ольга климовская
«Королевство красок». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию познавательного интереса детей. Создание условий, в которых ребёнок становится самостоятельным субъектом поисковой деятельности.
Задачи: показать опытным путем, как можно получить новые цвета и оттенки спектра путем смешивания основных цветов.
Обучение умению четко и ясно излагать свои мысли, делать выводы и обобщать.
Способствовать формированию умения находить способы решения различных проблем с помощью экспериментов, делать выводы на основе практических опытов.
Заинтересовать детей смешиванием красок для получения другого цвета.
Публикация «„Королевство красок“, Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Показать последовательность и приёмы смешивания, поупражнять детей в этом.
Материалы и оборудование: плоскостные фигуры с изображением Красной, Синей, Желтой королевы, гуашь: красная, желтая, синяя,
Баночки стеклянные, пипетки, стаканчики с водой, мольберт. Карта-схема смешивания цветов.
Для игры: цветные жетоны (красный, желтый,синий) четыре обруча.
Предварительная работа:
-Проведение ряда занятий : “Страна цвета”, “Цветик- семицветик”.
-Проведение гимнастики для глаз, физкультминуток
-Подвижная игра «Краски»
-Упражнение на ощущение цвета, его настроение.
-Чтение сказок: “Зеленушка”, В. Кротов, “Рыжий город”, Г. Юдин, “Голубой светофор”.Д. Родари.
Современные технологии, используемые в занятии.
По форме организации детей:
Индивидуальная работа с ребенком.
По содержанию работы:
Опытно-исследовательская деятельность.
Проблемно-поисковые вопросы и ситуации.
Здровьесберегающие технологии:
Гимнастика для глаз.
Создание ситуации “успеха”, поддержки ребенка.
Цветотерапия (работа с красками).
Ход занятия.
Воспитатель берет в руки краски и спрашивает детей :
«Хотите, я вам расскажу сказку о трех царевнах царства красок?»
«В некотором царстве, Красочном государстве жили-были три прекрасные царевны : Красная, Желтая и Синяя.
Самой горячей, яркой, величественной, веселой была Красная царевна.
Доброй, солнечной, золотой, богатой была Желтая царевна.
Спокойной, тихой, печальной считалась Синяя царевна.
( Воспитатель на доске располагает трех человечков: красного, желтого и синего)
Каждую царевну окружали предметы, животные и растения, которые подходили ей по характеру и цвету.
Все остальные краски очень завидовали трем важным ца-ревнам. Зеленой краске тоже хотелось быть главной и иметь свой дом, красивые цветы и многое другое.
«Я так приятна для глаз,- говорила она. - Зелень травы, деревьев и кустарников любят и взрослые, и дети. Почему я не царевна?»
Но, краски дружно возражали ей :
«Ты прекрасная и очень привлекательная, но зеленый цвет не основной, не главный. Всю многоцветность мира можно передать только с помощью трех красок — красной, желтой и синей. А если тебя начнут смешивать с другими цветами, то неизвестно, что получится».
«Это не так! Я тоже хочу быть главной»,— твердила упрямая Зеленая краска.
Надоели царю царства красок эти разговоры, и он издал приказ, в котором повелевал художнику доказать скандальной Зеленой краске, что она не главная, не основная.
Ребята, оказывается у красок тоже имеется секрет : при смешивании некоторых из них можно получить другие цвета.
Воспитатель читает стихотворение.
Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной, вот этой,
Получим мы цвет фиолетовый.
(Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)
А синий мы с желтым смешаем -
Какой мы цвет получаем? Зеленый.
(Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)
А красный плюс желтый, для всех не секрет,
Дадут нам, конечно, оранжевый цвет.
(Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)
И сразу все поняли, почему в их царстве только три основные краски-царевны. Смешивая эти краски, можно получить все другие цвета.
Даже вздорный зеленый цвет можно получить, если к синей добавить желтой краски :
Прошло уже много времени, а в царстве красок продолжают жить-поживать три царевны Красная, Синяя и Желтая.
Если вы, ребята, не верите, что эти три краски — самые главные, основные, то можете, смешивая их, убедиться в этом сами».
ФИЗ. МИНУТКА
Клен
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Руки подняты вверх, движения по тексту.
(дети экспериментируют с тремя основными цветами. Воду в стакане смешивают с желтой краской. Воду в другом стакане смешивают с синей краской. В пустой стакан наливают половину желтой воды с добавлением синей воды)
В: Перед вами растворы трех основных цветов. Возьмите пипетку, сожмите ее пальцами, опустите в раствор, разожмите и наберите в пипетку раствор и перенесите в первую пустую баночку. Затем добавьте раствор из другой баночки.
№ 1: Красный и желтый
В: Посмотрите внимательно: какой получился цвет?
В: Значит, можно сделать вывод: что при смешивании красного и желтого получается оранжевый цвет.
В: Теперь так же смешайте два других цвета:
№ 2: Синий и желтый
В: Посмотрите внимательно: какой получился цвет?
В: Значит, можно сделать вывод: что при смешивании синего и желтого получается зеленый цвет.
В: Теперь так же смешайте еще два цвета:
№ 2: Синий и красный
В: Посмотрите внимательно: какой получился цвет?
В: Значит, можно сделать вывод: что при смешивании синего и желтого получается фиолетовый цвет.
В: А теперь добавьте в четвертую баночку все три цвета и скажите, какой цвет получился?
Давайте прикрепим и эту схему к доске.
Ребята, представьте себе, что мы очутились в городе, в котором всё серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Что бы было?
(Рассуждения детей).
Воспитатель читает стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной».
Если б в поле расцветали только белые цветы.
Любоваться бы устали ими скоро я и ты.
Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!
У ромашки белый цвет,
У гвоздики – красный.
Цвет зелёный у листвы,
Это так прекрасно!
Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Смотрим вправо – никого, Резко перевести взгляд вправо, влево
Смотрим влево – никого.
Раз – два, раз – два Круговые движения глазами
Закружилась голова.
Глазки закрываем, Закрыть глаза,глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза, Резко переводить взгляд вверх, вниз
Вверх посмотрим, раз и два.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять ты подними.
Пальцами погладь глаза, Гладим веки указательными пальцами
Отдыхать пришла пора.
Рефлексия.
В -- Какие краски были у нас сначала?
-- Это самые главные краски. Почему?
-- Правильно, потому что из них можно сделать все остальные.
-- Какие цвета мы из них сделали, и как мы их для этого смешивали между собой?
(Ответы детей.)
Воспитатель читает стихотворение
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
Е. Руженцева «Сказки про краски»
Малоподвижная игра «Смешайте краски»
В: Ребята, сейчас вы сами превратитесь в краски, выбирайте себе цвет.
Ход игры:
Дети встают в круг, им на шею надеваются жетоны -красные, желтые и синие (по три ребенка одного цвета). На полу лежат четыре обруча. Под музыку дети бегают, как только звучит команда «Смешайте краски!», дети должны забежать в любой обруч. Но в один обруч помещаются по две разные краски. Кол-во детей нечетное, и один ребенок останется лишним. Когда все встанут в свои обручи, воспитатель подходит к каждой паре и спрашивает: Какой цвет у вас получился? И вручает им флажок соответствующего цвета. Один ребенок, который остался лишним, добавляют к паре так, чтобы получился коричневый, т. е. в одном обруче должны оказаться три разных цвета).
В итоге дети разобьются на три пары с флажками
оранжевого, зеленого, фиолетового, цвета, и тройку детей с флажком коричневого цвета.