Получи документы

Креативность. Ее параметры и способы развития

Марина Столярова
Креативность. Ее параметры и способы развития

Среди проблем, стоящих перед детским садом на современном этапе центральной является проблема повышения качества образования. В соответствии с законом РФ «Об образовании» ДОУ несет ответственность за качество образования своих воспитанников. Оно наделено определенными полномочиями, имеет достаточную самостоятельность и может корректировать свою деятельность для достижения оптимального качества образования.

Публикация «Креативность, Ее параметры и способы развития» размещена в разделах

В «Концепции модернизации образования» конкретизируется: «Современному обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчимвые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозирую их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

А в «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личность способности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.

То есть, если проанализировать запрос к дошкольному учреждению от государства и посмотреть его через призму концепции дошкольного образования, мы видим, что красной нитью прописана необходимость развивать в детях творческие способности, креативность, умение мыслить нестандартно, принимать обдуманные решения.

Что же такое Креативность? Как вы думаете?

Для начала рассмотрим термин «Воображение»

«Воображение» - это одна из высших психических функций человека. Оно является основой активного участия ребенка в разных видах деятельности:

Давайте порассуждаем, в каких видах деятельности может учавствовать воображение)

предметно практической, игровой, коммуникативной, эстетической и т. д. Оно включается в состав уже исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, самосознания (образ «я», самооценка и др., отношения к другому человеку (сопереживание, сочувствие, понимание).

Достаточно развитое воображение позволяет ребенку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности. Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.

Наш детский сад работает по программе «Детство», в которой тоже немалое внимание уделяется вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества. Особое место отводится блоку «Созидание», назначение которого – пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Согласно программе «задача педагога – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде и словесном творчестве. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения». (пр. Детство)

Задачи творческого развития в программе представлены с усложнениями по возрасту:

Младший возраст – способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.

Средний возраст – развитие творческих проявлений и воображения в художественной и игровой деятельности.

Старший возраст – развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности, к творчеству.

Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер — ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием.

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой.

Исходя из вышеизложенного, убеждаемся, что создание условий для развития потенциала ребенка на сегодняшний момент является актуальным и значимымв процессе дошкольного воспитания, а понятие КРЕАТИВНОСТЬИ можно рассматривать как интегративный показатель качества дошкольного образования.

Итак, что же такое креативность и чем она отличается от воображения -O-

Какое из этих понятий более узкое?

Креативность – способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. (Э. Фромм).

Креативность – это созидательные способности, направленные на преобразование как окружающего мира, так и на самосовершенствование, саморазвитие личности. То есть внешняя и внутренняя направленность созидательности.

Большинство исследований включает в структуру креативности воображение, творческое мышление, инициативность, активность, любознательность, и самостоятельность.

У ребенка дошкольника креативность включает в себя три подструктуры:

Структура креативности

Мотивационная сфера.

(потребность в познавательной и созидательной деятельности)

Личностные качества.

(любознательность, активность, инициативность, эмпатия).

Психические процессы.

(воображение и творческое мышление).

Сизанов А. Н. определил уровень потребностей креативного ребенка и я хочу вам представить портрет способного дошкольника!

Ребенок инициативный, живой, подвижный.

Он с готовностью откликается на все новое.

Любит все загадочное и непонятное.

Не нуждается в поддержке старших в принятии хода игры

Не отвлекается и не оставляет начатое дело.

Его интересы достаточно стабильны.

Его любознательность устойчива.

Любит задавать и решать трудные вопросы.

Часто не соглашается с мнением взрослых.

Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

Начатое дело всегда доводит до конца.

Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

Настойчив в достижении поставленной цели.

Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

Часто бывает эгоистичен.

Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.

Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.

Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

Всегда ищет самостоятельные решения.

В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.

Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание

Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.

Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.

Стремление освоить незнакомое дело.

Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.

Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.

Выражена потребность помечтать в одиночестве.

Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.

Способен к творческому воображению, созданию нового.

Примерно такие характеристики должен в себе сочетать креативный, одаренный дошкольник а мы в нашей деятельности должны стремиться развивать у детей умение размышлять, отстаивать свою точку зрения.

Уважаемые педагоги, а замечаете ли вы постребность у детей в ваших группах к творчеству и креативу, проявляют ли они его и в каких ситуациях?

Поделитесь своими наблюдениями!

Может есть дети которые вас удивляют своими ответами и подходом к решению задачь?

Элис ПолТорренс создал тест на диагностику творческого мышления, я провела исследование по данной методике и получила следующие результаты:

Для начала расскажу какие компоненты в данном исследовании играют ключевую роль.

Первый параметр «Беглость». Он характеризует творческую продуктивность человека. При чем при подсчете фиксируются только адекватные ответы.

Второй параметр «Оригинальность». Самый значимый показатель креативности. Свидетельствует о самобытности, уникальности, спецефичности творческого мышления.

Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

Третий параметр «Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. В котором в 0 баллов оценивались очевидные названия, простые заголовки (наименования, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т. п. в 1 балл оценивались простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, — «Мурка» (кошка, «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы, «Человек идет» и т. п.

В 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем», «…

3 балла: абстрактные, философские названия. «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

Хочу заметить, что только у небольшого количества детей присутствовали образные названия такие как :«волшебный лес, дорога и т. д.», «Планета золотой арбуз со звездами», «радужные блины,корабли», «туфли которые превращают людей из некрасивых в красивых», «планета золотой арбуз» и т. д.

Хочу отметить, что по данному параметру только 4 ребенка набради от 10 до 20 баллов, основная часть, даже нарисовав оригинальный рисунок описали его скудно.

Четвертый параметр ««Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею».

0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом : с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи.

2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах.

Принципы оценки:

Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь.

результаты проведенной психолого-педагогической

диагностики уровня одаренности детей

подготовительных групп.

Сентябрь 2019 год.

№ группы Уровень креативности (Торренс)

Сентябрь 2020 год.

№ группы Уровень креативности (Торренс)

(Сравниваются количественные результаты)

Если сравнить результаты с прошлым учебным годом, то можно увидеть изменения в сторону повышения уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста, но все же полученные результаты говорят о том, что практически 40% детей (28 человек из 71 тестируемого) имеют низкий уровень развития творческих способностей и креативности. 54,9% имеют норму, но из них 15 % на границе с низкими результатами. И только 12 человек из 71 (5,7%) имеют высокие показатели по данной методике.

Именно исходя из исследований предыдущего учебного года мы сформировали годовую задачу, звучащую как развитие мышления через развитие креативности. И сегодняшние результаты тоже подтверждают тот факт, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста недостаточны.

Сейчас предлагаю подискутировать, проявить креативность и определить, какими же способыми можно развивать творческие способности и креативность у дошкольников. Некоторые из них мы уже обсуждали и слышали на мероприятиях в прошлом году!

Для развития креативности необходимо привлекать детей к участию в конкурсах, викторинах, инсценировках и других формах интеллектуальных и творческих соревнований, а также проведение игр и упражнений на развитие творческого (дивергентного) мышления.

Использование в работе интерактивных игр-импровизаций. Процесс импровизации включает стадии: озарения, мгновенного осмысления, публичного воплощения, осмысления. Участники выходят за рамки создаваемых ситуаций, диктуя законы импровизации – совместно придумывая, что будет дальше.

Можно выделить общие задачи занятий-импровизаций.

развивать позитивное мышление о мире, о себе, готовность к преодолению неожиданных препятствий и непредвиденных первоначально ситуаций;

развивать словотворчество, способность детей сочинять, рифмовать, находить речевые аналогии и ассоциации;

развивать умение чувствовать эмоциональные и социальные отношения взаимодействующих в общении сторон;

развивать символизацию;

развивать исследовательское поведение;

• воспитывать духовные качества как интегральный компонент одаренности;

развивать творческий потенциал.

Формирование творческих способностей дошкольников будет успешным при следующих условиях.

Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.

• Создание развивающей среды : педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, а также наличие необходимых для творчества материалов они должны быть доступными для ребенка.

• Использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

• Работа с детьми должна включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие).

Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.

• Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.

Главное для педагога, помнить ряд правил:

• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

• уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

• не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться.

Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут всегда проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности; на поиск наиболее оптимальных путей к развитию творческого потенциала детей (организация дискуссий, диалогов, постановка новых целей, вопросов и проблем, решение вариативных задач, разумное молчание, совет и т. п.). Эта задача стоит перед педагогом в одном ряду с задачей выработки у дошкольников определённых умений и навыков, сообщения им суммы

Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Публикации по теме:

Детская креативность Вхождения детей в мир взрослых – это непрерывная цепочка открытий, начиная с первых дней жизни. Каждый из нас стремится глубже понять внутренний.

Консультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детейКонсультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детей Консультация для родителей: "Завязать и застегнуть"Дорогие родители! Завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание.

Консультация для воспитателей «Параметры оценки занятия «Дикие животные» в средней группе» (продолжение) «Дикие животные» НОД в средней группе Познание. (Формирование целостной картины мира) Рисование на контурной основе (Ёжик). Интеграция ОО:.

Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт)Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт) Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования» Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством.

Нетрадиционные способы рисования тычкомНетрадиционные способы рисования тычком Нетрадиционные способы рисования тычком. Предлагаю Вам образцы детских рисунков с применением нетрадиционной техники рисования методом «.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Креативность. Ее параметры и способы развития
Опубликовано: 27 января 2021 в 10:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД