МААМ-картинки

Конфликты в профессиональной деятельности педагога ДОУ и конструктивные способы их преодоления

Галина Иванцова
Конфликты в профессиональной деятельности педагога ДОУ и конструктивные способы их преодоления

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ТЕМА: «Конфликты в профессиональной деятельности педагога ДОУ и конструктивные способы их преодоления»ЦЕЛЬ : выстраивание целостной системы работы по формированию способов решения конфликтных ситуаций, направленной на сохранение профессионального здоровья педагогов.

ЗАДАЧИ:

1. Систематизировать современные представления о причинах возникновения и способах регулирования конфликтов.

Публикация «Конфликты в профессиональной деятельности педагога ДОУ и конструктивные способы их преодоления» размещена в разделах

2. Практическое освоение навыков поведения в конфликтной ситуации, умения договариваться, отстаивать свое мнение.

3. Обеспечение участников семинара материалами, алгоритмами, необходимыми в практической деятельности.

В ПРОГРАММЕ:

1. Теоретические аспекты

• современные представления о психологических установках.

• знакомство с конфликтологией и способами регулирования конфликтов.

• возможные формы работы педагога-психолога с воспитателями по формированию умения выбора эффективной стратегии поведения в конфликте.

2. Практические аспекты

• получение опыта непосредственного участия в распознавании собственных психологических установок и развитие креативности поведения в конфликтных ситуациях.

КАТЕГОРИЯ УЧАСТНИКОВ: воспитатели ДОУ.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

• сформированные навыки адекватного поведения в конфликтной ситуации.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

• информационные сообщения

• практическая работа в подгруппах

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ:

• аудитория, оснащенная необходимыми атрибутами (столики, стулья, набор чайной посуды)

• методические материалы, анкеты обратной связи (по количеству участников)

• бейджики на каждого участника

• магнитофон с аудиозаписью спокойной музыки

Примерный ход семинара.

1. Разминка «Удобное место».

Цель: развитие наблюдательности, интуиции, терпимости, умения взаимодействовать друг с другом.

Упражнение выполняется в парах. Методом проб и ошибок необходимо найти для партнера удобное место (показывать его запрещается). Затем поменяться ролями.

2. Информационное сообщение «Психологические установки» (по Э. Берну).

Цель: проанализировать собственные психологические установки и соотнести их с установками других людей.

Возможны четыре вида психологических установок:

1. Я — «плюс», Ты — «плюс». Эта установка позволяет плодотворно сотрудничать, ценить себя и других. При данной установке человек способен решать все свои проблемы.

2. Я — «плюс», Ты — «минус». Эта установка характерна для тех, кто не добрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. У него затруднено конструктивное сотрудничество : «все поступают не так».

3. Я — «минус», Ты — «плюс». Эта установка исходит из мнения, что все выросли в хороших, здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими. Избегает тесных контактов с окружающими либо нуждается в симбиотической связи с сильными.

4. Я — «минус», Ты — «минус». Эта установка близка к патологической. Вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются и непредсказуемы.

3. Упражнение «6 и 9».

Цель: развитие умения договариваться, убеждать.

Упражнение выполняется в парах. Участникам предлагается лист с нарисованной цифрой «6». Лист держится таким образом, что один участник видит цифру «6», а другой — «9». Задача участников — увидеть одновременно одну и ту же цифру.

4. Упражнение «Увольнение».

Цель: умение отстаивать себя и свое мнение.

Участники объединяются в микрогруппы по 3–4 человека. Инструкция для участников: вы являетесь сотрудниками малого предприятия. В связи с тяжелой экономической и финансовой ситуацией, сложившейся на предприятии, необходимо уволить одного человека. Другие варианты уже неоднократно просчитывались, они не подходят. Выход один — увольнение одного из сотрудников, то есть одного из вас. Это может спасти ситуацию. Кто будет этим человеком? Какими критериями вы будете руководствоваться? Решать надо самостоятельно. Какой процедурой воспользуетесь — это тоже ваше право. Категорически запрещается бросать жребий и предлагать свою кандидатуру. Время — 8 минут. После выполнения — обсуждение.

5. Информационное сообщение «Конфликт. Стратегии управления конфликтами. Конфликтные типы личности

Цель: умение осознавать ситуацию как конфликтную, выбор эффективной стратегии поведения в конфликте.

Конфликт — это разногласия, столкновение, спор. Он возникает в том случае, если одна из сторон предполагает или опасается, что другая нарушает, ущемляет или игнорирует ее интересы. Несмотря на многообразие и уникальность конфликтов, все они имеют общие этапы развития:

• 1 стадия – предконфликтная. Она характеризуется появлением разногласия по друг на друга с точки зрения взаимного раздражения и неприязни. какому-либо вопросу между двумя и более личностями. Люди начинают смотреть

• 2 стадия – собственно конфликт. На этой стадии каждый из участников воспринимает свою конкретную цель как несовместимую с целью «противника». Делом чести становится стремление отстоять свою позицию. Общение принимает форму открытой «войны».

• 3 стадия – разрешение конфликта. Любой конфликт так или иначе заканчивается.

Способы регулирования конфликтов

№ Стиль Сущность стратегии Условия эффективного применения

Недостатки

1 Соревнование Стремление добиться своего в ущерб другому Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. При поражении – неудовлетворенность;

При победе – чувство вины; непопулярность; испорченные отношения

2 Уклонение Уход от ответственности за решения Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время. Переход конфликта в скрытую форму

3 Приспособление Сглаживание разногласий за счет собственных интересов Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Правда на другой стороне. Отсутствие власти Вы уступили. Решение откладывается

4 Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффективны Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

5 Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха

Конфликтные типы личности

“Паровой каток”. Люди этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза для них – подрыв их имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно по причине того, что боятся ошибки, после которой произойдет подрыв их имиджа.

“Скрытый агрессор”. Такие люди стремятся причинить нам неприятности с помощью закулисных махинаций. Причем они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они выполняют роль тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость. Иногда их поведение вызвано тем, что они не обладают властью, чтобы действовать открыто.

“Разгневанный ребенок”. Эти люди не злы по своей природе, но время от времени взрываются подобно детям, у которых плохое настроение. Как правило, также вспышки бывают спровоцированы ощущением беспомощности, испугом, что в настоящий момент у них “земля уходит из-под ног” и они теряют контроль над ситуацией. Будь то родитель, который кричит на сына-подростка, или начальник, топающий ногами на подчиненного, причина вспышки может быть одна и та же: “разгневанный ребенок” боится потерять авторитет, власть, боится не справиться с ситуацией.

“Жалобщик”. “Жалобщики”, как реалистичные, так и параноидальные (они жалуются на воображаемые обстоятельства, как правило, охвачены какой-либо идеей и обвиняют всех окружающих.

“Сверхпокладистый”. Когда такие люди встречаются нам, они кажутся приятными во всех отношениях: поддерживают любую нашу идею, всегда уступают в спорах, стараясь понравиться всем окружающим. Нj, как правило, их слова расходятся с делом: вы полагаетесь на такого человека, а он ответственный момент подводит вас, не выполнив того, что обещал.

Конфликт имеет положительные и отрицательные стороны. Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации. (С участниками группы обсуждается применимость той или иной стратегии.)

6. Проигрывание стратегий поведения в конфликте.

Цель: развитие креативности поведения в конфликтных ситуациях.

Группа делится на 5 подгрупп. Ведущий выдает каждой подгруппе карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности ( на одной карточке представлено одно название: «паровой каток», «разгневанный ребенок», «сверхпокладистый», «жалобщик» и «скрытый агрессор») и объясняет задание, начиная с ситуации: «В одном детском саду воспитатель, собирая детей на прогулку, обнаружила, что Васины родители, которые обычно привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. При этом папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носочки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки неожиданно пришла Васина мама, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал».

Каждой подгруппе надо придумать, что делала и что говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности, указанного в карточке, а затем представить, что мама, разговаривая по телефону, пересказала свои слова и свои действия подруге. Этот разговор и следует передать группе. На подготовку упражнения уходит от7 до 15 минут.

Обсуждение: Участники делятся своими впечатлениями и пытаются ответить на вопрос, в каком случае воспитателю было бы труднее разрешить конфликт, а в каком легче.

7. Рефлексия «Мне сегодня.»

Цель: установление обратной связи, анализ информации, опыта, полученных в группе.

Проходит в свободной форме. Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня.» Подведение итогов семинара, чаепитие.

Литература: Монина Г. Б., Лютова- Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг, Спб, 2005г.

Публикации по теме:

Непрерывное саморазвитие — путь к совершенствованию профессиональной культуры педагога «Непрерывное саморазвитие – путь к совершенствованию профессиональной культуры педагога». Внедрение нового ФГОС дошкольного образования.

Развитие навыков эффективной коммуникации как фактор профессиональной компетентности педагога ДОУ Семинар-практикум педагога-психолога Малыхиной Ольги Валерьевны МБДОУ №70 г Курск Тема «Развитие навыков эффективной коммуникации как фактор.

III Педагогическая мастерская «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях введения ФГОС»III Педагогическая мастерская «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях введения ФГОС» 23.03.2016 года в МБДОУ № 13 «Рябинушка» г. Железногорск, Красноярский край состоялась III Педагогическая мастерская «Формирование профессиональной.

Кодекс профессиональной этики педагога В настоящее время существенно повышаются требования к качеству выполнения педагогом профессиональных функций и обязанностей. Педагог должен.

Особенности развития профессиональной компетенции будущего педагога в осуществлении поликультурного образования детей Аннотация. В статье рассматриваются основные составляющие профессиональной компетенции будущего педагога. Затрагиваются такие понятия, как:.

Отчёт об итогах профессиональной деятельности социального педагога Отчёт об итогах профессиональной деятельности социального педагога за 2013-2015 г. Я, Кожевникова Ольга Николаевна, имею диплом № 10492.

Семинар-практикум «Применение ИКТ-средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования» Видео В марте 2016 для воспитателей нашего дошкольного учреждения мною вместе с коллегой Сашиной С. С. был проведен семинар-практикум "Применение.

Системно-деятельностный подход в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте ФГОС доСистемно-деятельностный подход в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте ФГОС до Мудрец сказал: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне сделать самому - и я пойму». Можно с уверенностью сказать, что именно.

Конфликтологическая компетентность как составляющая успешности профессиональной деятельности педагога Конфликты между людьми возникли с появлением первого общения между ними. Каждый человек это самостоятельная личность со своей позицией и.

Экспертная оценка профессиональной деятельности педагога в рамках аттестации на высшую категорию Результативность профессиональной деятельности воспитателя Малышевой Валентины Васильевны: - Диплом II степени общероссийского конкурса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конфликты в профессиональной деятельности педагога ДОУ и конструктивные способы их преодоления
Опубликовано: 18 ноября 2016 в 22:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД