Папки-передвижки

«Круговорот воды в природе». НОД в подготовительной к школе группе

Виктория Мансурова
«Круговорот воды в природе». НОД в подготовительной к школе группе

Воспитатель Мансурова Виктория Вячеславовна

Актуальность.

В образовательную программу ДОУ входит изучение разнообразного состояния воды, но у детей не достаточно сформированы представления о состояниях веществ. Считаю целесообразным использование поисково-исследовательскую деятельность с использованием опытов, элементарного экспериментирования.

Цель: Помочь детям добыть первые элементарные знания о круговороте воды в природе, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Основные задачи:

Учить:

Публикация «„Круговорот воды в природе“, НОД в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

- делать выводы, добывать конкретные знания о свойствах воды.

Закрепить:

- знания детей о круговороте воды и ее значении.

Развивать:

-поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, мышление.

Воспитывать:

-умение работать в группах дружно и слаженно, прибегать на помощь в затруднительных ситуациях товарищам.

Активизировать словарь детей.

Организация развивающей среды:

Методы и приемы:

- наблюдение

- опыт и элементарное экспериментирование

- рассматривание иллюстраций

- проблемно-игровая ситуация

Результативность

Дети: имеют представления о круговороте воды в природу, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают круговорот воды в природе; делают выводы по результатам опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к вленииям окружающей среды.

Воспитатель:картотека опытов о свойствах воды, льда и пара, наблюдений, конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Родители: имеют представления о содержании образовательной деятельности, оказывают помощь на этапе предварительной работы при подборе необходимого материала для реализации НОД.

Предварительная работа:

• Беседа с детьми о значении воды.

• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».

• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.

• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

• Задание родителям поговорить о круговороте воды в природе, по возможности посмотреть познавательные передачи, использовать интернет-источники.

• Проведение отдельных опытов с водой. (См. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»).

• Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

• Познавательная игра «Где, какая вода бывает.

Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».

• Знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход НОД:

Упражнение-энергизатор «Акула» :

На полу размещаются несколько «островков»(куски желтого или зеленого материала). Всем участникам ведущий дает инструкцию:

- Все вы сейчас будете рыбками. Вы будете плавать, играть, веселиться по всей группе, то есть по морю, а как только я крикну: «Акула!» — все рыбки сразу заскочат на остров, чтоб спастись. Как только я скажу: «Акула ушла!» — вы все опять начинаете плавать и веселиться. И не забывайте, главное чувство товарищества – не потерять ни одной рыбки…

После каждого «прихода» акулы один из островков убирается (стирается, таким образом, в конце игры остается только один остров, на котором должно сохраниться как можно больше участников — «рыбок».

Воспитатель: А теперь рыбки отдохните – присядем на берегу нашего моря.

Дети рассаживаются на ковре в полукруг.

Проблемно-игровая ситуация:аудиописьмоот Незнайки.

- Ребята, давайте проверим нашу почту. Посмотрите,кто нам прислал аудиописьмо? (Незнайка).

Аудиописьмо Незнайки:

«На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны

- Что это? (Глобус)

- Попробуйте найти его, найдете – он ваш!

П. дает задание на ориентировку в пространстве (прил. I).

Воспитатель: ну что, ребята, давайте попробуем его найти.

После того, как дети его находят, рассматривают его:

- Почемучка решил проверить, что мы знаем о глобусе. На что он похож? (Варианты детей)

- Правильно это модель нашей планеты Земля. Скажите, почему глобус разноцветный, и что означают его цвета? (Варианты детей)

- Какого цвета больше на глобусе?

- Синий цвет - это вода: моря, океаны, реки, озёра

- Почемучка рассказал мне историю, которая с ним произошла, хотите ее услышать?

«Однажды летом Незнайка решил порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил бумагу, кисточку и краски. Только устроился у открытого окошка – друзья во дворе в футбол играть начали. Бросил Незнайка свои приготовления, убежал мяч гонять. Наигравшись в футбол, пришел он домой устроился у окна порисовать. Глядь – воды в блюдце нет. Что такое?

-Кот Васька! – кричит. – Ты мою воду выпил?

- Очень она мне нужна! – отвечает Васька.

-Не иначе как Шарик выпил- сердится Незнайка.

Обиделся шарик:

- Не имею привычки по столам ходить и вашу воду пить, - убежал.

Присел Незнайка и задумался: Куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась».

- А вы как думаете, ребята? (Варианты детей).

Правильно, вода состоит из частичек и они, как и сама вода, бывают разными – трех состояний. Какие состояния воды нам известны?

( Ответы детей: жидкое состояние, твердое и парообразное).

Минилекция:

Воспитатель: Верно. Вода с самого рождения присутствует в жизни человека и всего живого на нашей планете. Вы знаете, ребята, что без воды жизнь невозможна. Она повсюду: и в водоемах, и воздухе, и в земле. Но каким образом? Все это благодаря такому явлению, как круговорот воды в природе. Посмотрите на этот плакат – схему движения и превращения воды (кратко по схеме путешествие капли).Так вот, капельки тоже бывают жидкими, твердыми и парообразными. Посмотрите, вот такие капельки-человечки у меня для вас приготовлены (раздает каждому воспитаннику карточки с изображением капелек «росинка», «снежинка», «пар»).

А теперь вернемся к проблеме Незнайки – поможем ему решить его головоломку?

Практическая - опытно-экспериментальная.

- Ребята, для того чтобы что-то доказать, что нужно сделать? (Варианты детей)

- Правильно провести исследования или опыты.

- Приглашаю вас в наш исследовательский Центр – размещайтесь правильно, каждая капелька имеет свое место. Подумайте, где будет комфортно снежинке или росинке…

Дети рассаживаются – делятся на группы в соответствии со своей картинкой. Снежинки за стол, где расположено изображение снеговика и т. д.

Затем воспитатель выбирает в группе капитана, хронометриста, творческую группу, лаборанта. У кого в одежде больше красного…изображений цифр…самая длинная коса (волосы) и т. п.

Воспитатель. Вода самое удивительное вещество на планете. Мы с вами проводили различные опыты с водой и узнали много нового, давайте вспомним чудесные свойства воды. (Дети по моделям рассказывают ранее полученные знания о свойствах воды).

Дети. Вода – жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра. В воде живут жидкие человечки.

Воспитатель. А сегодня нам предстоит помочь Незнайке узнать, куда же девалась вода в блюдце. Кто из вас сказал предположение «вода испарилась». Попробуем эту версию проверить. Для этого проведем эксперимент.

- День стоял солнечный, а блюдце с водой стояло за оконным стеклом и нагревалось. Наберем в чашку железную немного воды и попробуем ее нагреть. /Проводится опыт/

- Что происходит с водой? (Варианты детей)

- Правильно вода нагревается, кипит и испаряется. Так куда же девалась вода у Незнайки?

- Она нагрелась через оконное стекло и испарилась.

Физминутка:

Я иду, и ты идешь— раз, два, (шаг на месте)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три (стоя, дирижируем 2-мя руками)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (шаг на месте)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (прыгаем на месте, хлопаем руками над головой)

Так с помощью опыта мы помогли Незнайке найти истину. Ребята, а как вы думаете, вода бесследно испарилась? (Варианты детей)

- Хотите узнать?

- Юные исследователи, за дело.

- Итак, как вы уже отметили, вода на нашей планете живет в океанах, морях, озерах и речках.

- Представьте, что эта чашка с водой и будет у нас небольшим «озером». Летом солнечные лучи согревают поверхность воды, что с ней происходит, мы сейчас увидим. /Повторение опыт – вода в чашке нагревается и начинает кипеть, поднимается пар. /

- Что происходит с жидкими человечками?

- Правильно они превращаются ввоздушные - парообразные. Давайте зарисуем эту часть нашего эксперимента.

- Солнце нагревает поверхность воды, капельки воды превращаются в пар и поднимаются высоко вверх. А как вы думаете, что их там ждет? (Варианты детей)

- Давайте проверим на опыте. Положим охлажденное оргстекло на кипящую чашку. Посмотрите, что произошло с паром, во что он превратился? (В капельки воды).

- Высоко, вверху, где гуляют холодные потоки воздуха,пар охлаждается, превращается снова в капельки воды, эти капельки образуют облака, тучи. Так парообразные человечки снова превращаются в жидких человечек. Давайте зарисует.

- Как вы думаете, что происходит дальше? (Варианты детей)

- Правильно из тучи идет дождь, капельки воды снова возвращаются на землю. Зарисуем эту часть эксперимента.

- Посмотрите, что у нас получилось?

Дети. Капельки воды по кругу снова вернулись на землю.

Воспитатель. Так происходит круговорот воды в природе, который мы с вами только что доказали.

Гимнастика для глаз

Солнышко с тучками в пятки играло

(посмотреть глазами вправо – влево, вверх – вниз)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких – две штучки,

Тяжелых – три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

(закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло.

(поморгать глазами)

Воспитатель. Ребята, летом из тучи на землю падают капельки воды, а зимой? (Снежинки).

- Какие человечки живут в снежинках? (Твердые, дружные)

Мы рассмотрели все состояния воды : парообразное, жидкое, твердое.

Воспитатель: А теперь пришло время вспомнить о некоторых свойствах воды и для этого я предлагаю внимательно посмотреть на оборудование на ваших столах. Послушай те внимательно задание: команда решает, капитан выбирает, какой опыт вы будете проводить. Хронометрист следит за временем, а художники зарисовывают опыт. По окончанию его, обсуждаем всей командой вывод и капитан его всем присутствующим рассказывает.

(Оборудование, опыты см. прил.).

Пальчиковая гимнастика

«Пирог»

Падал снег на порог (дети два раза медленно опускают ладони на стол)

Кот лепил себе пирог. (прижимая ладони к ладони, показывают, как лепят пироги)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. («бегут» пальчики обеих рук по столу)

Пироги себе пеки (грозят пальчиком)

Не из снега – из муки (опять пекут пироги).

Воспитатель просит детей собраться в круг.

Воспитатель. Вода – добрый друг и помощник человека

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Энергизатор: «Три состояния» :

Воспитатель дает инструкцию: Когда я скажу: «Жидкое» - вы «столбиками» на носочках легким бегом передвигаетесь рядом, но не касаясь друг друга.

«Парообразное» - руки на поясе, передвигаетесь шагом, как можно дальше друг от дружки (на расстоянии шага, «горошком»).

«Твердое» - все прижимаетесь друг к другу «столбиками» и «кучкой» двигаетесь в одном направлении.

Воспитатель: На этом наше веселое расследование завершилось и я предлагаю убрать группу, заняться интересными для вас занятиями. У кого возникнет желание, можно зарисовать самые интересные события, которые произошли сегодня.

Публикации по теме:

Исследовательский проект для детей подготовительной к школе группы «Мир воды» Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с водным миром. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников в воде,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе» Интегрированные области: Познание, Коммуникация, Социализация. Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей Виды деятельности:.

Конспект занятия в старшей группе «Значение воды в природе» Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Значение воды в природе". Цель: Формировать представления детей о значении воды в природе..

Мини-сказка о круговороте воды в природе «В волшебном царстве Капитошки» В некотором царстве в волшебном государстве облаков жил был принц Капитошка. Он и его подружки-капельки жили в большом облаке. Им стало.

Мини-сказка по экологии для старших дошкольников «Весёлые капельки» — круговорот воды в природеМини-сказка по экологии для старших дошкольников «Весёлые капельки» — круговорот воды в природе Детям очень сложно объяснить про круговорот воды в природе. Предлагаю мини-сказку, как это можно сделать в средней и старшей группе. Мини.

НОД по естествознанию для детей подготовительной группы «Круговорот воды в природе» Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: 1. показать значимость воды для всего живого на земле; 2. показать в каком.

НОД с детьми подготовительной к школе группы по художественному труду «Снеговик» (на конкурсе «Воспитатель года 2016»)НОД с детьми подготовительной к школе группы по художественному труду «Снеговик» (на конкурсе «Воспитатель года 2016») Цель: изготовление объемной поделки снеговика и леса с использованием нетрадиционных материалов. Задачи: 1. Побуждать детей самостоятельно.

Организация образовательной деятельности по изучению свойств воды в подготовительной к школе группе «Путешествие с Брызгалкой» «Путешествие с брызгалкой» Программное содержание: Расширять знания детей о свойствах воды, и о ее значении в жизни человека. Развивать.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Вода. Круговорот воды в природе» Урок №14 Дата: Тема: Вода. Круговорот воды в природе. Цели и задачи: Определение роли круговорота воды в природе, введение понятия «подземные.

Экологический проект «Круговорот воды в природе» Автор проекта: Глухова Светлана Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории. Регион, область, населенный пункт: Республика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Круговорот воды в природе». НОД в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 15 января 2016 в 03:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД