Каюмова Анна Михайловна
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кризис 3-х лет» или «кризис самостоятельности»
(от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев)
В течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис 3-х лет“» размещена в разделах
Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.
«Кризис 3-х лет» - определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других - в 3,5 года. Поведение ребенка – непрерывная череда желаний («хочу - не хочу», «буду - не буду»).
Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, т. е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний - тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка - дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные симптомы. Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослым. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.
Посткризисное (послекризисное) развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Возможны два варианта:
а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и аргументированно указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами;
б) если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за своеволие, стремился подловить на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется желание противостояния взрослому, победить его и ответно добиться своего.
Во втором случае раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
Приемы воспитания ребенка в период кризиса :
[/b]
1. Проявить терпение. Если у ребенка истерика, он кричит, бросается на пол, стучит ногами, сдержите себя, уйдите в другую комнату или начните выполнять какую-нибудь работу по дому, например, убирать в прихожей, вытирать пыль, проговаривая это в слух: «Сегодня еще пыль не вытирали…», т. е. переключите себя на другую деятельность, не обращая внимания на крики;
2. Не идти на поводу у ребенка, не старайтесь выполнить каждое его желание;
3. Не воздействовать на ребенка авторитарно, пытаясь его переломить;
4. Выбрать спокойный тон общения с ребенком;
5. Переключение внимания ребенка: можно отвлечь его каким-то новым ярким предметом или предложить интересное занятие. Например, посмотреть диафильм, мультфильм или почитать любимую сказку, нарисовать картину. Взрослый также может рассказать ребенку стихотворение, потешку, вспомнить забавную пословицу или поговорку;
6. Положительная оценка поведения ребенка;
7. Не задавайте ребенку вопросы, на которые не хотите получить отрицательный ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти с вами к врачу, на прогулку, а просто сообщите ему, куда вы идете или что сейчас будете делать;
8. Исключите во взаимоотношениях с ребенком авторитарный стиль или гиперопеку.