«Коренные Народы севера» из цикла занятий «Люби и знай свой край»

Наталия Савенкова
«Коренные Народы севера» из цикла занятий «Люби и знай свой край»

Тема: «Коренные народы севера»

Цель: расширить знания детей о коренном населении Севера. Воспитывать. Развивать эстетическое восприятие.Учить видеть красоту мастеров:

Резьба по кости, изделие из меха, вышивка украшающая национальную одежду.

Задачи:

1. Рассказать детям об образе жизни и традиционном занятии коренного населения.

2.Рассказать и показать: жилище народов севера, о средствах передвижения, о предметах национальной одежды, о предметах домашнего быта.

Обогащение словаря:

Яранга - временное жилище коряков. Балаган – летнее жилище. Бат – долблёная лодка ительменов. Каяк- кожаная лодка коряков Торбаса-меховые сапоги из шкуры оленя. Чуман – посуда для черемши.

Материал к заданию: Атлас «Люби свой край»

Иллюстрации: 1. Одежда народов севера.

2. Предметы домашнего быта.

3. Средства передвижения.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я вам расскажу о коренном населении Севера.Рассмотрим иллюстрации: жилища коряков средства их передвижения, предметы национальной одежды. Давайте вспомним посещение Краеведческого музея.Вспомним искусство мастеров: резьба по кости, изделия из меха. А какие красивые вышивки и рисунки на полотнищах и одежде.

Ответы детей:

Издавна на камчатской земле живут ительмены, коряки, чукчи.

(показ на карте Корякского автономного округа)

На самом удаленном районе севере Камчатки живут коряки и чукчи.

В центральной части Камчатского полуострова живут ительмены и эвены.

Коряки и чукчи добывали морских зверей и разведением оленей. Ительмены занимались ловлей рыбы. Постепенно на север Камчатки переселяются эвены оленеводы, а на Командорские острова алеуты - морские зверобои.

Кроме рыболовства и разведения оленей мужчины коренного населения занимались изготовлением нарт, батов, байдар.

Нарты – (показ иллюстрации) оленьи и собачьи- ездовые сани.

Баты – долблённая лодка ительменов.

Женщины занимались выделыванием шкур, шили одежду из кожи и меха собирали траву и коренья, готовили пищу. Сейчас в настоящее время из традиционных занятий этих народов сохранились оленеводство и кустарный промысел.

У народов севера есть свои мастера они славятся резьбой по кости, вышивками и рисунками, которые украшают национальную одежду.

А теперь рассмотрим иллюстрации (подробнее)

Жилище ительменов и коряков: Полуземлянка (зимнее). Балаган (летнее) Яранга- жилище кочевых коряков.Средства передвижения: Нарты оленьи и собачьи- сани ездовые. Бат – долбленая лодка ительменов. Каяк - кожаная лодка коряков.

Предметы национальной одежды: Корякская кухлянка из шкур оленя. Торбаса - сапоги из шкуры оленя. Сумка и перчатки из шкуры нерпы и оленя.

Вопросы детям:

1. Назовите, какие народы севера населяют территорию Камчатского края?

2. Расскажите, чем и каким промыслом занималось коренное население (мужчины, женщины?

3. Чем славятся северные мастера?

4. Как называется зимнее и летнее жилище коряков?

5. На чём передвигались кряки и ительмены?

(Уточнить, что коряки передвигались на оленьих нартах и ловили рыбу в реках, кожаных лодках, а называется она Каяк). А ительмены передвигались на собачьих нартах и лодка у них дублёная, называется-Бат.

Ответы детей:

Итог занятия:

Сегодня вы узнали, какие народы населяют Камчатский край. Чем и каким промыслом занимаются коряки, ительмены, чукчи. Что они изготовляли, чем занимались женщины. Рассмотрели искусство мастеров, какие красивые узоры украшают их национальную одежду.

Публикации по теме:

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Программные задачи:-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Коренные Народы севера» из цикла занятий «Люби и знай свой край»
Опубликовано: 9 января 2013 в 11:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. Елочный день на МААМ

Новогодней красавице, без которой невозможно представить любимый всеми праздник, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы увлечь детей елочной...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Когда ребёнок (и взрослый человек тоже) с удовольствием, «в охотку» занимается творчеством, он почти всегда положительно воздействует на своё психоэмоциональное состояние. Арт-терапия нацелена на то,...

Экологическая сказка для моих воспитанников «Новогодний подарок»
Жила – была в хвойном лесу белочка Озорница. Так прозвали ее лесные жители. Озорница была большая затейница и мастерица в Лесном Царстве. И помогала...
Конспект НОД в младшей группе «Развивающая игра «Три медведя»
Тема ( проект, событие) : «Три медведя» Возрастная группа: младшая 3-4 года Форма работы с детьми: познавательно - исследовательская деятельность Форма...
Украшение группы «В гости к нам пришла Зима!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила зима, одно из самых веселых, задорных и любимых времен года, время, когда можно поиграть с друзьями в снежки,...