Приложение МААМ

Коммуникативная культура и социальная активность дошкольников в коллективной творческой деятельности

Татьяна Каюн
Коммуникативная культура и социальная активность дошкольников в коллективной творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Зубово-Полянский детский сад №5 «Малышок» Каюн Т. С.

«Коммуникативная культура и социальная активность дошкольников в коллективной творческой деятельности».

1. Актуальность и перспективность опыта.

Публикация «Коммуникативная культура и социальная активность дошкольников в коллективной творческой деятельности» размещена в разделах

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Дети дошкольного возраста индивидуальны своими чувствами и переживаниями, поэтому общепринятые нормы и правила культуры воспринимаются и усваиваются ими по-разному. Осознание своей индивидуальности, отличие от других сопровождается пониманием того, что другой человек – тоже индивидуальность со своими собственными вкусами, интересами, желаниями, стремлениями. Поэтому у ребёнка необходимо сформировать социально активные формы самопроявления и самовыражения. Нужно показать, что в некоторых случаях важно уметь ограничить себя, считаясь с другими. В психолого-педагогических исследованиях социальная активность (активность личности) понимается, как способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, поступках, общении, поведении. Социальная активность – условие самоопределения человека в обществе, и это важно учитывать в организации педагогического процесса. В свою очередь активность рассматривается как источник преобразования или поддержания жизненно важных связей с окружающим миром, т. е. деятельность человека по осуществлению принятой им цели.

Развитие социальных представлений, навыков поведения и ценностных установок может быть реализовано только в определенных условиях. К их числу можно отнести соответствующие образцы поведения окружающих, наличие у ребёнка достаточных социальных контактов для приобретения необходимого социального опыта, а также специально организованную коллективную творческую деятельность, стимулирующую социальную активность и коммуникативную культуру ребёнка. Такая работа особенно важна для детей, имеющих трудности в общении с окружающими. Коллективная творческая деятельность – процесс усвоения образцов поведения, проявления активности дошкольников в детско-взрослом сообществе, культуры общения, подкреплённой оценкой со стороны взрослых.

Исходя из актуальности проблемы, я разработала инновационный проект “Развитие коммуникативной культуры и социальной активности личности дошкольника в процессе коллективного творчества”.

Цель проекта – развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в коллективной творческой деятельности.

Стратегической задачей является создание в группе педагогических условий, способствующих овладению ребёнком коммуникативной активностью в процессе деятельности, что обеспечивает формирование социальных качеств личности, ценностных ориентаций и успешную адаптацию к условиям социума.

2. Условия формирования опыта.

Условиями для решения поставленных задач выступают:

ребенком культурно-исторического опыта, познания собственного «я» и построения гармоничных взаимоотношений с окружающими;

-определение комплекса преемственных форм и методов работы с дошкольниками как условия организации коллективной творческой деятельности;

-моделирование развития социально значимых навыков дошкольников средствами коллективной творческой деятельности;

-системное развитие начальных навыков проектной деятельности, способности рефлексии собственной деятельности и самопознания ребенка посредством участия в творческих коллективных проектах.

Принципы реализации проекта:

-культурообразность процесса социальной активности ребенка, который предполагает последовательное освоение коммуникативной культуры;

-индивидуально-дифференцированный подход к выбору средств коммуникативной культуры и социальной активности дошкольников;

-учет возрастных особенностей ребенка, определяющий последовательность формирования умений и навыков в коллективной творческой деятельности.

-учет ведущего вида деятельности, предполагающий использование игровых методов в решении задач по развитию коммуникативной культуры и социальной активности ребенка;

-личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, который основывается на психолого-педагогической поддержке ребенка в его ценностно-смысловом саморазвитии и самоопределении;

-последовательность, в соответствии с которой выделяются логически взаимосвязанные этапы коммуникативной культуры и социальной активности дошкольника, обеспечивающие поэтапное освоение мира ребенком, формирование социального поведения;

-активное включение родителей в решение задач по развитию коммуникативной культуры и социальной активности дошкольников.

3. Теоретическая база опыта.

Научной основой системного управления качеством педагогического процесса, знания механизмов взаимодействия и закономерностей развития ребенка и формирования целостной развивающей среды являются труды Л. В. Выготского, М. А. Данилова, А. В. Запорожец, И. А. Зимней и других.

Развитие коммуникативной культуры и социальной активности личности особенно важно в настоящее время для периода дошкольного образования в связи с наличием потребности в создании среды коллективного разнопланового творчества детей, способствующего развитию навыков социализации ребенка в различных социальных ситуациях; необходимостью создания для детей дошкольного возраста равных стартовых условий для дальнейшего обучения в начальной школе; необходимостью более полной интеграции образовательной среды ДОУ.

Необходимо решение следующих взаимосвязанных задач: воспитание коммуникативной культуры дошкольника как предпосылки успешной адаптации к школьной жизни, определение стратегических преемственных направлений совместной воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающей развитие социальной активности ребенка как гражданина и моделирование необходимой для этого преемственной развивающей образовательно-воспитательной системы.

Задача педагогического управления данными процессами - создать условия и помочь ребёнку найти место в образовательном пространстве в соответствии со своими природосообразными способностями и возможностями (В. Д. Белиловский,К. Л. Вазина, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова).

Коллективная творческая деятельность рассматривается нами как социальное творчество. Коллективная – так как совершается вместе с детьми и воспитателем, творческая – так как делается не по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, побуждает к выявлению новых возможностей у детей.

Цель воспитательной работы: создание условий для воспитания ребёнка, способного с радостью жить, общаться в социуме, проявлять инициативу и творчество, быть индивидуальностью.

Принципы воспитательной работы: создание атмосферы эмоционального подъёма, формирование в ребенке ощущения постоянного успеха, воспитание через взаимодействие субъектов, развитие через творчество, активность ребёнка.

Современные тенденции управления педагогическим процессом предполагают выделение ведущей идеи, которая объединяет вокруг себя всех субъектов педагогического процесса, побуждает к построению и организации различных видов деятельности. Таким направлением в нашей воспитательной работе является организация коллективной творческой деятельности дошкольников, разностороннее развитие ребёнка в ней, его социализация.

4. Технология опыта.

Работа по развитию коммуникативной культуры и социальной активности дошкольников представлена в процессе организации познавательной, игровой, музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой коллективной деятельности.

Выделенные мной этапы отражают логику последовательного освоения коммуникативной культуры и проявления социальной активности :

-через знания;

- в процессе коллективной творческой деятельности дошкольников при взаимодействии в детско-взрослом сообществе;

-через формирование ценностных качеств личности, проявляющихся в коллективной творческой деятельности, поведении и общении ребёнка с окружающими.

Организованная деятельность ориентирована на :

- развитие коммуникативной культуры (развитие средств общения вербальных и невербальных);

-развитие коммуникативной активности, открытости к контактам с окружающими, формирование доверия к собеседнику;

-развитие саморегуляции, самоконтроля (проявлять свое эмоциональное состояние в процессе общения) и социальной активности (проявлять инициативу и творчество, общаться в социуме, стремится к самовыражению и самоутверждению, к сотрудничеству и сотворчеству в детско-взрослом сообществе) в процессе коллективной творческой деятельности.

Примерное количество специально организованных мероприятий по каждому этапу составляет примерно около 10. Тематика разнообразна: «Синичкина сказка», «Капелька в гостях у детей», «В гостях у Доктора Айболита», «Игрушка-говорушка», «Путешествие в волшебный лес», «Сказка «Теремок» на новый лад», «Остров чувств», «Тайны синего моря», «Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик».

Организованная деятельность способствует развитию индивидуальности ребенка в процессе коллективной творческой деятельности, которая помогает не только развивать коммуникативную культуру и социальную активность ребенка, но и ценностно-смысловую, общекультурную, учебно – познавательную, информационную, социально – трудовую компетенции личностного самосовершенствования.

5. Анализ результативности опыта.

Коллективная творческая деятельность - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности группы. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно с воспитанниками. Оно - творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных важных задач.

Работая над проблемой, хочу выделить особенности коллективной творческой деятельности :

- практическая направленность;

- коллективная организация;

- творческий характер;

-дети заботятся друг о друге, о своём коллективе, об окружающих людях;

- это сплачивает воспитателя и воспитанников.

Они характеризуют практическую сторону, определяют отличительные черты обучающих, развивающих и воспитательных задач. Эти задачи в процессе коллективной творческой деятельности решаются незаметно для воспитанников, как бы “по ходу” и открываются в той или иной степени - при обсуждении результатов.

Этим коллективная творческая деятельность принципиально отличается от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков для которых характерна открытая постановка и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Сила каждой коллективной творческой деятельности в том, что она требует общего поиска, дает толчок и открывает широкий простор.

Изучение и использование коллективной творческой деятельности невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие виды коллективной творческой деятельности : познавательные, игровые, музыкальные, театрализованные, изобразительные, речевые.

Каждый вид обогащает ребёнка определенным опытом.

1. Познавательный - определяет специфику их сущности: познавательным содержанием, «открытием мира» на пользу другим, на первый план выступает развитие у дошкольников интереса к познавательной деятельности, различным ее средствам, к изучению.

- наблюдение.

-экспериментирование.

-интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки).

-конкурсы знатоков.

2. Игровой:

-сюжетно-ролевые игры.

-игры с правилами.

-создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения.

-пальчиковые игры.

3. Музыкальный:

-музицирование на детских музыкальных инструментах.

-пение.

-подпевание.

-подвижные и дидактические игры с музыкальным сопровождением.

-слушание.

4. Театрализованный бывает направлен общим целостным воздействием на личность ребенка, на его раскрепощение и на первичную заинтересованность новыми видами совместных игр, а в перспективе – на самостоятельное детское творчество, развитие ведущих психических процессов. Способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для ее социализации, усиливая адаптационные способности, развивает коммуникативную культуру и социальную активность дошкольников, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

-спектакли.

-инсценировки с использованием плоскостных фигурок.

-игры - драматизации.

-настольный театр, пальчиковый, бибабо.

5. Изобразительный - дает возможность каждому ребёнку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .

6. Речевой. Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей. Поэтому в своей работе я использую следующие средства развития речи:

-общение взрослых и детей;

- культурная языковая среда, речь воспитателя;

-чтение художественной литературы;

-различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр) ;

-занятия по другим разделам программы.

Помощь в создании речевой среды и формировании у детей речевого и коммуникативного общения оказывают наши родители, которые посещают родительские собрания, участвуют в мероприятиях, праздниках, проводимых в детском саду, являются активными участниками и персонажами детских праздников. Принимают участие в выставках, конкурсах.

Следует помнить, что любая практическая деятельность становится коллективной и творческой, только в такой совместной организованной деятельности, которая развивает у ее участников творческие способности и формирует навыки коллективной деятельности.

Изучив особенности развития дошкольников, можно сделать вывод: дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, речь, творчество, общая инициативность, навыки общения. В силу своих особенностей дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития коммуникативной культуры и социальной активности. И сверстник, и воспитатель играют в нем важную роль.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Проблема развития коммуникативной культуры и социальной активности у детей дошкольного возраста мало изучена в педагогической теории и практике и вызывает некоторые трудности.

В дошкольное детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми зачастую не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит, приводит к нежелательным последствиям. Нередко можно слышать жалобы на сложные отношения дошкольника со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности. Дошкольник не всегда адекватно может выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта.

Тем не менее, именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными способностями.

Воспитание коммуникативной культуры у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми.

Общение, как коммуникативная деятельность, может быть представлено как процесс активности человека, направленный на другого человека (на его чувства, мотивы, поступки, выражаемый с помощью коммуникативных средств (слов, жестов, мимики) и побуждаемый соответствующими мотивами (познавать другого человека как личность для реализации той или иной коммуникативной потребности, вступать в контакт с другим человеком, приобщать партнёра к своим ценностям).

Работая над этой проблемой, я нередко замечала, что некоторые воспитанники испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Причиной этому могут быть как индивидуально-психологические особенности детей, так и воздействие на них общественных норм поведения, т. е. общение в семье, детском саду.

В организованной деятельности я использую как индивидуальные формы работы, которые позволяют учитывать способности, интересы и потребности каждого ребенка, так и групповые. Исходя из своих наблюдений, я пришла к выводу - в процессе выполнения коллективных работ у детей формируются коммуникативные способности, которые не имеют особых проблем с общением и помогают детям, которые испытывают сложности при общении со сверстниками в силу своих личностных особенностей, таких, как конфликтность, агрессивность, повышенная эмоциональность, замкнутость, застенчивость, нарушение самооценки и т. д.

Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений, помочь наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Именно поэтому свою тему я обозначила, как «Развитие коммуникативной культуры и социальной активности дошкольников в коллективной творческой деятельности».

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный методический материал доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по развитию коммуникативной культуры и социальной активности дошкольников в коллективной творческой деятельности :

– воспитателям, старшим воспитателям, специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений;

– родителям, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

Наиболее приемлемыми формами использования опыта работы, считаю:

–информационный материал, содержащий сведения о развитии коммуникативной культуры и социальной активности в коллективной творческой деятельности, методики проведения всех организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми;

– консультации, педагогические советы;

–дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

– мастер-классы, мероприятия для педагогов района;

– сайт ДОУ.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по аппликации «Ящик с фруктами»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по аппликации «Ящик с фруктами» В течении тематической недели"Осень. Следы осени. Сбор урожая" воспитанники старшей группы на занятиях по художественному творчеству рисовали,лепили.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме"Одежда. Головные уборы. Обувь"Предлагаю посмотреть небольшой фото.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по объёмной аппликации с элементами рисования «Автомобиль»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по объёмной аппликации с элементами рисования «Автомобиль» Цель:Продолжать освоение техники симметричного,силуэтного вырезывания. Задачи: - продолжать знакомить детей с объемной аппликацией - вспомнить.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников в технике «оригами» с элементами аппликации и рисования «Мой щенок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников в технике «оригами» с элементами аппликации и рисования «Мой щенок» Цель:Продолжать развивать умение старших дошкольников делать несложные поделки в технике оригами. Задачи:Учить по отдельности складывать.

ООД по коллективной творческой деятельности. Аппликация «Из лесу аукнула весело весна» с детьми старшей логопедической группыООД по коллективной творческой деятельности. Аппликация «Из лесу аукнула весело весна» с детьми старшей логопедической группы Всегда очень рада приветствовать вас на своей страничке! Сегодня хочу предложить вам материал по художественно - творческой деятельности.

ООД по коллективной творческой деятельности рельефной лепке «Дно морское словно сказка» с детьми старшей группыООД по коллективной творческой деятельности рельефной лепке «Дно морское словно сказка» с детьми старшей группы Здравствуйте,уважаемые коллеги и гости моей странички. Предлагаю вашему вниманию материал по продуктивной деятельности,который можно использовать.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Роль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 МартаРоль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 Марта Задачи, которые ставятся в процессе коллективной творческой деятельности: - практическая направленность; - коллективная организация;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативная культура и социальная активность дошкольников в коллективной творческой деятельности
Опубликовано: 8 мая 2020 в 18:16
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативная культура и социальная активность дошкольников в коллективной творческой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Каюн (УИ 2276209) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД