Получи документы

Познавательное занятие для детей с ОВЗ «Кто такая рыбка»

Надежда Анатольевна Дементьева
Познавательное занятие для детей с ОВЗ «Кто такая рыбка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

Задачи:

Образовательная: Учить выделять характерные признаки рыб; Развивающая: Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Воспитывать интерес к разнообразию подводного мира.

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

Публикация «Познавательное занятие для детей с ОВЗ „Кто такая рыбка“» размещена в разделах

3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».

4. Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».

5. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

Ход занятия:

Педагог. Ребята, отгадайте загадку.

В воде они живут. Нет клюва, а клюют (рыбы)

Отгадайте еще одну загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Правильно, ребята, это рыбы. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с еще одним видом живых существ на земле- это рыбы.

Показ презентации «Кто такие рыбы»

Рыбы бывают речные и морские.

Тело рыбы состоит из головы, туловища, жаберных крышек, хвостика и плавничков. (показ)

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.

Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! – который помогает рыбам нырять, всплывать.

Рыбы живут в воде, дышат жабрами, плавают с помощью плавников, покрыты чешуей.

Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Она растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

(Воспитатель спрашивает, любят ли дети чудеса, рассказывает, что сегодня в

гости к нам заплыла самая настоящая золотая рыбка, очень красивая, но она

молчаливая.) (картинка)

Моя рыбка все время молчит,

Не кричит, не рычит, не ворчит,

Не пойму, почему? Вот беда!

Может, в рот ей попала вода?

Воспитатель спрашивает детей : - а рыбка умеет кричать? Рычать? А

ворчать может? Что умеет делать рыбка? (ответы, если есть)

Артикуляционная гимнастика: «Рыбка».

Развивает подвижность артикуляционной моторики у детей.

Детям предлагается изобразить, что умеют делать рыбки : улыбаться,

вытягивать губы трубочкой, улыбаться, снова вытягивать губы трубочкой,

открывать и закрывать рот, показывать зубы.

Пальчиковая гимнастика под музыку:

«Какая у кого песенка?» О. Вацетис, Т. Боровик

Стимуляция речевого и умственного развития детей.

У часов какая песня?

У часов такая песня –

Тик. Тик. Тик. Тик. (ладошки вместе, качаются из стороны в сторону)

Тик. Тик. Так. 2 раза

У коровы какая песня?

У коровы такая песня!

Му. Му. Му. Му. (средний и безымянный палец согнуты, указательный и мизинец выставить вперед- рога, поворачивать кисть)

Му. Му. Му. 2 раза

А у ежика какая песня?

А у ежика такая песня!

Пых. Пых. Пых. Пых. (ладошки сцепить вместе, на каждый пых поднимать пальцы вверх)

Пых. Пых. Пых. 2 раза

А у птички какая песня?

А у птички такая песня –

Чик-чирик-чирик-чирик! (из пальчиков сделать клювик и его открывать)

Чик-чирик-чирик-чирик!2 раза

А у кисоньки какая песня?

А у кисоньки такая песня!

Мяу. Мяу. Мяу. Мяу. (гладим себя по головке)

Мяу. Мяу. Мяу. Мяу.

А у рыбки какая песня?

А у рыбки такая песня! (зажать рукой рот)

Воспитатель: - наша рыбка не умеет говорить, но она очень хорошо умеет

нырять и плавать. Превратим наши ручки в рыбок и покажем, как же они

живут и плавают в реке.

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Есть про рыбу такая загадка :

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

- «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

- Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). - Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

- Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя).

-Рыба живет в воде. Где еще может жить рыба? (в аквариуме, в море, в озере, др.)

- Дети, как вы думаете, чем рыбы питаются?

- А вы знаете, что рыбы бывают хищные и травоядные.

- Каких хищных рыб вы знаете? (воспитатель помогает, сам называет, показывает картинки)

В воде живет много самых разных рыб.

Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. (по возможности показ картинок или фото) Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

Физкультминутка

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Итог:

- О ком мы сегодня говорили?

- Что нового мы узнали о рыбах? (воспитатель помогает, повторяет вместе с детьми, заключает, что рыбы – это животные)

Занятие на 2-ую неделю

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие.

А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей : пароход, корабль, лодка.

- Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

- Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Поехали! Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

- И вот мы с вами оказываемся на водоеме

- Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей : река, пруд, озеро.

- Действительно ребята, мы оказались на водоеме (река или озеро). (картинка) Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

- Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

- Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

(кто не может говорить – показывает картинки)

Ответы детей : насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др., лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

- Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей : улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». (воспитатель помогает детям отвечать)

- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Скажите названия рыб, которых вы знаете?

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

- Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

- Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

- Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят, варят суп)

- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

- А сейчас немножко давайте отдохнем.

Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла, (рукой волна)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала. (рука на ребро – вилять ладонью, как хвостом)

Возле берега червяк,

Извивается вот так, (пальчик гнется)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает. (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть)

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок, (руки вверх)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась. (хлопаем в ладоши)

ЗАГАДКИ (показ отгадок на картинках)

1. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

- Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

2На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

- Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

3. Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

4. Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Щука – одна из крупных речных рыб.

5. Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

6. Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

- Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

- Наконец, ребята, последнее задание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка - рыбы дышат кислородом

Т р у д о в ы е д е й с т в и я.

Воспитатель показывает детям корм. Дети рассматривают, беседуют. Воспитатель предлагает детям покормить рыбку (бросает корм в аквариум) Дети наблюдают, как она захватывает его ртом. Обсуждают увиденное.

Итог занятия :

- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

- Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

Дополнительный материал.

Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

- Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.) - Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Рассматривание модели «Рыба»

Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.

Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

Ответы детей.

Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

Публикации по теме:

«Будем спортом заниматься!» Физкультурно-познавательное занятие для детей подготовительной группы с использованием ИКТ«Будем спортом заниматься!» Физкультурно-познавательное занятие для детей подготовительной группы с использованием ИКТ Цель: Приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом. Задачи: Закреплять знания, умения и навыки детей в области физической культуры.

«Ландшафтный дизайн». Творческо-познавательное занятие для детей разновозрастной группы«Ландшафтный дизайн». Творческо-познавательное занятие для детей разновозрастной группы Дорогие друзья, коллеги предлагаю конспект занятия по ознакомлению детей с понятием «Ландшафтный дизайн» и профессией ландшафтный дизайнер.

Фотоотчет «Познавательное занятие зимующие птицы»Фотоотчет «Познавательное занятие зимующие птицы» Занятие начинается по звонку в колокольчик. Дети занимают места на стульчиках. Чтобы вежливыми быть Нужно здравствуй говорить! Всех кого.

Познавательное занятие «Синичкин день» в старшей группеПознавательное занятие «Синичкин день» в старшей группе Цель : сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения. Задачи:.

Интегрированное занятие «Такая разная осень» для детей старшей группыИнтегрированное занятие «Такая разная осень» для детей старшей группы ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ТАКАЯ РАЗНАЯ ОСЕНЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Цель – Обобщение знаний детей о времени года «Осень». Под музыку.

Магнит-волшебник экспериментально-познавательное занятие для детей 5–6 лет Магнит-волшебник [b]экспериментально-познавательное занятие для детей 5-6 лет[/b][/i] Воспитатель: Москаленко Елена Анатольевна ГККП «Детский.

Познавательное занятие по развитию речи для детей 4 лет «Путешествие в «Белую сказку» Цель: Закрепление представления о белом цвете. Воспитание координации слова с движением, плавной, напевной речи. Развитие грамматического.

Познавательное занятие в старшей группе «Осенние приметы» Осень познавательное занятие в старшей группе Цель: обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Практическое познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Фруктовый коктейль Микс»Практическое познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Фруктовый коктейль Микс» Логинова Екатерина Викторовна Цель: Закрепить знания детей о фруктах и о том, каким необычным способом их можно использовать. Задачи: 1. Развивать.

Учебно-познавательное занятие для подростков «Зачем учиться?» Учебно-познавательное занятие «Зачем учиться?» Человек должен учиться, потому, что он человек. В. А. Сухомлинский. Цель: - Способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное занятие для детей с ОВЗ «Кто такая рыбка»
Опубликовано: 18 октября 2022 в 19:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное занятие для детей с ОВЗ «Кто такая рыбка»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Анатольевна Дементьева (УИ 3081873) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД