Надежда Смирнова
Культурные практики в индивидуализации и творческом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Культурные практики в индивидуализации и творческом развитии детей
Я работаю воспитателем по изобразительной деятельности в детском саду «Солнышко» пос. Ленинское Шабалинского района. Провожу занятия по рисованию, лепке, аппликации во всех возрастных группах, а также занимаюсь художественным трудом с детьми старшего возраста.
Приоритетное направление работы нашего детского сада – художественно – эстетическое. Это направление отражено в вариативной части образовательной программы детского сада. В связи с этим более углубленно ведется работа по художественному, музыкальному и театральному развитию детей.
Публикация «Культурные практики в индивидуализации и творческом развитии детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в требованиях к структуре программы отмечается необходимость использования в образовательной деятельности культурных практик.
Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой, – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных становится задача индивидуализации образования.
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей).
Реализация принципа индивидуализации в ДОУ это :
- Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка.
- Изменение содержания образовательной деятельности.
- Организация предметно – развивающей среды.
- Взаимодействие детского сада и семьи.
По характеру своей профессиональной деятельности я использую в своей работе одну из форм культурных практик – детский досуг для детей старшего дошкольного возраста в форме кружка «Волшебная бумага», где мы с детьми занимаемся бумагопластикой.
Бумагопластика – это искусство работы с бумагой.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Бумага – материал универсальный. Она легко режется, рвется, скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества, почувствовать себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Ведущая педагогическая идея работы - преемственность обучения между детским садом и школой.
Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. А мастерить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду.
«Волшебная бумага» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Актуальность заключается в том, что она способствует подготовке детей к успешному обучению в школе;
отражает потребность детей творить, создавать, созидать своими руками, в стремлении здесь и сейчас стать успешными, а, значит, счастливыми.
Инновационный характер работы с бумагой - это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Дети узнают о свойствах бумаги, различных способах работы с ней, видят новые возможности в изобразительной деятельности.
Новизна заключается в том, что она нацелена не столько на обучение детей способам воздействия на разные виды бумаги, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка, повышение самооценки через осознание «я умею, я могу»
Цель моей работы - создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через овладение основами бумагопластики.
Задачи:
- обучение детей новым (нетрадиционным) приемам и способам работы с бумагой разной фактуры;
- создание сюжетных и декоративных композиций.
- развитие творческой направленности, мелкой моторики рук,
- развитие высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения,
- обогащение сенсорного опыта.
- воспитание интереса к бумагопластике,
- воспитание самостоятельной, творческой активности в процессе изготовления поделок из бумаги.
Для реализации кружковой работы используются разнообразные формы и методы: наглядные, словесные, практические, игровые. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий; метод эксперимента с различными материалами в изобразительной деятельности, направленныйна развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения, поиску новых приемов работы; метод создания проблемной ситуации, направленный на активизацию творческого мышления, поиску нестандартныхрешений; экскурсии на выставки прикладного искусства в дом детского творчества, экскурсии в краеведческий музей, демонстрация видеоматериалов. Деятельность сопровождается использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место занимает мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то собеседника придают динамичность. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ.
Пути решения.
Для реализации данной культурной практики накоплен большой дидактический материал: разработана авторская программа, составлен тематический план, включающий нетрадиционные методики и техники работы с бумагой, сценариидеятельности, методические пособия, наглядные средства. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить работу кружка интересно и грамотно с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка, обеспечивают поступательное художественное развитие ребенка.
Дети с интересом занимаются в кружке, осваивают новые нетрадиционные приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки для своих близких.
Готовые поделки обыгрываются, используются для создания композиций, для сюжетно-образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
При организации работы кружка стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.
В кружковой работе я применяю следующие нетрадиционные техники работы с бумагой:изделия из бумажных комочков и трубочек, из мятой бумаги, из полосок, изделия на основе конуса, на основе цилиндра, на основе коробок, изделия в технике оригами,в технике торцевания,в технике квиллинга, изготовление макетов.
Эти приемы не самоцель. Они должны стать для ребят новым и интересным средством познания окружающего мира.
Для организации кружковой работы была создана предметно-развивающая среда,предоставляющая каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
Для этого в группе есть:
- творческая мастерская, наполненная разнообразным, стимулирующим познавательную, исследовательскую, экспериментальную деятельность ребенка материалом: разные виды бумаги, картона, коробки, баночки разных размеров, дополнительный бросовый материал… Материал в продуктивной зоне периодически меняется.
- игры-самоделки, изготовленные дошкольниками самостоятельно, совместно с родителями и воспитателем. Например:игрушки из коробок, коробков, мятой бумаги;
- организуются индивидуальные и коллективные выставки творческих работ детей.
Формы взаимодействия взрослого и ребенка:
- работа кружка строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, отношения к личности ребенка, его чувствам, потребностям;
- ребенок всегда может рассчитывать на помощь со стороны взрослого, поддержку его инициативы, самостоятельности;
- в кружковой работе реализуется подгрупповая индивидуализация;
- малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта;
- форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою;
- велико значение кружка в создании эмоционального благополучия в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны друг к другу, бережно относятся к результатам деятельности, материалам.
Взаимодействие детского сада и семьи.
Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей нашего кружка ознакомлены с технологиями обучения детей бумагопластикой, многие приобрели книги с образцами поделок. Недостатка в материалах мы не испытываем, родители приносят различную бумагу, журналы, газеты.
Родители принимают активное участие в выставках и конкурсах в детском саду и на районном уровне:
• выставка: «Эти волшебные коробки»;
• - - - «Солнышко наше»;
• - - - «Волшебные снежинки»;
• - - - «В стране необычных цветов»;
• - - - «В лесу родилась елочка»;
• - - - «Новогодняя открытка» и др
Были проведены встречи с родителями на темы «Развитие моторики рук», «Развитие творчества у детей», консультация «Нетрадиционные способы работы с бумагой». Также вниманию родителей были предоставлены информационные стенды на темы «Оригами», «Длинноножки – картины в интерьере», «Детский дизайн».
Результаты развития творческих способностей.
Мониторинг развития творческих способностей детей в работе по художественному труду показал положительную динамику развития творческого воображения и проявления индивидуальности.
Главным результатом кружковой работы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки воспитанника является его способность трудиться, ставить и достигать разные цели, упорно добиваться нужного результата, проявлять самостоятельность и инициативу, способность выбирать род занятий и участников по совместной деятельности. Это и является целевыми ориентирами согласно ФГОС ДО.
Таким образом, организованная мною кружковая работа по художественному труду говорит о целесообразности использования данной культурной практики и индивидуализации образовательного процесса в развитии детей. А для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.