Получи документы

«Кубанские игры в работе с дошкольниками». Дидактический материал (региональный компонент)

Елена Сидорова
«Кубанские игры в работе с дошкольниками». Дидактический материал (региональный компонент)
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении более трехсот лет на Кубани в среде казачества сформировались самобытные народные игры, которые развивались, передаваясь от поколения к поколению. Однако, в практике дошкольного воспитания эти игры встречаются редко или настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового зачина.

Публикация «„Кубанские игры в работе с дошкольниками“, Дидактический материал (региональный компонент)» размещена в разделах

Между тем, многие кубанские игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок, занятий физической культурой, при проведении праздников и развлечений.

Каждая игра, каждая забава имеет специфические функции, совершенствует физические способности, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности. Необходимо восстанавливать, популяризировать казачьи игры, адаптировать их к условиям обучения и воспитания современных ребятишек.

КАВУНЫ

[/u]

Цель игры: развитие быстроты.

Описание. На одном конце площадки проводится черта. Это бахча. За чертой, на расстоянии 2-3 шага от неё - «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линией «дом детей».

Выбирается сторож. Когда сторож засыпает, дети направляются к бахче со словами:

- Крадём, крадём кавуны,

Деда не боимся.

Дед нас палкой,

Мы его - каталкой!

Сторож просыпается, дети бегут домой. А он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону «шалаша».

ЧЕЛНОЧОК

[/u]

Цель игры: развитие ловкости, чувства коллективизма.

Описание. Играющие становятся в пары, одна после другой; поднимают руки кверху так, чтобы можно было свободно между ними пройти, или становятся лицом друг к другу (это ворота).

Последняя пара бежит между всех пар и кричит:

- Челночок бежит, земля дрожит!

Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает кверху руки. Таким же образом бежит потом вторая, третья и так далее до последней пары. Игра заканчивается когда все играющие пройдут под воротами.

МЫШКА

[/u]

Цель: развитие ловкости, быстроты.

Описание. Число играющих – пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.

ПАНАС

[/u]

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

Описание. Водящего ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза и он поворачивается несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают:

- Панас, Панас, на чём стоишь?

- На камешке.

- Что продаёшь?

- Квас.

- Ну, лови три года нас.

- Да под лавочки не лезь!

После слов участники расходятся по площадке, Панас идёт их искать. Дети, пока их ищет Панас, не сходят с места, но они могут присесть, встать на четвереньки, на колени, лечь. Найденный игрок только в том случае становится Панасом, если он его узнает и назовёт по имени.

МОЛЧАНКА

[/u]

Цель: развитие усидчивости, терпеливости.

Описание. Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок.

Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами, потешками, шуточным стихотворением. Если кто-то рассмеётся или скажет хоть одно слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети выкупают свои фанты: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Правила. 1. Ведущий не должен трогать руками игроков.

2. Фанты для играющих должны быть разными по цвету, по форме.

КУБАНКА

[/u]

Цель: развитие быстроты реакции.

Описание. Все сидят (или стоят) по кругу, кубанка надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

РЫБАКИ И РЫБЫ

Цель: развитие ловкости, быстроты.

Описание. По считалке выбираются двое ребят – «рыбаки», остальные – «рыбы». Они ведут хоровод и поют:

В воде рыбки живут,

Нет клюва, а клюют.

Есть крылья – не летают.

Ног нет, а гуляют.

Гнезда не заводят,

А детей выводят.

Закончив песню, «рыбы» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбы» (которых берут руками взахват) составляют с «рыбаками» «невод» и ловят оставшихся «рыб».

ТОПОЛЕК

[/u]

Цель: развитие быстроты.

Описание. В игре участвуют: ведущий – «тополек», игроки – «пушинки», 3 игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий:

На Кубань пришла весна, распушила тополя!

Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.

Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!

После этих слов прилетают «ветры» и уносят (т. е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

САМОВАР

[/u]

Цель игры: развитие внимания.

Описание. Играющие сидят на скамейке. Выбирается водящий и ведущий игры - «самовар». Остальные дети придумывают себе «сладкие» названия (сахар, мёд, фрукты, кондитерские изделия). Начинается игра.

Ведущий закрывает глаза «самовару», сидящему спиной к детям и говорит:

«Самовар кипит, просит чаю пить с. (называет что-нибудь одно, задуманное детьми, например, с конфетой)».

Ребёнок, который задумал это, встаёт, дотрагивается до плеча «самовара» и садится на место. «Самовар» поворачивается к детям, чтобы назвать, кто до него дотронулся; все дети громко говорят:

- Это я! Это я! Говорите на меня!

Если «самовар» угадывает, кто подходил к нему, названный ребёнок становится «самоваром». Игра продолжается.

ГОРЕЛКИ

[/u]

Цель: развитие скоростных качеств, ловкости.

Описание. Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры. Для этой игры С. Маршак написал такую приговорку:

Косой, косой, не ходи босой,

А ходи обутый, лапочки закутай.

Если будешь ты обут, волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь, выходи тебе гореть.

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди в поле:

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо - звезды горят,

Птички летят, колокольчики звенят!

Журавли кричат - гу, гу, гу, убегу.

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь. Беги, как огонь!

Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки.

Если это паре удается, то «горящий» продолжает водить, а если нет, и горящий ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары становится «горящим». Новая пара занимает место непосредственно за новым «горящим» - и игра продолжается. Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку: «Огарушек, огарушек, стань на чёрный камушек, плохо стоишь – совсем сгоришь!»

Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».

Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.

Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Правила.

1. Водящий не должен поворачиваться назад.

2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»

3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят!»

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

[/h4]

Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции.

Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Игроки, изображающие «ворота» в это время говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: «луны» или «солнца». Ребенок делает выбор и становится позади соответствующего игрока.

Чтобы не быть пойманными, участники могут ускорять шаг, переходить на бег, а ловящие в свою очередь меняют скорость речитатива.

Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руки хотя бы с одни игроком. Кто бежит не держась, считается пойманным. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание, каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди.

ЗАВИВАЙСЯ, ПЛЕТЕНЬ

[/u]

Цель: развитие быстроты, ловкости.

Описание. Играющие делятся на 2 равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят 2 параллельные линии – коридор шириной 10-15 м. Игроки – плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети – плетень читают:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети – плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве забегов.

Публикации по теме:

Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУРегиональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные.

Игры с использованием социо-игровой технологии Региональный компонент «Мой родной город» 1. Игра "Где находится наш город Братск" Цель: Формировать представление о родном городе, умение ориентироваться на карте-схеме. Формировать.

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ с родителями Подготовила воспитатель МКДОУ №1 им. 8 Марта Семенова Л. О Слайд 1 «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям.

Региональный компонент на уроках изобразительного искусства Культуру России невозможно себе представить без народного искусства других народов. Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей.

Региональный компонент Образовательной программы МДОУРегиональный компонент Образовательной программы МДОУ Региональный компонент Образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Серебряное.

Региональный компонент. Перспективное планирование (младшая группа) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (региональный компонент программы) МДОУ детский сад №10 города Алушты 2016г. МЛАДШАЯ ГРУППА Месяц года неделя.

Региональный компонент. Перспективное планирование (средняя группа) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (региональный компонент программы) МДОУ детски сад №10 города Алушты 2016г. СРЕДНЯЯ ГРУППА Месяц года неделя.

Региональный компонент. Перспективное планирование (старшая группа) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (региональный компонент программы) МДОУ детски сад №10 города Алушты 2016г. СТАРШАЯ ГРУППА Месяц года неделя.

Региональный компонент Урала в предметно-окружающей средеРегиональный компонент Урала в предметно-окружающей среде Отразить в предметно-окружающей среде региональный компонент (УРАЛ) В группе, как правило, раньше всё было расставлено таким образом, чтобы.

Региональный компонент в предметно-развивающей средеРегиональный компонент в предметно-развивающей среде Дорогие друзья и коллеги. Мы живём на Кубани. Наш край очень красивый, плодородный, тёплый. Здесь проживает более 100 национальностей. И,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Кубанские игры в работе с дошкольниками». Дидактический материал (региональный компонент)
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 17:25
+70Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Кубанские игры в работе с дошкольниками». Дидактический материал (региональный компонент)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сидорова (УИ 226970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД