Развлечение «Край полярный каменистый и родной навеки край» для старших дошкольников

Людмила Каргопольцева
Развлечение «Край полярный каменистый и родной навеки край» для старших дошкольников

«КРАЙ ПОЛЯРНЫЙ – КАМЕНИСТЫЙ И РОДНОЙ НА ВЕКИ КРАЙ»

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Закрепить представления детей старшего дошкольного возраста об

особенностях и содержании саамского фольклора;

2. Расширить представления детей о поэтах, композиторах малых

народов севера, их творчестве;

3. Развивать познавательный интерес к культуре саамского народа;

4. Воспитывать любовь к своему краю;

Дети заходят в зал, садятся вдоль окна.

Ведущий: Дети, что такое путешествие?

- Вы любите путешествовать?

- На чём можно путешествовать? или На каких видах транспорта можно путешествовать?

- Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие на вертолёте. Это очень удобный транспорт для путешествий, так как вертолёту не нужна полоса для разгона и для приземления, он может взлететь и сесть на любую подходящую по размеру площадку. А вот куда мы с вами полетим, узнаем от наших гостей. Я уже слышу, как они торопятся к нам.

(Стук в двери, заходят дети, одетые в саамские костюмы)

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, кто вы? Откуда приехали?

Дети: Мы ваши соседи, саами, живём в селе Ловозеро

1 ребенок: Всем ребятам – северянам

Шлют саами свой привет,

И задорней наших танцев

Ничего на свете нет.

2 ребенок: В нём и севера сиянье,

И оленей быстрый бег.

Посмотреть саамский танец

Приглашаем мы вас всех!

(исполняют танец под музыку «Увезу тебя я в тундру»)

1 ребёнок: Мы хотим пригласить наших друзей, ребят из группы «Пчёлка» детского сада «Теремок» совершить путешествие на вертолёте в тундру, в наш любимый саамский край.

Ведущий: Мы с удовольствием примем ваше приглашение, рассаживайтесь пожалуйста, в салоне вертолёта.

(дети пересаживаются на стульчики, расположенные полукругом, напротив центральной стены зала)

Ведущий: У нас на борту установлен телевизор, на котором мы увидим всё самое интересное во время полёта. Итак,внимание на экран: (появляется слайд с изображением Кировска)

- С какого города начинается наше путешествие?

- Поднимите руку те дети, кто родился в Кировске. Кировск – ваша малая родина. Каждый человек любит и дорожит своей малой родиной. Сейчас нам об этом расскажет Денис Ш.

Заполярье – край северной сказки

Заполярье – край белых ночей

Заполярье – брусника, морошка

Заполярье – круг добрых людей.

Земля крутая, снежная

Метельная, колючая.

А для меня вот – нежная,

А для меня вот – лучшая.

И ничего в ней броского,

И ничего в ней зримого,

А вот попробуй, брось её,

Когда она любимая!

Ведущий: Наш вертолёт набрал высоту и пролетает над горами. (слайд Хибинских гор). Как называются эти горы? Назовите главный минерал Хибинских гор? (апатит) Кто его добывает? (горняки)

Давайте послушаем в исполнении Ксюши П. стихотворение о людях этой славной профессии, которое так и называется «Горняки», а написал его

А. Михалков

Дороже, ближе мне, чем эта

На целом свете нет земли,

Напрасно люди краем света

Её когда –то нарекли.

Фиалка горная в июле

На небо синее глядит,

Хибины в вечном карауле,

Где зреет в недрах апатит.

А на плато и снег не тает,

Туда и птица не летит,

Горняк под небом клад копает

С названьем славным «апатит».

Преодолели все преграды,

Сомнений не было ни в ком,

И нет дороже вам награды,

Чем называться горняком!

Ведущий: Для чего нужен камень апатит? Послушайте как об этом пишет Татьяна Соловьёва в стихотворении «Средь седых Хибин», а прочитает нам его Ксюша К.

Средь седых Хибин

Город мой лежит.

Люди в нём живут,

Славно трудятся.

Добывают здесь

Камень апатит

Из него затем

Хлеб получится.

Хибины, Хибины, Хибины мои.

Вы – каменный хлеб

Для просторов страны.

Земля истощённая

В пище нуждается.

Из чудного камня

«Мука» получается!

Из мучицы той

Пищу сытную

Приготовят знахари

Балаковские.

Для родных полей,

Для страны родной

Эликсир дадут,

Постараются.

Чтоб цвела земля,

Колосился хлеб,

Чудной пашнею

Страна славилась.

Для Руси родной,

Мощи, славы её

Горняки Хибин

Честно трудятся!

Ведущий: Итак, город наш остался позади, а сейчас мы пролетаем над тундрой. Что такое тундра? (слайд тундра зимой) Хороша тундра в любое время года. Саамская поэтесса Октябрина Воронова, которая родилась и долгое время жила в селе Ловозеро написала очень красивые стихи о тундре в разные времена года. Послушайте в исполнении Саши А. стихотворение о тундре зимой (слайд):

Снег лежит сугробом пышным,

Легкий, мягкий, словно пыжик.

Солнце яркое с небес

Озаряет зимний лес.

Нет ни облачка над домом,

Небо кажется бездонным.

Тропку к лесу протопчу,

Постою и помолчу.

Ведущий:Ребята, посмотрите на экран нашего телевизора. На небе появилось сказочно красивое сияние, оно блестит, переливается разными чудесными красками. Что это? (северное сияние) Наш вертолёт совершает посадку, чтобы мы могли выйти и полюбоваться красотой северного неба.

(дети встают в произвольном порядке и читают с выполнением движений стихотворение Ю. Шестакова «Северное сияние»)

Слова стихотворения Движения

Что за чудо – чудеса

Загорелись небеса. Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз.

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами. Поднять руки вверх. Махи руками влево – вправо.

Ой, горит большой костёр

Выше леса, выше гор! Руки на поясе. Прыжки на двух ногах.

Он горит, а снег не тает.

Он блестит, не согревает! Упражнение «Фонарики»

Мёрзнут горы и леса,

Коченеют небеса… Присесть, обняв руками колени ног.

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный? Встать на ноги.

Не живёт ли в вышине

Великан могучий? Приставить ко лбу ладонь и всмотреться вверх.

Не печёт ли на огне

Хлеб себе за тучей? Пальчиком правой руки пошевелить влево – вправо.

Никого за тучей нет, не пекут там хлеба

Разводят руки в стороны, пожимают плечами

Это свет – холодный свет

Северного неба. Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз.

Ведущий: Занимайте свои места, летим дальше. Ребята, давайте вспомним, как выглядит тундра летом? (слайд) Расскажи, пожалуйста, Максим,как описывает тундру летом Октябрина Воронова:

Летняя медовая пора. Мох украсил

землю словно шелком.

Люди в лес торопятся с утра,

Кто с большим ведром,

а кто с кошелкой.

На зубах морошины хрустят.

«Чор» да «чор» - не веришь, так попробуй.

Средь березок-карликов стоят

Не грибы, а прямо небоскребы.

Ведущий: Скажите, дети, а какая ягода считается у народов саами королевой тундры? (слайдморошка) У северного поэта П. Явтысая есть замечательное стихотворение «Легенда о морошке». Сегодня для вас его прочтёт София К.

«Девушка – Заря, склоняя взор,

Вышивала бисером узор –

После долгой ледяной зимы

Украшала малицы свои.

Как-то ветер прилетел во мгле,

И рассыпал бисер по земле!

С той поры далёкой поутру,

Косы распуская на ветру,

Девушка – Заря по тундре ходит,

Бисер свой по бусинке находит :

На болотных кочках, у дорожки –

Ягодки душистые морошки,

Как живые капли янтаря –

собирает Девушка - Заря».

Ведущий: Наш полёт подходит к концу. Совсем скоро покажется саамское село Ловозеро, а пока я вижу какие- то странные жилища в тундре и животных около них. (слайд: чум и олени)

- Как называется это жилище? Из чего построено? А что за животное рядом с чумом? Зачем нужен северный олень саамам? Дети, вы ничего не слышите? А я слышу какую – то очень необычную песенку (слайд каюр в нартах)

«ПЕСЕНКА ЕЗДОВОГО» (Андрей)

П. Явтысай

«Эй, беги, беги олень, через тундру веселей!

Пусть горит весенний день ярким солнцем! Эй, хэй, хэй!

Куропатка, улетай с нашей тропки поскорей!

В заполярный едем край, едем быстро, эй, хэй, хэй!

Едем мы уже полдня. У меня в руке хорей.

Гость на нартах у меня – в сердце радость, эй, хэй, хэй!

Эй, беги, беги олень, через тундру веселей!

Пусть горит весенний день ярким солнцем, эй, хэй, хэй!»

Ведущий: Под эту замечательную песенку северного поэта Явтысая мы с вами прибыли в село Ловозеро, там где живут наши дорогие дети- саами, теперь мы уже их гости. (слайд). Саами песней нас встречают (звучит диск «Елле», проходите, рассаживайтесь, пожалуйста. Посмотрите, какие чудесные люди живут в этом посёлке: (показ слайдов) мужчины занимаются оленеводством, рыбалкой, охотой, женщины ведут хозяйство, шьют замечательные наряды, вышивают бисером, а какие славные помощницы у них растут! Об этих юных ловозёрочках нам сейчас расскажет Соня Н.

Самые прекрасные

Девушки на свете –

Это ловозёрочки,

В малицы одеты.

Они по тундре снежной

Шагают, как пингвины,

И в чуме перед лампой

Шьют малицы и пимы.

*В косичках их бубенчики,

Зарёй вплетёны ленточки,

Ведь наших ловозёрочек

Узнаешь ты всегда –

Они смеются весело.

С упряжкой мчится песенка,

Нам на просторе радостно

Их слышать голоса.

*Девчонки-ловозёрочки

Заносят в чум вязаночки,

Чтоб в чуме печь железная

Не гасла никогда.

Им тундра улыбается,

Их неба свет касается

И светит нашим девушкам

В весёлые глаза.

Ведущий:Какое красивое стихотворение! Уважаемые хозяева! У нас для вас есть сюрприз. Наши дети знают песенку ваших друзей – северных народов ненцев, которая называется «Тасима», что означает «Лепёшка» и очень хотят спеть для вас, а вы, если знаете, можете подпевать нам.

Текст песни Перевод Н. Кабушкина

Эпэндулэ чу улэн – тасима!

Тасимала чу сягба – чирома!

Эх! Чиро-чиро-чирома.

Ух! Рома-рома-чирома,

Эх! Таси-таси-тасима,

Ух! Сима-сима-тасима.

(1986 г.)

Хоть и жжет мои ладошки – тасима!

Что найдешь вкусней лепешки – чирома!

Эх! Жарко-жарко жарена.

Ух! Милой мамой дарена.

Эх! Терпи-терпи, ладошка.

Ух! Вкусна-вкусна лепешка.

Эх! Испекла ее чуть свет.

Ух! Ничего вкуснее нет.

Эх! Нежно-нежно катана.

Ух! К завтраку сосватана.

Эх! Пышет жаром тасима.

Ух! В ротик просится сама.

Хоть и жжет мои ладошки – тасима!

Что найдешь вкусней лепешки – чирома!

Примечание. Ударения в песне выделены жирным шрифтом. Песенка очень теплая, особенно перевод, для исполнения легкая, детям очень нравится.

(По окончании песни слышится шум за дверями, входит гном Чахкли)

Чахкли: Чего вы тут расшумелись? Почему мой покой нарушили?

Ведущий: Ты прости нас Чахкли, что тебя случайно разбудили. Мы ребята из детского сада «Теремок» прилетели в гости к нашим друзьям саамам. Мы очень много знаем о нашем северном крае, читаем стихи ваших поэтов, поём песни.

Чахкли (перебивает): А сказки саамские вы знаете?

Дети: Да!

Чахкли: Вы знаете саамские сказки? Ха-ха-ха! Вот я сейчас и проверю. Есть у меня большая книга саамских сказок. Я буду задавать вопросы, если вы отвечаете правильно, на волшебном экране появляются буквы, а какое из них сложится слово вы сможете узнать только тогда, когда правильно ответите на все мои вопросы. Готовы?

(Чахклизадает вопросы за правильный ответ появляется буква)

1. Как прозвали оленя в саамской сказке и почему? (Олешек – золотые рожки) – буква П

2. Из чего старик сделал Глиняшку

- из дерева

- из глины

- из веревки

3. С кем осталась жить собака из сказки «Как собака себе товарища искала?

- с медведем

- с зайцем

- с человеком Д

- с волком

4. Как лиса из сказки «хитрая лиса» добралась до берега? (по мосту из спин морских животных)А

5. Какое число часто встречается в сказке «Олешек – золотые рожки – три, четыре или пять?

6. Почему мать в сказке «Кукушка» превратилась в кукушку и бросила своих детей? (они не подали ей воды)

7. В какой сказке девочка превратилась в гуся? (Айога)

Чахкли: Ребята, вы, оказывается, все сказки о родной Северной земле знаете! Какие молодцы! А сейчас прочитайте слово, которое получилось.

(ПОДАРОК). На память о нашей встрече я хочу подарить вам книгу «Весна сменяет зиму». В ней вы найдёте стихи наших саамских поэтов на русском и саамском языке.

Ведущий: Спасибо, Чахкли, мы обязательно её почитаем, а сейчас нам нужно возвращаться в наш любимый детский сад. До свидания! До новых встреч!

(Дети садятся в вертолёт и возвращаются в детский сад. Посадка и полёт может сопровождаться звучанием песен ансамбля «Елле»)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мой родной край»Фотоотчет «Мой родной край» Были поставлены задачи: Дать элементарные представления о родном городе; Рассказывать детям о самых красивых местах родного города Тюмени,.

Конкурс чтецов для старших дошкольников «Край берёзовый, край Есенина» Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, зона в музыкальном зале, оформленная в стиле старинной русской избы (печка, деревянный.

КВН «Наш край родной» КВН. «Наш край родной» • Закрепить знания детей о животном и растительном мире занесенными в Красную книгу, проживающими на территории Кемеровской.

Наш край родной, любимый!Наш край родной, любимый! Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления.

Конспект НОД «Мой край родной»Конспект НОД «Мой край родной» Цель: - формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края; - сформировать убеждение о бесценности природы и подвести.

Осетия-мой край родной Цель: воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за республику, где они живут, за свою малую Родину. Задачи: Образовательная:.

Презентация «Мой край родной» Ульяновский район д. Салмановка С 1996 по 31 декабря 2005 года Администрация Полдомасовского сельского совета; С 01 января 2006 по октябрь.

Развлечение по патриотическому воспитанию в старшей группе «Люблю тебя, мой край родной. Евпатория» Тема: «Люблю тебя, мой край родной» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной.

Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП детского сада «Шербакульский край родной» Воспитание дошкольников посредством реализации вариативной части ООП детского сада «Шербакульский край родной» для детей старшего дошкольного.

Занятие в старшей разновозрастной группе. «Заповедный край — Край воронежский» Цель: формировать бережное и ответственное отношение детей к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости за то, что на нашей.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Развлечение «Край полярный каменистый и родной навеки край» для старших дошкольников
Опубликовано: 3 июня 2019 в 18:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том, как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование интереса к...
Мастер-класс по созданию коллективной аппликации-коллажа «Мой любимый Бузулук» детьми...
Цель: Закреплять знания старших дошкольников о родном городе. Совершенствовать навыки изображения города с помощью материалов сделанных своими руками в...
Рисуем весенний пейзаж с ребенком подготовительной к школе группы на тему «Ранняя...
Для пополнения методической копилки педагогов предлагаю образец рисования пейзажа с ребенком подготовительной к школе группы на тему: «Ранняя весна....