«Коренные Народы севера» из цикла занятий «Люби и знай свой край»

Наталия Савенкова
«Коренные Народы севера» из цикла занятий «Люби и знай свой край»

Тема: «Коренные народы севера»

Цель: расширить знания детей о коренном населении Севера. Воспитывать. Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть красоту мастеров:

Резьба по кости, изделие из меха, вышивка украшающая национальную одежду.

Задачи:

1. Рассказать детям об образе жизни и традиционном занятии коренного населения.

2. Рассказать и показать: жилище народов севера, о средствах передвижения, о предметах национальной одежды, о предметах домашнего быта.

Обогащение словаря:

Яранга - временное жилище коряков. Балаган – летнее жилище. Бат – долблёная лодка ительменов. Каяк- кожаная лодка коряков Торбаса-меховые сапоги из шкуры оленя. Чуман – посуда для черемши.

Материал к заданию: Атлас «Люби свой край»

Иллюстрации: 1. Одежда народов севера.

2. Предметы домашнего быта.

3. Средства передвижения.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я вам расскажу о коренном населении Севера. Рассмотрим иллюстрации: жилища коряков средства их передвижения, предметы национальной одежды. Давайте вспомним посещение Краеведческого музея. Вспомним искусство мастеров: резьба по кости, изделия из меха. А какие красивые вышивки и рисунки на полотнищах и одежде.

Ответы детей:

Издавна на камчатской земле живут ительмены, коряки, чукчи.

(показ на карте Корякского автономного округа)

На самом удаленном районе севере Камчатки живут коряки и чукчи.

В центральной части Камчатского полуострова живут ительмены и эвены.

Коряки и чукчи добывали морских зверей и разведением оленей. Ительмены занимались ловлей рыбы. Постепенно на север Камчатки переселяются эвены оленеводы, а на Командорские острова алеуты - морские зверобои.

Кроме рыболовства и разведения оленей мужчины коренного населения занимались изготовлением нарт, батов, байдар.

Нарты – (показ иллюстрации) оленьи и собачьи- ездовые сани.

Баты – долблённая лодка ительменов.

Женщины занимались выделыванием шкур, шили одежду из кожи и меха собирали траву и коренья, готовили пищу. Сейчас в настоящее время из традиционных занятий этих народов сохранились оленеводство и кустарный промысел.

У народов севера есть свои мастера они славятся резьбой по кости, вышивками и рисунками, которые украшают национальную одежду.

А теперь рассмотрим иллюстрации (подробнее)

Жилище ительменов и коряков: Полуземлянка (зимнее). Балаган (летнее) Яранга- жилище кочевых коряков. Средства передвижения: Нарты оленьи и собачьи- сани ездовые. Бат – долбленая лодка ительменов. Каяк - кожаная лодка коряков.

Предметы национальной одежды: Корякская кухлянка из шкур оленя. Торбаса - сапоги из шкуры оленя. Сумка и перчатки из шкуры нерпы и оленя.

Вопросы детям:

1. Назовите, какие народы севера населяют территорию Камчатского края?

2. Расскажите, чем и каким промыслом занималось коренное население (мужчины, женщины?

3. Чем славятся северные мастера?

4. Как называется зимнее и летнее жилище коряков?

5. На чём передвигались кряки и ительмены?

(Уточнить, что коряки передвигались на оленьих нартах и ловили рыбу в реках, кожаных лодках, а называется она Каяк). А ительмены передвигались на собачьих нартах и лодка у них дублёная, называется-Бат.

Ответы детей:

Итог занятия:

Сегодня вы узнали, какие народы населяют Камчатский край. Чем и каким промыслом занимаются коряки, ительмены, чукчи. Что они изготовляли, чем занимались женщины. Рассмотрели искусство мастеров, какие красивые узоры украшают их национальную одежду.

Публикации по теме:

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Программные задачи:-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Коренные Народы севера» из цикла занятий «Люби и знай свой край»
Опубликовано: 9 января 2013 в 11:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Изготовление картины «Не играй у дороги»
Изготовление картины в технике пластилинография "Не играй у дороги" на конкурс «Дорога глазами детей» Знакомство детей с правилами дорожного движения –...
Конспект по теме: «Зима». Младшая группа
Составила воспитатель: Макарова Н. В. ГБДОУ детский сад «36 компенсирующего вида Конспект – занятие по теме: «Зима» Программные задачи: Коррекционные...
Проект «Мой поселок Коноша»
Проект «Мой поселок Коноша» Разновозрастная группа. Проект: краткосрочный ( 2х недельный, познавательный, групповой. Актуальность. Воспитание любви и...
Летний проект: Путешествие в страну правил дорожного движения!
Путешествие в страну правил дорожного движения. На дороге целый день сильное движение, Не остановить поток даже на мгновение. Чтобы не случилось опасных...
День добрых дел!
День добрых дел! Прекрасная традиция городского праздника Дня древонасаждений возрождена на Дону совсем недавно. Решением губернатора этому замечательному...