Комплексный подход в развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ТНР

Раиса Гуртовенко
Комплексный подход в развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ТНР

Воспитатели: О. А. Ведерникова, Р. М Гуртовенко,

МБДОУ "Детский сад №12 Комбинированного вида", г. Каменск-Уральский

"Комплексный подход в развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ТНР".

Коммуникативные умения дошкольников являются важной предпосыл-кой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Это отмечено авторами Концепции содержания непрерывного образования (дошкольного и начального звена) 2003г. Приоритетность данной задачи признается ведущими специалистами в области отечественной методики (М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, О. А. Бизикова, О. С. Ушакова, В. И. Яшина).

У дошкольников с общим недоразвитием речи несформированность средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю систему в целом. Недостаточность коммуникативной активности и возможностей затрудняет взаимодействие детей с ОНР с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделены образовательные области, особенно значимые для детей с ОНР: познавательная, социально- коммуникативная и речевая.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценно-сти; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Главная задача,которая ставится перед педагогами нашей группы и специалистами сопровождения в работе с детьми с ОНР: реализовать коммуникативную направленность процесса коррекционного обучения. Усваиваемые элементы языковой системы включаются в непосредственное общение, дети обучаются применению отработанных речевых операций и полученных навыков в различных видах деятельности.

Основная форма общения дошкольников - диалог. Он является такой базисной характеристикой детей, как коммуникативная компетентность- качество личности, выражающееся в том, что ребенок не только информирован о различных областях окружающей действительности, но и использует эту информацию в качестве основы для принятия решений. Но овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности, лексической точности, грамматической правильности). Помимо этого у детей с нарушением речевого развитиястрадает вся психологическая база речи: внимание, память, воображение. Такие дети импульсивны, непоследовательны в выполнении интеллектуальных операций, отвлекаемы, испытывают повышенный коммуникативный дискомфорт.

В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию дошкольного образования востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям духовным и социальным. Ведущим видом деятельности в ДОУ для ребенка является игра. Игры либо содержат готовые диалогические тексты, либо предусматривают их конструирование с включением реплик, разных по функциональному назначению. Инсценировки, режиссерские и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, становятся действенными методами обучения дошкольника коммуникативному обучению.

Свою работу мы начинали:

• с изучения формирования диалога и его роли в коммуникативных умениях дошкольника;

проведения оценки условий: развивающей среды, ресурсов взаимодействия с педагогами сопровождения;

• составления банка данных компетенции родителей и их значение в формировании коммуникативных навыков у детей с ОНР;

• определили этапы работы над театрализованными играми;

• определили способы оценки уровня сформированности коммуникативных умений.

Цель нашей работы по развитию коммуникативных навыков: научить детей пользоваться диалогом, как формой общения через игры-драматизации, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Задачи:

• формировать умения пользоваться различными единицами коммуникации в соответствии с их функциональным назначением;

• совершенствовать развитие умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения и реагировать на них);

• учить детейвступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т. п. ; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр. ;

• формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой и жестами;

• способствовать усвоению основных правил ведения диалога;

• обучать детей правилам речевого этикета.

Работа началась с выполнения этюдов-маленьких спектаклей,близких и понятных детям: «Новая игрушка», «Знакомство», «Обида, ра-дость»…Продолжалась в совместных инсценировках-драматизациях, основу им составляли потешки, игры – диалоги, короткие народные сказки «Кисонька -Мурысонька», «Волк и лиса», «Зачем?»).

Закреплялась в драматизациях сказок во время досугов и развлечений.

Особое внимание уделялось стихотворным текстам, как ритмически ор-ганизованной речи,которая:

• активизирует весь организм ребенка;

• способствует развитию и коррекции голосового аппарата;

• раскрепощает ребенка в общении с партнером.

Большую ценность представляет игра-импровизация по мотивам сказок. При слушании, пересказе, при драматизации сказок происходит становление речевой культуры.

С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

• социальную - приобщает к человеческому и этическому опыту;

• креативную - выявляет, развивает образное и абстрактное мышление;

• психотерапевтическую - умиротворяет, снимает стресс.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение элемен-тов драматизации на занятиях (на любом этапе проведения) и вне занятий обогащает и расширяет рамки коммуникативного воздействия на ребенка с ОНР, активизирует качество ответов, совершенствует диалог.

В работе со старшими дошкольниками помимо (театральных и режиссерских игр с придуманными сюжетами) используются игры, которые побуждают детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации. Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

В словесных играх дети закрепляют умения задавать вопросы и отвечать на них, активизируют речевую поисковую активность, в таких играх, как «Вопрос с подсказкой», «Чудесный мешочек», «Играем в КВН», «Зоологический музей», «Интервью о родном городе, «У старшего друга –первоклассника». Периодически проходят персональные творческие выставки детей, где экскурсовод рассказывает о своих работах, а дети – экскурсанты задают вопросы, между ними происходит творческий диалог.

В телефонных играх разыгрываются различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей: «Заказ такси», «Звонок в мебельный магазин», «Звонок больному товарищу», «Поздравлю бабушку, дедушку с праздником», «Приглашение на день рождения» и пр. Игры с телефоном включатся в речевые подгрупповые занятия в качестве отдельной части.

Закреплять же умение разговаривать по телефону лучше в индивидуальных играх или подгруппах из 2-х-3-х детей.

Обогащение речевой среды группы - важная задача воспитателей, т. к. именно этот процесс является стимулирующим речевую активность и развитие коммуникативных навыков детей в повседневной жизни. Поэтому было решено создать в нашей группе культурно - развлекательный центр «Радуга».Важными составляющими центра стали:

• мини-сцена, где дети проявляют свои таланты, выступают в каче-стве солистов в пении, чтении стихов, тренируют навык публичного выступления;

• зона библиотечно-речевой деятельности, в которой два раздела с художественной литературой для детей старшего и младшего дошкольного возраста. Здесь проводятся литературные викторины, знакомство с писателями и их произведениями, тематические занятия; дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевую игру «Библиотека». Все читатели библиотеки имеют формуляры, куда записывают с помощью условных обозначений, кто какую книгу взял. Старшие дошкольники читают младшим. Это способствует общему развитию речи, расширяет кругозор, совершенствует коммуникативные отношения. В этот центр входит мини выставочный зал, где проводятся персональные выставки рисунков. Экскурсоводы – дети. Между экскурсоводом и экскурсантами завязывается творческий диалог. Выставки меняются. Это зависит от праздничных дат календаря, изученных лексических тем. Учитываются интересы и склонности детей. Дается возможность каждому побывать в роли экскурсовода.

Помимо этого проводятся тематические выставки: «Город, в котором я живу», «Россия – Родина моя», «Генеалогическое древо», выставки произведений детских писателей «Моя любимая книга». Периодически открываются мини –музеи: «Дары осени», «Кормушка своими руками» «Камни Урала», «Я бы в трубники пошел».

В дидактических играх дети закрепляют умения использовать разнооб-разные варианты просьбы, ответы на них, культуру ведения диалога, воспитание усидчивости и концентрации внимания.

В подвижных играх дети закрепляют и совершенствуют умения вести коллективный диалог, с различной интонационной выразительностью, пользуются правилами игры, проявляют инициативность и творчество.

В сюжетно-ролевых играх, посредством коммуникативных отношений, дети совершенствуют умения осуществлять игровое взаимодействие со сверстниками, формируют умения вести роль и видеть перспективу роли, разрабатывают микро сюжеты среди общего сюжета, осуществляют «дирижирование» действиями других участников игры, развивают творческую инициативность, индивидуальность и самостоятельность при планировании игры, подборе игрушек, атрибутов, игрушек – заместителей.

Мы работаем в тесной взаимосвязи со специалистами сопровождения: педагогом психологом, музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре.

Педагог – психолог на своих занятиях использует мимику, пантомимику для выражения эмоций предлагаемых этюдов, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям.

Музыкальный руководитель через песни закрепляет правильную артикуляцию и произношение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма, использует элементы драматизации, стимулируя и активизируя диалогические и монологические высказывания.

Воспитатель по физической культуре проводит спортивные праздники, походы, развлечения.

Родители непосредственные участники образовательного процесса. Они главные воспитатели ребенка и несут ответственность за его воспитание и обучение. Учитывая это, мы привлекали их к участию в театрализованных играх, как в детском саду, так и семейных досугах.

С этой целью были проведены следующие мероприятия:

• Проведение консультации-практикума «Играем в театр дома».

• Круглый стол по теме «День рождения - праздник детства».

• Совместное проведение детских мини спектаклей в группе.

• Интервью у детей к празднику «День Матери».

Итак, использование игр, особенно приемов драматизации, обеспечивает комплексное развитие детей с ОНР :формирование коммуникативных навыков и языковых средств, активизацию познавательных процессов, совершенствование просодической стороны речи, коррекцию эмоционально-волевой сферы, следствием чего является успешная интеграция воспитанников.

Таким образом, комплексный подход в развитии коммуникативныхфункций осуществляется через:

• обеспечение преемственности всех педагогов и специалистов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи, на основе календарно-тематического планирования, включающего эффективные приемы, методы, технологии в коррекционно-образовательный процесс;

• обогащение речевой среды;

реализацию образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Художественно-эстетическая» ведущей формой которых становятся деятельность через все ее виды;

• привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогический процесс.

Литература

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

2. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения / А. Г. Арушанова // М.:Мозаика-Синтез,2008.

3. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова // М., 2008.

4. Трошин, О. В., Голубева, И. В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития / О. В. Трошин,, И. В. Голубева. // Логопед – 2006.-№1.

5. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников /А. В. Чулкова // Р- на Д.: Феликс,2008.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Игра – это самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь.

Картотека игр для застенчивых детей по развитию коммуникативных умений и навыков Кинолента (автор — М. Сигимова) Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа.

Картотека игр и упражнений на формирование коммуникативных умений для детей раннего возраста 1. Упражнение «Зайки» Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата. Материал: игрушечный.

Консультация для воспитателей «Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей» Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Общительность,.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни.

Проектная деятельность в развитии социально-коммуникативных умений у дошкольников В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей. В условиях более высоких технологий, так.

Психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста В современных условиях проблема общения стоит очень остро, так как дети не умеют вступать во взаимодействие с людьми (приветствовать, начинать,.

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных.

Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности, то ему можно подсказать в стихотворной форме:.

Роль детского дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативных навыков у детей Роль детского дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативных навыков у детей Развитие коммуникативных качеств личности.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Комплексный подход в развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 6 октября 2019 в 20:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Всероссийский день посадки леса

Очередной тематический день посвящен озеленению — благородному делу, которым можно выразить свою любовь к природе и оставить свой след на Земле. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий,...

18 мая. День мини-музеев на МААМ

Ежегодно 18 мая музейные работники во всём мире отмечают свой профессиональный праздник – Международный день музеев. Мы тоже часто используем в работе с детьми средства музейной педагогики и обмениваемся...


Горячие темочки