитательно-образовательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учё том следующих принципов:

• Наглядность.

• Систематичность и последовательность.

• Постоянная повторяемость.

• Доступность.

• Связь с жизнью.

• Индивидуальный и дифференцированный подход.

Использую методы:

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

• эмоциональная;

• грамотная;

• доступная;

• четкая;

• достаточно громкая;

• приветливая;

• в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

• в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый.

Требования к речи детей:

• грамотная;

• понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

• с нужными математическими терминами;

• достаточно громкая.

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

Виды наглядного материала :

• демонстрационный и раздаточный;

• сюжетный и бессюжетный;

• объемный и плоскостной;

• специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

• фабричный и самодельный.

в) практический:

• выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;

• широкое использование дидактического материала;

• возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

• выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

• использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

СЛАЙД 12,13

С самого начала своей педагогической деятельности я старалась связывать с математикой в той или иной форме всё ,что мы делаем в детском саду в течении дня. Первым делом я постаралась оформить РППС (развивающую предметно пространственную среду)

Как воспитатель группы я серьезно подхожу к отбору материалов для каждого центра, отражая реальный мир и побуждая к дальнейшим исследованиям, соответствующим интересам и уровню развития ребенка, обеспечивая при этом его дальнейшее развитие,в том числе и по ФЭМП.

Так например, центр искусства оснащен различными картинками; классическими и нетрадиционными средствами рисования,где мы с ребятами рисуем и придумываем свою валюту, мастерим кошельки,копилки.

В центре книг располагается различная литература, в соответствии с возрастом детей, в том числе рассказы и сказки с математическим сюжетом или финансово-бытовыми отношениями.

Центр сюжетно-ролевых игр и в первую очередь это многофункциональный игровой модуль «Магазин/аптека, театр», «Проект дома»; «Парикмахерская» , где ребята условно моделируют жизнь взрослых: покупают продукты,считают их, взвешивают в магазине; оказывают парикмахерские услуги и т. д.

В центре театрализации мы обыгрываем сюжеты сказок. А в центре настольных и дидактических игр играем в настольные игры.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает развитие ребёнка в разных видах деятельности. В группе игрушки подобраны с учетом принципа интеграции образовательных областей. Это позволяет одни и те же игры использовать в ходе реализации задач разных областей, в том числе использовать их в сюжетных играх и занятиях способствующих развитию экономических понятий. Например : все игрушки в игровом уголке могут быть в роли счётного материала или товара «Магазина игрушек». Коллекцию деревянных матрешек можно обыграть, как поход в музей с покупкой билетов в кассе музея. Используя фантазию и предприимчивость формировать математические знания и навыки можно в любых зонах группы.

СЛАЙД 14,15,16,17

Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Материал, находящийся в математическом центре, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур. Все дидактические игры долговечны (ламинированы)

СЛАЙД 18

Особый интерес у детей к играм из различных материалов, которые можно не только увидеть, но и потрогать, прикрепить, сравнить самим.

Часто занятие начинала с элементов игры, по возможности применяла приё м неожиданности: появление «гостей», «письма», в начале занятия – сюрпризный момент. Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка старалась ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности)Обязательно на зарядке! Обязательно давать детям считать вместе с вами! Результат виден буквально через пару недель ежедневных приседаний со счетом. Приседание-счет до 10 (у подготовишек до 20,со старшего возраста и счет обратно.

Также предлагала детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий ИДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Найди место предмета», «как сделать куб», «Что изменилось». Включала в работу с детьми и серию игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг», «Составь картинку»,» Найди заплатку», «Сортируй» и мн. др.

Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми использовала логические таблицы. Дети рассматривали и анализировали ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирали недостающую фигуру. Для ориентирования в пространстве использовала в работе план -карту, с помощью которой дети закрепляли знания: право, лево, верх, вниз, Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращала внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты; объясни, где строится новый дом, сколько этажей; какой формы листья березы). Помогала детям применять математические знания в различных ситуациях (дежурство по столовой). Играя на прогулке, мы считали, сравнивали камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Я знакомила детей с разными понятиями, например «далеко- близко». Гуляя вокруг детского сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты. вперед, назад.

Работу с занимательным математическим материалом провожу в течение всего дня: в разные режимные моменты (утренние часы, на прогулке, вечером).

Загадывая задачи-шутки, дети стали понимать, что построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи замаскировано внешними условиями. Например:

1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).

2) Сколько ног у слона?А сколько у двух?

В старших группах в самостоятельной деятельности детей использовала математические игры - это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели.

При организации сюжетно-ролевых игр обращаю внимание на количественные отношения в «Магазине» один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. Учимся понимать товарно-денежные отношения, формируем финансовую грамотность.

Читая книги, я учила различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту, считали по количеству. Называли героев сказки «Репка» начиная с деда и наоборот с мышки. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала потом». В работе с числом семь можно использовать сказку Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов" Детям предлагалось пересчитать предметы на ощупь (пришитые на картон пуговицы - их семь)

- в каких сказках встречается число семь? "Волк и семеро козлят",

"Спящая царевна и семь богатырей", "Белоснежка и семь гномов".

Состав числа десять поможет закрепить сказка Альфа Прёйсна "Про козленка, который умел считать до десяти". Так же данное произведение формирует у детей понимание практичной стороны необходимости умения считать. Веселая сказка Г. Остера "Как измеряли удава" поможет в формировании умения измерять длину предметов с помощью условной мерки. Умение находить геометрические формы в окружающих предметах поможет и подскажет сказка Романа Сефа "О кругленьких и длинненьких человечках". Непринужденным знакомством с цифрами станет прочтение книги С. Маршака "Веселый счет". Сказка «Необыкновенные приключения в городе Математических загадок» объединяет сказочным сюжетом ряд проблемных ситуацией. Слушая увлекательную историю и переживая с героями их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Для изучения состава числа использую счетные палочки, настенные дидактические пособия «Числовые домики» Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблем, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Подвижные математические игры и физкультурные занятия, вызывают огромный интерес у детей всех возрастов. Постоянно пополняется видеотека воспитателя физкультурных упражнений со счетом с разными мультяшными героями.

СЛАЙД 19 Результаты работы

-Разнообразие форм и приёмов проведений занятий;

-Составлена картотека дидактических игр, ,пословиц по ФЭМП для всех возрастов;

-Руками воспитателя сделана и накоплена богатая копилка различных дидактических игр, карточек, логических задач, игр из бросового материала ;

-Оформлен демонстрационный и раздаточный материал к занятиям;

-Использование обучающих видео, мультфильмов и передач;

-Оформлена РППС (магазин/аптека; математический уголок; уголок природы,»Текстильная ёлка-календарь» и мн. др)

-Пополнена библиотека и составлена картотека рассказов и сказок по ФЭМП совместно с использованием фланелеграфа и сюжетных картинок к нему.

-Отдельно накапливается методическая копилка по формированию финансовой грамотности у дошкольников.

-В результате комплексной систематической и углубленной работы по развитию математических представлений у детей в процессе использования дидактических игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития детей, о чем свидетельствует педагогическая диагностика.

СЛАЙД 20 Вывод:

Положительные результаты были достигнуты не только благодаря осуществлению личностно-ориентированного подхода к ребенку,но и проведению планомерной и систематической работы. Регулярное использование на занятиях по математике и вне системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Заключение

При определении актуальности проблемы я исходила из конкретного опыта работы, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении возможности использования комплексного подхода и различных форм обучения, как средств формирования усвоенного материала дошкольниками.

Опыт работы показал,что разнообразие форм обучения на занятиях и вне ;хорошо и правильно оформленная РППС ;труд педагога и желание детей познавать новое благотворно влияют на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2016г.

2. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. – М., 2002.

3. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. – М., 1987.

4. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.

5. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996.

6. Тихоморова Л. Ф Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.

7. Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. Играя, учимся математике. – М., 2005.

8. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005 г. - 32 с.

9. Белошистая А. Дошкольный возраст : формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С. 30-39

10. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.

11. Бильчугов Л. Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. 1978.

12. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М., 1989

13. Леушина А. М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста : Учеб. пос. – М., 1974

14. Математическое развитие дошкольников : Учебно-методическое пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н., Полякова, Р. Л. Непомнящая, А. М. Вербенец. – СПб: Детство-Пресс, 2000.

15. Носова Е. А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». – Л. : 1990г. Стр. 47-62.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Итоговое занятие по развитию элементарных математических представлений Цель: обобщить и систематизировать знания детей по развитию элементарных математических представлений, на основе познавательной активности.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексный подход в формировании элементарных математических представлений дошкольников
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 21:37
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД