Елена Матвеева
«Культура и традиции русского народа». Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Матвеева Елена Вячеславовна
Год разработки программы : 2016учебный год
«…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность»
Премьер –министр РФ Д. А. Медведев
Публикация «„Культура и традиции русского народа“, Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников
Пояснительная записка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детейОсобенность программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Воспитывать в народном духе означает приобщение к народным ценностям, культуре, обычаям, традициям. Основными источниками для формирования данной культуры и соответствующих компетенций является социокультурный опыт народной культуры, опыт межличностного общения, опыт восприятия искусства. Процесс формирования духовно – нравственной личности будет направлен на обеспечение становления и развития ответственности детей в отношении к семье, природе и Отечеству; воспитание будет осуществляться в условиях коллективной деятельности, обеспечивающей отношения сотрудничества и взаимной мотивации детей и взрослых, равно включённых в общий процесс духовно – нравственного развития в ходе освоения ценностей традиционной культуры.
Любой семейный праздник – дорогие сердцу именины. Свадьба ли, яркая молодостью и красотой. новоселье ли, собирающее близких людей,- не обходится без угощения от всей души, словами приветствия и поздравления, сказанными от чистого сердца и, конечно, задушевной песни. Душа согревается, наполняется радостью и любовью, уходят тревоги и переживания. В старину было принято начинать каждый праздник внутренним преображением. Необходимый настрой придавала Вера: очищение, надежду, благодарение, почитание старших. Важнее всего было приготовиться к празднику внутренне, стать чище, радушнее, простить обиды, приобрести спокойствие и доброжелательность. Многообразны старинные семейные традиции. Каждая несёт своё заповедное и заветное слово. Каждая сближает людей, укрепляет связь поколений.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.
Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека ; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Цели программы
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Нижегородской области, родного города Дзержинска России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи программы
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
9. Формировать нравственную позицию личности, выражающуюся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие,.
10. Пробуждать потенциальные способности, переживания, чувства ребёнка, таких как долг, совесть, ответственность, патриотизм, вера, надежда, любовь.
Актуальность
В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети, начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о нравственных ценностях:(семья, добро, совесть, честь, верность).
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственного воспитания.
Программа построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развити. Благодаря развитию единого образовательного пространства появляется прочная основа долговременного взаимодействия. Россия стремительно приближается к тому времени, когда главным ориентиром для нашего народа будет нравственное развитие. Россия развивается от демографического этапа к эффективному управлению и возрождению.
Гипотеза
Нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного нравственного воспитания, осуществляемого в системе.
Основные принципы программы
I. Принципы духовно-нравственного воспитания
Основной принцип нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»)
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони- мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
II. Принципы организации занятий
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Основные характеристики деятельности
Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание. Изложение материала рассчитано на три года.
В первый годв детском саду создается Этнографический Мини-музей. Дети совместно с родителями и воспитателями принимают активное в его создании, получая первоначальные представления о традициях и обычаях русского народа.
Во второй – продолжается работа по ознакомлению детей и закреплению знаний о традициях и культурных обычаях русского народа.
Третий год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации в различных формах взаимодействиях взрослого с детьми.
Программа рассчитана на три возрастные группы: средняя группа - с 4 до 5, старшая группа- с5 до 6 лет, подготовительная - с 6до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время
• чтения педагогом рассказов;
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• экскурсий по городу, целевых прогулок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• оформить коллекцию семян для занятия;
• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
• провести экскурсии различной направленности;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми
• НОД, беседы, сюжетно-ролевые игры нравственного содержания.
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
• Проведение совместных праздников.
• Просмотр фильмов, использование аудиозаписей.
• Экскурсии, целевые прогулки (по городу).
• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
• Создание этнографического мини- музея в ДОУ.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на нравственные темы;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
• индивидуальные консультации;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Предполагаемый результат
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.
• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, уважение к взрослым и сверстникам.
• Потребность и готовность проявлять сострадание и сочувствие.
• Достижениеэмоционального благополучия каждого ребенка.
• Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
• Воспитание положительного отношения к труду.
• Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Тематический план работы в средней группе
Задачи
• Познакомить детей с этнографическим музеем.
• Формировать интерес познания о прошлом.
• Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи.
• Развивать любознательность.
• Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.
№ Месяц Тема Задачи
1 сентябрь Что такое музей? Познакомить друзей с этнографическим музеем.
Формировать интерес познания о прошлом.
Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи.
Развивать любопытность.
Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.
2 октябрь Знакомство с русской избой «Теремок» Познакомить детей с традиционно-бытовой культурой народа.
Вызвать интерес к жизни старинных времен.
Обогащать словарный запас детей: изба, горенка, лежанка, печь, утварь.
Развивать интерес к посещению избы.
Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
3 ноябрь Печь кормилица. Познакомить детей с печью.
Дать понять, для чего нужна была печь раньше.
Объяснить ее функции.
Формировать у детей познавательные качества.
Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица.
Воспитывать интерес к прошлому.
4 декабрь Хозяйкины помощницы. Познакомить детей со странной домашней утварью.
Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилась еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок.
Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа.
5 январь Посидим у самовара. Познакомить детей с крестьянским досугом в зимний период.
Продолжать знакомить детей с домашней утварью.
Дать понятие как в самоваре кипятили воду.
Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки.
Развивать воображение.
Воспитывать теплое отношение друг к другу.
6 февраль «Сошью Дуне сарафан». Познакомить детей с русским костюмом мужским и женским.
Формировать понятия «праздничная» и «будняя» (домашняя (штаны, рубаха- косоворотка, сарафан, сорочка)одежда. Выучить потешку про Дуню. Обогащать словарный запас детей: сарафан, кокошник, лапти, русский наряд.
Воспитывать уважение к русской культуре.
Развивать творческий интерес к прошлому.
7 март Золотое веретено. Познакомить детей с женским народным ремеслом- прядением, орудием труда : прялкой, веретеном.
Продолжить развивать интерес к предметам Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок, пряха.
Учить отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам.
8 апрель Волшебная удочка. Знакомить с русскими народными инструментами музыкальными.
Учить различать инструменты по типу : ударные, струнные, духовые – и звучанию.
Развивать интерес к русским народным музыкальным инструментам.
9 май Давайте жить дружно. Познакомить детей с устным творчеством русского народа.
Развивать образное восприятие сказок.
Донести до сознания детей, что творчество русского и других народов России имеют общие черты.
Воспитывать толерантность.
Тематический план работы в старшей группе
Задачи:
1. Продолжить знакомство детей с национальной русской одеждой, традициями, разнообразными архитектурными строениями, орудиями труда прошлых веков.
2. Обогащать словарный запас детей.
3. Воспитывать у детей гордостьза свой народ.
4. Развивать любознательность.
№ Месяц Тема Задачи
1 Сентябрь В гостях у хозяюшки 1. Продолжать знакомить детей с народными традициями видами женского рукоделия: прядением, плетением.
2. Активизировать в речи детей слова: сарафан, зипун, пояс и др.
3. Продолжать развивать любознательность, интерес к самобытной русской культуре.
2 Октябрь Эволюция вещей. 1. Учить отличать детей старинные вещи и их современные аналоги.
2. Активизировать в речи детей старинные названия вещей.
3. Формировать у детей любознательные качества.
3 Ноябрь «Как рубашка в поле выросла» 1. Знакомить с технологией изготовления крестьянами одежды. Расширять словарный запас детей : трепало, мялка, кросна, лён, кудель.
2. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян.
4 Декабрь О соборах и церквях 1. Прододжать знакомить детей с православием на Руси, устройством и убранством храмов.
2. Рассказывать о некоторых правилах посещения храма.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
5 Январь «Светит, да не горит.» Формировать представления о «прошлом» лампочки (костёр, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа)
Обогатить словарный запас новыми словами.
Развивать ретроспективный взгляд на вещи.
6 Февраль Богатыри Дать понятие, что былинный богатырь- символ несгибаемого духа, славный защитник русской земли.
2. Вызвать желание заниматься спортом.
7 Март Великий праздник -Пасха Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, её обычаями, традициями.
Ввести в словарь новые слова и их значение.
Развивать творческие способности.
Воспитывать уважение к народным традициям.
8 Апрель Рабочие руки не знают скуки. 1. Знакомить с трудом хлебороба в прошлом, показать его сложность и многоступенчатость.
2. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
3. Развивать мышление на основе объяснения пословиц и поговорок.
9 Май Люби свой край и воспевай. Продолжать знакомить детей с природой России, с устным творчеством русского народа.
2. Учить детей раскрывать смысл пословиц, поговорок, понимать их иносказательность, выразительность.
3. Учить составлять загадки.
Тематический план работы в подготовительной группе
Задачи:
• Формировать потребность в познании рукотворного мира.
• Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека.
• Обогащать словарный запас:богородская игрушка, семёновская игрушка. ,
• Развивать любознательность.
• Воспитывать интерес к малым формам фольклора.
№ Месяц Тема Задачи
1 Сентябрь «Эх, лапти,да лапти, да лапти мои» Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связанную речь.
2 Октябрь «Сия прялка изрядна- хозяюшка обрядна» Знакомить с народными традиционными видами женскими рукоделия – прядением, плетением. Активизировать в речи слова: прялка, прядение, плетение, свиты, вышивка. Закреплять полученную информацию в играх, вызвать у них чувство радости от результата своего труда.
3 Ноябрь «Путешествие в прошлое одежды» Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека; обогащать словарный запас; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.
4 Декабрь Праздник
«Капустник» Расширять представления об осенних явлениях в природе, о работе крестьян осенью.
5 Январь «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником- самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.
6 Февраль «Госпожа честная Масленица» Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником Масленица).
Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.
Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.
7 Март «Народная игрушка» Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, изготовлении игрушки из дерева. Обогащать словарный запас :богородская игрушка, семёновская игрушка.
Побуждать восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
8 Апрель «Народная игрушка-кукла – самоделка» Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека. Расширять словарный запас: закрутка, самоделка, соломенная. Развивать интерес к народной игрушке, изготовить игрушку самостоятельно.
9 Май Устное народное творчество- потешки, считалки, небылицы. Знакомить с устным народным творчеством : потешками, считалками, небылицами» дать понять добрый юмор. Учить новую считалку, практически применять в игровых ситуациях. Воспитывать интерес к малым формам фольклора.
Список рекомендуемой литературы
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
2. «Истоковедение» издательский дом «Истоки», М. 2009 под редакцией И. А. Кузьмина
3. «Народная культура и традиции» автор – составитель В. Н. Косарева
4. «Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников» под редакцией Н. В. Микляевой.
5. Интернет –ресурсы.