МААМ-картинки

Конструирование как инструмент развития личности ребенка

Елена Ситкова
Конструирование как инструмент развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

«Конструирование – инструмент развития личности ребенка"

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и робототехники. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения. Детям с раннего возраста интересны различные устройства и механизмы: а именно, как они устроены, как самим конструировать и собирать такие механизмы. При этом ребенку необходимо не только владеть определённым багажом знаний, но и уметь добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими, трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический склад ума и другие личностные качества. И начинать подготовку будущих инженеров нужно не в вузах, а гораздо раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно ярко выражен интерес к техническому творчеству. Раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели современного образования в ФГОС ДО.

Публикация «Конструирование как инструмент развития личности ребенка» размещена в разделах

В связи с этим возрастают требования ФГОС ДО к созданию развивающей предметно - пространственной среды, ориентированной на овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно-деятельностного подхода. Это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в структурированной развивающей предметно-пространственной среде детского сада. Такую стратегию обучения возможно реализовать в образовательной среде LEGO-конструирования и робототехники. Детское конструирование обозначено в Федеральном государственном образовательном стандарте как основной вид деятельности, посредством которого изучается эстетическое и умственное, физическое развитие детей дошкольного возраста, а также социальное и коммуникативное развитие. Под детским конструированием принято понимать создание различных конструкций и моделей из строительных материалов и деталей конструкторов, других материалов.

Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

(рассказ об истории появления Лего)

От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.

Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки. Главной задачей лего -конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание».

Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому лего -конструирование интегрируется с областью образования «Коммуникация» : беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Все это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы и сверстников, и педагогов.

Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей развиваются социальные навыки : самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко применяется учебные пособия «LEGO». Наборы «LEGO» имеют детали различных форм и размеров, что позволяет с легкостью их дифференцировать и создавать тематические композиции, развивать зрительное восприятие. С помощью игры с конструктором «LEGO» дети не только учатся, но и расслабляются.

Использование пособий «LEGO» - это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия: как правило, дети работают в группе (обсуждается и учитывается мнение каждого ребенка).

Применение «LEGO» способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета, развивается умение пользоваться инструкциями, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Для развития современного ребенка необходимо использовать соответствующие методики, которые будут в полной мере отвечать запросам времени. Вот почему многие родители начинают интересоваться, что собой представляет лего-конструирование, а что такое робототехника для дошкольников, так ли она эффективна, как про нее говорят, а какие навыки развивает.

Чтобы ответить на все вопросы в LEGO –конструировании и робототехнике предусматривается активное участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и помочь выявить их таланты. Отмечу, что это направление не новое, но только сейчас начало стремительно завоевывать популярность в России.

LEGO –это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам.

Итак, LEGO-конструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости.

Игра – важнейший спутник детства.

А Lego позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у детей за последнее время. Один из интересов игра в конструирование –в Lego -конструирование.

Что же это такое? Это дань моде или требование времени? Полезно ли детям играть в Lego конструкторы? И каковы другие области применения Lego в детской жизни?

Работа с конструкторами Лего позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Различают три основных вида Lego-конструирования : по образцу, по условиям и по замыслу.

-Конструирование по образцу —когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

-При конструировании по условиям —образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки —большим).

-Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребенка.

Наборы Lego зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.

Конструкторы Lego представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов –разноцветных кирпичиков Lego. Кроме того, Lego непростая игрушка, она обучает и развивает ребенка. Собрал одну игрушку –надоела, включи фантазию и собери новую, используя только свой собственный ум и изобретательность!

LEGO бывает лего -классическое и тематическое. Классическое лего - просто набор пластиковых кирпичиков и базовой платформы. Оно дает полную свободу фантазии и воображению ребенка.

А тематическое лего уже разделяется на всевозможные серии по разным темам.

Конструктор несомненно приходится по вкусу и мальчикам, и девочкам. Лего для мальчиков, конечно, это, в первую очередь, роботы, машины и различные здания. Для юных изобретательниц компания предлагает наборы для строительства замков, магазинов, карет и прочих девчачьих радостей.

Конструктор Lego Duplo (Лего Дупло) – На коробках стоит маркировка «с полутора до 5 лет», но, согласно многочисленным отзывам, даже 10-месячные крохи с удовольствием играют глянцевыми брусочками. С кубиками легко придумать много развивающих увлекательных игр для детей самого раннего возраста.

Весьма популярны среди детишек младшего возраста такие наборы конструкторов Lego Дупло как аэропорт, пожарная станция, полицейский участок, цирк, зоопарк, ферма, замок и многое-многое другое.

Преимущества марки

безопасность: крупные детали без острых углов и граней изготовлены из экологически чистых и прочных материалов;

• продуманность конструкции каждой детали : кубики легко скрепляют даже годовалые малыши, а получившиеся конструкции отличаются надежностью;

• яркость и сочность цветов развивает цветовосприятия маленьких детей;

функциональность: открывающиеся-закрывающиеся двери и окна, сами ездящие и воспроизводящие звуки поезда и т. д. ;

универсальность: в серии присутствуют наборы, созданные специально для девочек и мальчиков

На практике малыши с удовольствием играют со всеми комплектами; широк и потенциал для развития ребенка : игра с Дупло, Sort развивает мелкую моторику, фантазию, дает первые представления о физических законах, знакомит с цветами, формами, счетом, на практике позволяет познать причинно-следственные связи, стимулирует к творчеству, учит работать с элементарными схемами.

DUPLO – долгоиграющий конструктор

Ребенок растет - растет и его лего, LEGO Duplo сменяет LEGO City и LEGO Juniors. И вот уже ваш малыш собирает удивительно сложные конструкции, которыми можно гордиться.

Девочки наверняка оценят серию LEGO Friends и LEGO Disney. С такими наборами можно построить дома для подружек и принцесс, подружиться с милыми зверюшками, сходить в гости к друзьям или устроить настоящий бал. Можно также попробовать себя в качестве ветеринара, врача, продавца или кондитера. Процесс игры совмещен со строительством, что намного интереснее и полезнее обычной игры в куклы.

Мальчишки же придут в восторг от серии LEGO Super Heroes и LEGO NINJAGO. С помощью конструктора можно придумывать необычные сюжеты для игр и устраивать настоящие соревнования за кубок победителя среди ниндзя.

Линия Technic не предназначена для малышей. На продуктах марки присутствуют маркировки «16+». Модели Техник сложны, но если рядом папа или старший брат, то они вполне доступны и понятны детям и помладше.

Другая особенность бренда – функциональность конструкций. У экскаватора функционирует ковш, у подъемного крана – лебедка, у внедорожника работает рулевое управление, а у вертолета хитрый механизм из шестеренок, штифтов и осей приводит в движение лопасти. При этом конструкции остаются открытыми, поэтому ребенок может проследить принцип слаженного действия элементов и сделать полезные выводы об устройстве спецтехники и законах физики.

Конструкции с мотором

Отдельно стоит сказать о моделях Technic, оснащенных моторизированным элементом Power Functions. Этот блок, получающий питание от батареек, дает возможность управлять конструкцией с помощью дистанционного пульта, для взрослых так же будет интересно узнать про дистанционное управление квадрокоптером с камерой. Это кратенько я рассказала о том, как развивает личность ребенка Лего, а что же такое робототехника в дошкольном образовании.

Занятия по робототехнике представляют собой творческий процесс, в рамках которого ребенку удается создать собственный продукт – робота. Суть занятий состоит в изучении механизмов, упрощенной работе с моторами, рычагами, колесом, создании моделей по схемам или даже придумывании своих. Такие виды деятельности по силам детям 5-6 лет. Ребята постарше начинают знакомство с программированием – их задача усложняется: нужно не просто собрать модель, но и написать для нее простейшую программу на ПК. Такие развивающие упражнения дают возможность сформировать у детей интерес к технике и получить важнейшие навыки.

Сами занятия помогают развить усидчивость, целеустремленность, умение искать альтернативные пути решения проблемы, а эти качества, в свою очередь, очень помогут и в школе, и в дальнейшей жизни ребенка. Вот почему вопрос о занятиях робототехникой в детских садах поднимался на государственном уровне – такая форма работы позволяет сформировать творческую личность, готовую фантазировать и воплощать свои идеи в жизнь, наделенную пространственным и конструктивным мышлением.

Робототехника подразделяется на 3 вида: спортивная; образовательная; творческая.

Спортивная разновидность направлена на решение олимпиадных задач, помогает ученикам, которые увлекаются данным направлением, продемонстрировать свои успехи. В ней ярко выражен соревновательный элемент, в течение определенного периода юный робототехник создает свой продукт, а после принимает участие в соревнованиях.

Творческая разновидность представляет собой конструирование робота «для себя», без ориентации на соперничество, создание продукта и есть самоцель.

Образовательная робототехника – это интеграция математики, физики, информатики, технологии, позволяющая сформировать и развить в ребенке важнейшие качества гармоничной творческой личности. Она выявляет технические склонности у дошкольника на ранних этапах, что делает возможным их дальнейшее совершенствование.

ПОЛЬЗА РОБОТОТЕХНИКИ

Проведение современных занятий по конструированию, без сомнения, будет очень полезно для дошкольника. Робототехника полностью соответствует духу времени, позволяет подготовить малыша к реалиям нынешней жизни, где механизмы и машины играют ключевую роль.

Кроме того, польза занятий состоит в следующем: ребенок работает с небольшими элементами, что помогает развить мелкую моторику; получает первый опыт программирования; улучшает математические навыки (счет, симметрия, пропорции); учится общаться с ровесниками и педагогами, работать в команде, быстро ориентироваться в пространстве; получает первые навыки презентации своего «творения»; развивает мышление, внимание, память. Такие занятия за счет игровой формы интересны ребенку, не вызывают у него скуки, поэтому работает он с удовольствием.

Через игру ребенок учится мыслить, сосредотачиваться на решении поставленной задачи. Робототехника активирует его познавательную активность, повышает интерес к самому процессу обучения. Для успешного занятия по робототехнике с детьми нужно иметь специальные конструкторы. А это есть конструктор LEGO.

LEGO Creator Expert считается одной из самых сложных серий относительно сборки, специально для "продвинутых" строителей. Модели из этой серии выглядят очень реалистично. Более того, эта категория редких товаров.

LEGO Architecture, LEGO Creator Expert, LEGO Stranger Things и LEGO Technic - эти серии понравятся даже взрослым коллекционерам или любителям сборки. Справиться с задачей строительства этих наборов сможет не каждый.

Элементы из наборов Power Functions и Powered UP помогают механизировать модели из других серий при помощи специальных блоков, моторов и датчиков. Благодаря этим деталям из обычной машины можно сделать машину на дистанционном управлении или движущийся поезд.

Еще один набор, который заслуживает внимания, это серия LEGO Mindstorms. Это уникальный конструктор для создания и программирования настоящих роботов. При помощи LEGO Mindstorms можно придумать и "оживить" суперсложных роботов, которые могут ходить и даже выполнять различные действия. Недавно серия была дополнена бесплатным приложением для смарт-устройства, с помощью которого можно создавать и программировать робота на своем планшете.

Интересен тот факт, что LEGO Mindstorms используют во многих странах как обучающий материал для школьников и студентов. Ребята при помощи таких наборов изучают моделирование и конструирование. По всему миру проходят даже специальные соревнования роботов от LEGO Mindstorms. Изобретатели могут проявить все свои таланты в области программирования и сборки

LEGO-технология позволяет через игру, вызвать у ребенка интерес к заданию, ребенок становится активным, проявляет свои творческие способности, учится действовать в команде, и самое главное, осуществляется процесс всестороннего развития личности ребенка в более интересной и эффективной форме.

Ещё Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Публикации по теме:

«Творчество, как один из показателей развития личности».«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Магнитный «конструктор-инструмент» для развития детейМагнитный «конструктор-инструмент» для развития детей Пользу магнитного конструктора давно признали все ведущие психологи и логопеды, поэтому и рекомендуют детям такие игры. Во время занятий.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Родительское собрание «Условия развития личности дошкольного возраста» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей; познакомить с программой развития детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование как инструмент развития личности ребенка
Опубликовано: 19 марта 2023 в 18:24
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструирование как инструмент развития личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ситкова (УИ 448644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД