Лучший педагог года

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века»

Юлия Слаутина
Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века»

Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

В настоящее время ни одно предприятие, ни одно учебное заведение не обходится без компьютерных технологий. С одной стороны, компьютер значительно облегчил жизнь, а с другой — человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютерных игр и Интернета.

Игры

Публикация «Консультация для родителей „Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века“» размещена в разделах

Первой компьютерной игрой, появившейся в 1958 г. прошлого века, считается «Теннис для двоих», ее создатель — американский ученый Вильям Хайджинботэм.

Затем появилась игровая приставка «Денди» — это чудо техники было первым этапом в развитии компьютерной игромании в России.

Далее появились и другие игровые приставки — «Sega», «Sony PlayStation». По телевизору шли программы, рассказывающие о последних новинках, раскрывались различные секреты прохождения этих игр.

Как правило, в компьютерных играх от игрока требуется:

• владение средствами управления, быстрота и точность манипуляций;

• быстрая и правильная реакция на происходящие события;

• чувство времени, умение выдерживать заданные временные интервалы;

• способность следить за несколькими объектами одновременно;

• знание географии игрового поля, законов игрового мира;

• знание конкретной предметной области, которая моделируется в игре;

• умение искать закономерности;

• умение предугадывать действия противника;

• знание алгоритма и стратегии выигрыша;

• способность к быстрому и максимально полному перебору основных вариантов;

• память на текущие события;

• использование прошлого опыта, что происходило в предыдущих сеансах игры;

• способность интенсивно работать в течение всего сеанса игры».

Жанры компьютерных игр:

Аркадные представляют собой различные виды единоборств с оружием или без него, варианты компьютерных бильярдов (пинболы, трехмерные боевики (3D Action).

Психологи утверждают, что такие игры идут на пользу только тем, кто старше 12 лет.

Жестокие сцены могут негативно сказаться на психике детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Адвентюрные представляют собой некое путешествие, в которое предлагается вступить играющему, где ему придется решать различные задачи и препятствия.

Игры построены на сюжетах сказок, мифов, литературных произведений или известных мультфильмов.

Ролевые заключаются в овладении той роли, которую игрок выбрал для себя, умелом управлении ролями персонажей вашего отряда, в улучшении личностных качеств персонажей своего отряда.

Стратегические - управление ресурсами.

От играющего требуется не только оперативная реакция на изменение окружающей обстановки, но и долговременное планирование.

Игры-симуляторы (игры – имитаторы) позволяют игроку перевоплотиться в пилота гоночного автомобиля, капитана космического корабля или машиниста поезда и в совершенстве овладеть навыками вождения даже самой сложной машины.

Логические - игры, имеющие чётко определенные правила, суть которых состоит в достижении победы путём выполнения последовательности действий, основанных лишь на логических умозаключениях игрока и не зависящая от других его способностей.

Традиционные представляют компьютерные реализации традиционных и настольных игр.

В каждом жанре существуют свои разновидности, так что всего разных видов компьютерных игр можно насчитать несколько десятков.

Интернет

Интернет — это обширная, разветвленная сеть, объединяющая компьютеры, расположенные в самых разнообразных точках Земли.

Оценить параметры этой Всемирной паутины не представляется возможным. Если принимать на веру сведения источников, Интернет охватил более 150 стран и связал 175 тыс. различных сетей; к Интернет подключены более 200 млн. компьютеров и зарегистрировано более 500 млн. пользователей! И это количество неуклонно растет. В 1985 году Интернет включал в себя около 100 сетей. К 1989 году их количество увеличилось до 500. В настоящее время темпы роста составляют 100 % ежегодно.

На сегодняшний день Интернет, давно применяемый для научного и гражданского использования, прогрессирует и является основополагающим методом международного общения коммерческих организаций, некоммерческих фирм, автономных печатных и вещательных средств массовой информации и правительств.

Развитие Интернета к возможности соединения «человек — компьютер» приплюсовало возможность соединения «человек — компьютер — человек». Сеть приобрела функции посредника со специальными задатками, а в сетевой компьютерной реальности образовались виртуальные сообщества, — группы, соединенные интернет-общением и имеющие специфические психологические свойства.

E-mail

E-mail — одно из средств общения, построения различных взаимоотношений в виртуальной реальности.

Электронная почта вполне сравнима с обычной, но отличается быстротой доставки. Такое значительное преимущество придаёт общению некоторые особенности: особый этикет (даже в научных и деловых письмах, более неформальный стиль общения, часто не используется даже обращение к адресату, но применяется набор смайликов и аббревиатур, которые позволяют ускорить и упростить общение на расстоянии.

Интернет-сайты позволяют в какой-то мере сделать сообщение эмоциональным. Возможна отправка копий письма сразу нескольким адресатам. При наличии e-mail можно пересылать не только текстовые данные, но также графические, аудио- и видеофайлы, т. е. обмениваться информацией иного рода.

Программы

Преимуществом общения по Интернету является и то, что можно общаться с человеком, находящимся в любой стране мира, не выходя из дома. Этих программ очень много. Разберём только некоторые из них.

Самой распространенной из великого множества программ стала «I Seek You» — «Я тебя ищу» (или в народе просто «аська»). Это программа, позволяет общаться со своими друзьями в Сети в реальном времени.

NetMeeting — программа, позволяет общаться голосом через Интернет. Если хорошая скорость, то разговор идёт, как по телефону. Для этой услуги понадобится микрофон.

Iphone чем-то похоже на NetMeeting, но имеет в наличии видеопередачу и отличается легкостью в использовании.

Клубы

Это более элитарное сообщество. В клубе можно иметь только один постоянный ник (т. е. прозвище, который можно сменить только специальным запросом. Такие сообщества развиваются и образуются не слишком быстрыми темпами: эти сайты созданы для интеллектуального и индивидуального общения, где взаимодействуют друг с другом только заинтересованные лица, они с недоверием относятся к чужакам. Темы серьезно разграничены, и нарушения в них не одобряются. Люди общаются в Сети значительное количество времени, но относятся к такому общению спокойно: они не считают его единственно возможным, начинают дискуссию только, когда есть что сказать, и не гонятся только за самой возможностью общения, если тема исчерпана.

Конференции

Самая большая компьютерная конференция — USENET — включает в себя огромное количество машин всей планеты. Ее структура похожа на доску объявлений и одновременно на газету. Отличается отсутствием всякого списка участников конференции. Принимать и отсылать сообщения может каждый, чья машина соединена с другой машиной, принимающей сообщения конференции.

Основные читатели и участники конференций — люди, которым важно не само по себе индивидуальное общение, а интеллектуальное. Обычно это профессионалы, которые пытаются найти здесь ответы на возникшие профессиональные вопросы.

Конференция особенно актуальна для научных дискуссий.

Чат

В чате можно свободно общаться со всеми, при этом сохранять свою конфиденциальность.

В жизни подростка общение через чат становится лидирующим. Круг интересов, не связанный с таким общением, сужается или вообще пропадает. Зависимые от общения в чате подростки в реальной жизни могут общаться с людьми только на темы, связанные с чатами.

У них развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, происходит оскудение эмоциональной сферы. Это связано с тем, что во время игры он должен показать себя хладнокровным, ему не нужно проявлять свои чувства, если он хочет выиграть.

Признаки компьютерной зависимости:

Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг.

Рассмотрим эти признаки:

• когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

• если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

• ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

• ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

• подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

• прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

• когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

• происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

• ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

• он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребёнок:

• начал пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

• начал проводить ночи у компьютера;

• начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

• как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

• забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

• находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

• угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

Механизмы компьютерной зависимости:

Первый механизм — это уход от реальности.

Основой этого механизма является потребность ребёнка в отстранении от повседневных хлопот и проблем, будь то проблемы в школе, со сверстниками, в семье или с учителями.

Психика детей еще неустойчива к неблагоприятным воздействиям, любые переживания и неприятности воспринимаются как безвыходные или катастрофические. Ролевая компьютерная игра позволяет найти простой и доступный способ создания другого мира, жизненных ситуаций, доселе не испытанных и невозможных в реальности.

Второй механизм формирования компьютерной зависимости — это принятие роли.

Возникновение потребности в принятии роли другого человека, связанной с ролевыми компьютерными играми, появляется на фоне таких психологических факторов, как:

• желание и острая необходимость в уходе от реальности;

• потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры.

Данные факторы могут выступать как совместно, так и доминируя один над другим. Оба эти механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний.

Формирование компьютерной зависимости:

Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно.

1. Стадия легкой увлеченности

Работая за компьютером, человек получает наслаждение, находит положительные эмоции. Однако эта стадия имеет свою специфику: деятельность за компьютером носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в занятиях на компьютере на данном этапе пока не сформирована.

2. Стадия увлеченности

Увеличивается время работы за компьютером, постоянное получение эмоционального удовольствия от компьютерной деятельности, расходование большего количества денег на компьютерную комплектацию, первые признаки социальной дезадаптации.

3. Стадия зависимости

Отмечается постоянное «злоупотребление» компьютерными играми, беседами в чатах, ICQ и другими видами деятельности за компьютером, несмотря на существующие проблемы социального и личного характера. Имеют место агрессивность, злобность, психомоторное возбуждение, рассеянное внимание, непроизвольные «печатающие движения» пальцев рук, встречается депрессивный синдром.

4. Стадия привязанности

Завершающая стадия компьютерной зависимости характеризуется угасанием компьютерной активности человека, смещением психологической составляющей индивидуума в сторону излечения. На данном этапе он держит дистанцию с компьютером, но оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной действительности не в силах.

Несколько советов родителям:

Психологи советуют родителям придерживаться некоторых правил, которые помогают решить проблему зависимости ребёнка от компьютерных игр и интернет-зависимости.

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте своего ребенка и его круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я — старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям.

4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Не бойтесь показывать свои чувства ребёнку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности, только потом можешь поиграть».

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей?

Рекомендации:

1. Всегда нужно оговаривать время игры ребёнка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребёнка.

2. Нужно больше времени общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать различные мероприятия, чтобы ребенок научился общению с различными людьми.

3. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

4. Необходимо привить ребёнку интерес к активным играм и физическим упражнениям.

5. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.

6. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребёнком, выбирать развивающие игры.

7. Нужно показывать ребёнку личный положительный пример.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский аутизм как медико-социальная проблема Доклад на тему: Детский аутизм как медико-социальная проблема Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №2 «Боровичок» Данилова.

Компьютерная игра «Музыкальные инструменты» Игра апробирована на детях старшего возраста и средней группы. Удобно заниматься как индивидуально, так и группой (просто отвечать хором).

Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте Аннотация: В статье рассматриваются причины и способы предотвращения формирования компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда» Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем,.

Консультация для родителей «Помощь родителей своим детям в адаптации к детскому саду» Чем хе может помочь мама? Каждая мама,которая видит насколько ребенку непросто,желает помочь своему ребенку быстро адаптироваться. И это.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Анастасия Свинухова Консультация для.

Консультация для родителей. Правила поведения родителей аутичных детей Ранний детский аутизм-медицинский диагноз,поэтому его может поставить только детский психоневролог. Родителям необходимо погрузить ребёнка.

Наша новая книга «Компьютерная азбука»Наша новая книга «Компьютерная азбука» Наша новая книга «Компьютерная азбука» В рамках проекта «Компьютер и дети» в нашем детском саду появилась новая книга! Опять дети создали.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома КГУ «Пионерский детский дом» Истианиди Лидия Викторовна Воспитатель СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ.

Социальная акция по правилам дорожного движения с участием родителей «Внимание водители, прислушайтесь к родителям»Социальная акция по правилам дорожного движения с участием родителей «Внимание водители, прислушайтесь к родителям» Цель: привлечение внимания общественности, родителей к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Задачи: - продолжать учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века»
Опубликовано: 1 августа 2017 в 14:11
+164Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД