Критерии и уровни развития эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи искусств

Перова Светлана
Критерии и уровни развития эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи искусств

Аннотация. В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по развитию эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи искусств. Материал статьи включает содержание анкетирования родителей по выявлению эмоционального состояния детей, результаты и анализ эмпирического исследования эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: речевое развитие, эмоциональный словарь, дети старшего дошкольного возраста.

Проблема развития эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста приобретает все большее значение в настоящее время. Знакомство дошкольников с эмоционально-оценочной лексикой включает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть воплощены в жизнь лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс созерцания и творчества будет вызывать хорошее настроение.

С целью оценки развития эмоционального словаря была проведена педагогическая диагностика, позволяющая выявить индивидуальные особенности эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста, на основе чего определить перспективы его развития в дальнейшем и индивидуализировать образовательную деятельность в этом направлении.

При проведении диагностики за основу взяты положения, разработанные Ю. А. Афонькиной, которые полностью соответствуют ФГОС ДО, т. к. данная педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.

В настоящем исследовании было задействовано 20 детей старшего дошкольного возраста (1 экспериментальная группа (10 человек) и 1 контрольная группа (10 человек).

Основные методы педагогической диагностики: анкетирование родителей на тему: «Каково эмоциональное состояние вашего ребенка?», включенное наблюдение, свободные беседы с детьми (вопросы из методики Ю. А. Афонькиной).

Анализ анкетирования показал, что все дети первой и второй группы эмоционально развиты, тем самым показывает, что родителями создаются все условия для благоприятного эмоционального состояния детей. Детям свойственен положительный эмоциональный фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие себя и окружающей действительности.

Результаты выполнения заданий позволили определить три уровня развития эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста [3]:

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет только общие представления об основных эмоциях (радость, страх, гнев); ребенок не может объяснить причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний или объясняет неверно.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет общие представления об эмоциях и чувствах (радость, гнев, интерес, стыд, удивление, сомнение, страх, грусть, красота); затрудняется в самостоятельном объяснении причин их возникновения и приемов преодоления отрицательных переживаний.

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах (радость, интерес, удивление, сомнение, грусть, стыд, красота, страх, гнев, замечает и называет эмоциональные состояния людей: огорчение, обида, сочувствие.

Уровень развития эмоционального словаря детей оценивался по мере выраженности по возрастающей шкале от 1 до 3 баллов. По общему количеству баллов определялся соответствующий уровень эмоционального развития детей: низкий уровень - 1 балл; средний уровень - 2 балла; высокий уровень - 3 балла.

Уровни развития эмоционального словаря выявлялись по результатам проведенных методик, каждая из которых заключала в себе по два задания.

Цель использования методики 1 «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»: определение понимания и осознания эмоционального состояния других людей, способа выражения своих эмоций.

Для этого использовались картинки из журналов с изображением взрослых и детей, на которых показано эмоциональное состояние, а также предоставлялись к просмотру детей сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрировались основные эмоции: гнев, грусть, удивление, радость, страх.

Исследование проводилось с детьми 5-6 лет в два этапа. В начале ребенку предлагалось рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем детям по очереди задавались вопросы: («Кто изображен на картинке?»; «Как он себя чувствует?»; «Как ты догадался об этом?»; «Что он делает?»).

При обработке результатов подсчитывалось число верных ответов по представленной серии картинок, все результаты заносились в таблицу; по критериям выявлялось, доступно ли детям понимание эмоционального состояния. Анализ результатов, полученных в ходе использования этой методики показал, что в контрольной группе дети лучше понимают эмоциональное состояний людей, однако, детям не до конца понятно в некоторых случаях эмоциональное состояние людей. Они опираются на выражение лица и на то, что окружает персонажа на картинке в данный момент. Чувства и эмоции еще в некотором роде плохо развиты и не до конца понятны детям.

Целью данной методики 2 «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на репродукции с использованием музыкального сопровождения» являлось выявление уровней развития эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия репродукций картин и музыкальных произведений.

При рассматривании репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка» важно было выяснить, как дети чувствуют настроение картины и передают его в высказываниях; присутствуют ли в их речи образные выражения, эпитеты, сравнения. Предварительно проходило обсуждение с детьми значения слов «темные», «бедность», «омут», «печаль». После рассматривания детям задавались вопросы по картине [2]. Большинство детей поняли глубину эмоционального состояния Аленушки (грустная, печальная, усталая, задумчивая).

Далее детям было предложено прослушивание музыки к репродукции «Алёнушка» (слова А. Усачёва, музыка А. Пинегина в исполнении Е. Романовой с использованием фрагментов из мультипликационного фильма «Алёнушка и братец Иванушка», киностудия «Союзмультфильм», Москва, 1953 год, что по нашему предположению должно было способствовать не только правильному восприятию репродукции «Аленушка», но и помогло бы почувствовать ее настроение и передать его в высказываниях. После прослушивания с детьми проходила беседа.

Детям задавались следующие вопросы:

- Какое настроение передавалось в прослушанном музыкальном произведении?

- Что вы представляли, когда слушали музыку?

- Какие эмоции она у вас вызывала?

- Какая по характеру музыка (веселая, грустная?

- Как вы думаете, какое настроение у Аленушки?

Уровень развития эмоционального словаря детей по данной методике также оценивался по мере выраженности по возрастающей шкале от 1 до 3 баллов: высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2 балла; низкий уровень - 1 балл. По общему количеству баллов определялся соответствующий уровень эмоционального развития детей: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень (1-2 балла) – у ребенка нет интереса к репродукции, или он неустойчивый, поверхностный; нет эмоционального отклика на прослушивание музыкального произведения.

Средний уровень (3-4 балла) – у ребенка есть эмоциональное отношение к репродукции, он радуется знакомым репродукциям, понимает их содержание, соотносит её со знакомым текстом (или мультфильмом).

Высокий уровень (5-6 баллов) – ребенок испытывает устойчивый интерес, увлеченно с желанием рассматривает репродукции; эмоционально откликается на художественный образ, сопереживает героям.

Анализ восприятия детьми музыкального произведения показал, что несмотря на то, что музыка считается наиболее эмоциональным видом искусства, нами был зафиксирован низкий уровень проявления эмоциональной отзывчивости. Большинство детей просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые выразил композитор. Многие из детей копировали ответы и действия других, не имея порой своего собственного мнения. Дети в большей степени были заинтересованы фрагментами из мультфильма, чем самим музыкальным произведением.

При проведении эмпирического исследования мы пришли к следующему выводу: необходимо чаще использовать прослушивание музыкальных произведений для эмоционального развития словаря детей дошкольного возраста. При неоднократном прослушивании музыки это поможет детям научиться сосредотачиваться, улавливать детали исполнения, формулировать более глубокие и содержательные высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, при этом будет активно пополняться их словарный запас.

Музыка является одним из главных источников формирования эмоциональной сферы детей-дошкольников. В результате музыкального воздействия улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, снижается уровень тревожности, дети становятся менее раздражительными. Музыка способствует появлению позитивных эмоций и чувств, что необходимо для гармоничного развития личности детей.

Список литературы

1. Рогова Н. Н. Педагогические условия развития эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Рогова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы II Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 24 апр. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 171–176.

2. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – 3-изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 176 с. (Развиваем речь).

3. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. - М. : Владос, 1995. - 291 с.

1.

Прикреплённые файлы:

perova-s-s_kulcr.pptx | 15909,24 Кб | Скачан: 5
 
Публикации по теме:

«Организация и совершенствование работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста» (консультация) Как известно, для правильного восприятия поэтических произведений необходимо, чтобы дети понимали, что им читают. Понимание обусловлено.

Игры для развития глагольного словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста Игры для развития глагольного словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Глагольный словарь – это основа фразовой речи. Без.

Методика развития словаря детей дошкольного возраста 2 слайд: Методика включает в себя методы и приёмы. И делится на две группы методов: -методы накопления содержания детской речи; - методы,.

Организация занятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста Задача «обогащение активного словаря» в образовательной области «Речевое развитие» традиционно включает в себя несколько этапов педагогической.

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 8 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Научная публикация на тему: Особенности эмоционального развития детей дошкольного.

Особенности формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста Особенности формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста. В то время, когда ребенок находится в возрасте.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Орфография
Автор публикации:
Критерии и уровни развития эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи искусств
Опубликовано: 14 августа 2018 в 20:55
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мероприятие «Радуга-дуга», посвященное Дню рождения детского писателя и поэта С. Я....
Цель данного мероприятия:обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях, развивать умение отгадывать загадки, развивать...
Групповой творческий проект «Ракушка путешественница».
днажды Алеся принесла в группу ракушку которую они с мамой нашли на берегу моря. Сначала мы вспомнили, что мы знаем о ракушках. Оказалось не так уж много....
Мастер-класс по пластилинографии «Первый снег»
Наконец то в нашем городе выпал первый снег! Сначала он был в виде маленькой крупы, а затем пошел хлопьями. И несмотря на то, что на следующий день после...
Мастер-класс по лепке «Цветы в вазе» в технике «Миллефиори» для детей старшего...
Мастер-класс по созданию пластилиновых картин детьми в технике "Миллефиори" Для тех, кто не знает о нетрадиционной технике "Миллефири", хочу поделиться...
«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторике рук и речи детей младшего...
" Пальчиковые игры , как средство развития мелкой моторике рук и речи детей младшего возраста". У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана...