Анастасия Баркова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Луганск в моем сердце»
Курбацкая Анастасия Сергеевна
ГБДОУ ЛНР «Ясли-сад № 4 «Жемчужина»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Луганск в моем сердце“» размещена в разделах
Цель: способствовать развитию чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, представлений о родном крае, о Луганщине.
Задачи:
Способствовать формированию познавательного интереса к своей малой Родине и чувств ответственности по отношению к родному краю.
Способствовать формированию Луганского характера, основы понятия «Я – Луганчанин»
Расширять знания о родном городе; активизировать словарь.
Воспитание уважения и любви к истории и культуре своей малой Родины.
Предварительная работа: беседы об истории возникновения города, полевые экскурсии по городу (ул. Даля, ул. Оборонная, поездка в Краеведческий музей, рассматривание иллюстраций, прослушивание и разучивание музыкальных произведений о Луганске, чтение отрывков из произведения И. Костыря «Думы о Донбассе» .
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости. Рады вас приветствовать в нашей группе. Мы подготовились к этой встрече. А о том, о чем пойдет речь на нашей встрече, расскажут воспитанники группы, исполнив музыкальную композицию.
Музыкально-инструментальное исполнение детьми композиции
«Луганщина – песня моя»
Присаживаются на стулья на ковре и кладут инструменты под стул
Воспитатель: Ребята, а о чем же эта композиция? О чем песня?
Ответы: Эта песня о Луганщине.
Воспитатель: А что такое «Луганщина»? Как вы понимаете это слово?
Ответы: Это наш край. Это….
Воспитатель: Луганщина – это край, наш край, в котором мы живём. И он с нами останется навсегда, даже если мы отправимся в путешествие, наша малая родина, самая родная и дорогая сердцу.
Воспитатель: Предлагаю нам с вами закрыть свои глаза и представить, что прогуливаемся по степной местности нашей прекрасной родины (вкл мелодия на природе в степи – звуки ветра, насекомых, животных).
Закройте свои глазки, мои друзья, и вслушайтесь, какие звуки вы слышите.
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами, внимательно слушали, много всего услышали. Ребята, скажи, пожалуйста, а какие это были звуки?
Ответ: природные звуки. Это те звуки, которые мы слышим с самого рождения.
Воспитатель: Молодцы. Природные звуки очень разные и интересные. А ответьте, мне на вопрос. А звуки, которые издают мухи, кузнечики, пчелы – одним словом это?
Ответ: Это звуки насекомых.
А одним словом назовем: трава, кустарник, дерево – это. ?
Ответ: растения.
А лиса, Заяц, кабан, волк – это?
Ответ: дикие животные.
А скажите, они встречаются в нашей местности? А какие еще в нашей местности мы модем встретить диких животных?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы молодцы, дикие животные живут за городом в дикой природе.
Предлагаю вам немножко пошуметь (дыхательное упражнение «Муха»).Чтобы муха зажужжала наберите воздух носом (вдох) и равномерно «жужжим» (выдох). Когда наши легкие опустеют, муха – устанет и присядет на ладошку посидеть. Итак, муха отправляется в полет (жужжим, муха устала летать и присела отдыхать.
Воспитатель: Молодцы. А теперь прошу пересесть за столы и настроится на рабочий лад.
Наши умные головки будут думать много, ловко. (поглаживание головы)
Ушки будут слушать, ротик чётко говорить. (пальцами указываем уши/рот)
Руки будут трогать, глазки наблюдать, (сжимаем/разжимаем ладони, пальцами указываем на глаза)
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся. (спины выпрямили, улыбку изобразили руками)
Воспитатель: Какие молодцы. Хорошо начали, не сбавляем темп.
Ребята, а ответьте мне на такой вопрос. Животные, насекомые, природные явления издают природные звуки, а вот мы с вами какие издаем звуки?
Ответ: речевые.
Воспитатель: Замечательно. Вот вам, сегодня и предлагаю поработать с речевыми нашими звуками. Перед вами конверты, поочередно будем заглядывать внутрь каждого и узнавать, что там лежит. Начнем с красного. Достанем содержимое.
Ответы: Это буквы.
Дети собирают слова из предложенных букв.
Воспитатель: Посмотрите, ребята у нас получилось слово Луганск. Какое это такое?
Ответы: Это город, в котором мы живем.
Воспитатель: мы как горожане этого города кто?
Ответы: Луганчане.
Воспитатель: Аня, а ты как горожанка Луганск будешь?
Ответ: Я – Луганчанка.
Воспитатель: Родион, а ты как горожанин города Луганска, кто?
Ответ: Я – Луганчанин.
Воспитатель: Соня, скажи, в слове «Луганск», какой ты слышишь первый звук? Последний? Отлично.
Цветенье скверов и садов
Собою украшает город
Несчетное число дворов
Луганск велик и молод
Мне хорошо здесь, я дома
Чудесная земля, родная
Любая улица знакома
Люблю Луганск тебя я.
Воспитатель: Спасибо. Перейдем к следующему конверту. Какое мы собрали слово?
Ответ: Дружба.
Воспитатель: Как вы его понимаете это слово?
Ответы детей.
Воспитатель: А, что вы еще можете сказать об этом слове?
Ответ: Наш детский сад находится на квартале Дружба.
Воспитатель: А давайте подберем слова на звуки из этого слова. Первый «д».
Ответы: слова со звуком «д».
Воспитатель: Второй звук «р».
Ответы: слова со звуком «р».
Воспитатель: Третий звук «у»
Ответы: слова со звуком «у».
Воспитатель: Четвертый звук «ж».
Ответы: слова со звуком «ж»
Воспитатель: Пятый звук «б».
Ответы: слова со звуком «б».
Воспитатель: И наконец, последний звук - «а».
Ответы: слова со звуком «а».
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. А нас уже ждет следующий конверт. Какое слово у нас образовалось?
Ответы: Это название одной из улиц, куда мы ездили с экскурсией. (Даля)
Воспитатель: Сколько слогов в этом слове, Макар?
Воспитатель: Напомню вам, ребята, улица Даля это самая первая улица нашего города. Раньше она называлась Английская. На этой улице находится самое старое здание Водолечебница. А еще на этой улице родился и жил Владимир Даль. Писатель, этнограф.
Воспитатель: Следующий конверт. Какое слово получилось? И как вы думаете, почему именно оно у нас здесь появилось?
Ответы: Оборона – это защита.
Воспитатель: А как называется улица, на которую мы с вами ездили не так давно. И название очень схоже со словом Оборона?
Ответы: Оборонная улица.
Воспитатель: Это улица одна из главных улиц нашего города. Ее длина 9 тысяч 100 метров. Ее название связано с событиями революции прошлого века. Существует легенда о «живой цепи». Эта цепь была из горожан нашего города, они выстраивались в длинные «людские» цепи, для того, чтобы передавать пули с патронного завода к линии фронта, провизию, необходимые медикаменты. Горожане ценой своей жизни обороняли свой дом.
Воспитатель: Ребята, засиделись мы немного, давайте разомнемся.
Вверх и вниз рывки руками.
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверху, другая внизу, рывками отводим назад)
Руки в боки. Улыбнись.
Право-лево наклонись. (Руки на пояс, наклоны)
Приседанья начинай.
Не спеши - не отставай. (Приседанья, руки вперед)
А в конце ходьба на месте,
Это всем давно известно. (На месте ходьба)
Мы руками бодро машем
Разминаем плечи наши. (Круговые движения плечами)
Раз-два, раз-два.
Корпус влево мы вращаем (Руки перед грудью с поворотом корпуса)
Три-четыре, три-четыре.
Руки в боки. Улыбнись. (Руки на пояс, наклоны)
Право-лево наклонись.
Приседанья начинай. (Приседанья, руки вперед)
Не спеши - не отставай.
А в конце ходьба на месте,
Это всем давно известно. (На месте ходьба)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Руками вдох – выдох)
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь обратно за столы. Ребята, а где мы можем найти или почерпнуть знания, исторические сведения о нашем крае?
Ответы детей
Воспитатель: Да, вы правы, источником нам служат: книги, газеты, архивы. А самым главным можно считать Краеведческий музей. Музей, который нам рассказывает о том, как было, как развивалось и как стало сейчас.
Первый зал, который нас встретил в музее, наполнен экспонатами из прошлого. Окаменелыми животными, растениями, минералами. А как вы думаете, кто их всё нашёл?
Ответы детей.
Воспитатель: Поисками, извлечением, транспортировкой и изучением занимаются археологи. Сегодня вам предлагаю стать таковыми.
Наш материал исследования - песок. Т. к. наша Луганщина богата природным песком. У нас очень много этого природного материала. И мы его используем больше всего в строительной сфере. В сооружении построек, прокладывания дорог, для изготовления тротуарных плиток, для выплавки стекла и многое-многое другое.
Сейчас вам предлагаю, обратить внимание. Инструменты археолога. Самые нужные под рукой: кирка, лопатки, лупа, кисточки. Есть и другие, но мы называем основные.
В качестве лупы мы используем очки. Достаньте их из своих столов. Надеваем, чтобы всё получилось рассмотреть.
Перед вами контейнеры с песком и кисть. С помощью неё мы попробуем аккуратно раскопать насыпь песка и обнаружить, какой объект прячется внутри.
Но для начала, узнаем с каким песком проще работать. С мокрым или сухим. Возьмите пипетку и капните воды в стаканчик с песком. Что произошло? Он потемнел и всё песчинки слиплись. Как вы думаете, удобно ли в мокром песке отыскать маленькие предметы? Мокрые песчинки будут липнуть на ворсинки кисти и отрываться маленькими комочками, что усложнит работу, т. к. внутри могут быть предметы с историей.
Приступим же к поиску своих артефактов.
Дети ищут с помощью кисти предметы в песке. Осторожно достают. Называют.
Воспитатель: Сегодня нашими артефактами стали привычные предметы (игрушка, попрыгунчик, кукла, ложка и др). А давайте же немного пофантазируем. И создадим капсулу в будущее. Нашу планету много-много тысяч лет населяли динозавры. Но сейчас так мало находок на эту тему. Предлагаю, создать скелеты динозавров из соленого теста. Мы из теста вылепим основные составляющие скелета динозавра, высушим, соберем в капсулу и закопаем. А наши потомки, отыскав ее, будут изучать содержимое.
Дети лепят из соленого теста скелеты динозавров по трафарету. После высыхания, складываем в контейнер и закапываем на участке.
Воспитатель: Ребята, чем сегодня мы с вами занимались? О чем мы с вами говорили?