Марина Ровина
Проект «Кузбасский кедр — жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Кузбасский кедр — жемчужина Сибири
ГБДОУ детский сад № 110 комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга
«Эрмитажный детский сад»
Тема: «Кедр – жемчужина Сибири»
Автор работы:
Ровина М. В.
Санкт - Петербург
2022
Актуальность проекта :
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение. Одним из главных способов отображения действительности является проектирование. В дошкольный период для развития личности ребенка важен поиск знаний: приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого, который поддержит стремление наблюдать и экспериментировать, желание ребенка самостоятельно искать новые сведения о мире.
Публикация «Проект „Кузбасский кедр — жемчужина Сибири“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Елочка, ёлки. Проекты
- Кемеровская область. Кузбасс
- Проекты. Проектная деятельность
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Темочки
В настоящее время остро стоит проблема в исчезновении лесных массивов, кедр не исключение. Сибирский кедр является ценнейшим материалом в изготовлении мебели, посуды, карандашей. Ученые определили, что кедровый орех содержит различные вещества в комплексе, способствующем росту человеческого организма, предупреждающем и лечащем туберкулез, почечные заболевания. О целебных свойствах сибирской ореховой сосны народ знает давно, и недаром ее смолистый сок назван «живицей». В связи с этим был разработан проект «Кузбасский кедр-жемчужина Сибири», что позволит расширить и систематизировать знания детей о кедре, который растёт в наших сибирских лесах.
В связи с этим был разработан и реализован проект «Как вырастить в условиях ДОУ из кедрового орешка росток кедра», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о кедре, который растёт в наших сибирских лесах, сколько лет оно живёт, чем полезен для человека, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности.
Цель проекта : дать детям знание об особенностях сибирского кедра, его значение для человека; найти ответ на вопрос, можно ли вырастить из кедрового орешка росток кедра.
Задачи проекта :
1. Сбор доступной информации о состоянии Сибирского кедра, о значении кедра для человека (какое место занимает кедр в жизни человека, и применение его в народной медицине).
2. Выяснить, можно ли вырастить из кедрового орешка росток кедра в домашних условиях.
3. Формировать навыки познавательной активности. Учить находить сведения об объекте исследования, используя различные источники информации (взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи).
4. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе поисковой деятельности и составлении рассказов о кедре.
5. Поддерживать индивидуальность, инициативность и творческие способности каждого ребенка.
6. Вовлечь родителей в деятельность по проекту «Кузбасский Кедр-жемчужина Сибири».
Гипотеза: если в условиях ДОУ создать условия максимально приближенные к природным, то наверняка кедровый орешек может дать пригодный к жизни росток.
Вид проекта :
познавательно-исследовательский
Продолжительность:
долгосрочный (2 месяца)
Участники проекта :
воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Образовательная область, в рамках которой проводится работа по проекту : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Формы работы:
Беседы.
Познавательные рассказы.
Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки.)
Использование иллюстративного материала (сюжетные картинки, карточки, открытки и др.).
Показ презентации.
Совместная, коллективная и самостоятельная деятельность детей.
Экспериментирование, опыты.
Дидактические игры с предметными картинками.
Игры по модели строения дерева.
Художественно продуктивная деятельность (рисование, лепка).
Проблемный вопрос: можно ли домашних условиях из кедрового орешка вырастить росток кедра?
Выслушав и обсудив все идеи и предложения, коллективно (воспитанники, родители, воспитатели) был составлен поэтапный план работы.
Этапы проекта :
1 Этап.
Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.
Проведение предварительной работы по теме «Кузбасский Кедр-жемчужина Сибири». С детьми был проведён цикл бесед о происхождении кедра, о кедровом орехе как ценнейшем пищевом продукте, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.
2 этап
Реализация образовательных областей:
Познавательное развитие.
- «Кузбасский кедр – жемчужина Сибири» - наблюдение за кедром.
- Занятие по экологическому воспитанию «Деревья - не только Земли украшение».
- Познавательное занятие «Все ли деревья сбрасывают листву?».
-Занятие «Кедровые орехи - дар сибирской тайги!».
Социально-коммуникативное развитие.
- Беседы «Кедр в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства кедровой смолы», «Сибирский кедр – богатство России», «Воздух в кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».
- Заучивание стихотворения И. А. Бунина «Кедр».
Художественно-эстетическое развитие.
-Лепка «Кедровые шишки».
- Аппликация «Веточка кедра».
- Рисование «Сибирский кедр».
- Совместная работа с детьми «Кедровая сосна».
- Уход за ростком кедра (поливка, рыхление земли, подкормка)
- разучивание песен о кедре;
- подготовка к итоговому развлечению, разучивание танцев, стихов.
Речевое развитие.
- Подбор и выставка художественной литературы
- Чтение сказки М. Скребцова «Обидчивый кедр».
- Чтение сказки П. Сигунова «Почему в Саянах падают кедры».
- Чтение сказки П. Сигунов «Сеятели кедров».
- Чтение, инсценировка сказки М. Скребцова «Ворчливые орешки».
- Чтение сказки А. Лопатина «Волшебные карандаши».
- Чтение сказки «Лесной Орех - наш щедрый друг».
- Чтение Сказки о звенящем кедре» Ирины Михашиной.
- Чтение стихотворения И. А. Бунина «Кедр».
- просмотр мультфильма «Сказка о старом кедре».
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
- загадки, пословицы и поговорки о кедре;
- участие в оформлении выставки продуктов проекта «Кузбасский кедр – жемчужина Сибири»;
- участие в коллективной совместной работе с детьми по изготовлению поделок проекта «Кузбасский кедр – жемчужина Сибири»».
Результат проекта :
-выращенный росток кедра, фотопрезентация проекта;
- создание мультфильма из пластилина.
Ожидаемый результат:
Знания детей:
- о роли кедра и кедровых шишек в жизни человека и животных;
-о применении кедра и кедровых шишек в медицине, кулинарии, промышленности, хозяйстве.
- особенности выращивания ростка кедра в домашних условиях.
Объект исследования: саженец кедра Сибирского.
Постановка проблемы:
Можно ли вырастить росток кедра в группе?
Проведение исследования:
Для проведения опыта были отобраны самые крепкие тёмно-коричневые орешки. Их промыли в водном растворе марганцовокислого калия, для удаления бактерий со скорлупы орехов и грубой тряпкой удалили чёрную оболочку, затем замочили их в тёплой воде.
В процессе наблюдения мы увидели, что на одном орехе появилась трещина, а из трещины пророс маленький росток и мы поняли, что семена пришло время высаживать.
В цветочным горшке мы смешали песок и торф и посадили пророщенное семя, полили его водой.
Горшок поставили в целлофановый пакет и выставили на холод. Холод - необходимое природное условие, способствующее выживанию и прорастанию хвойных растений, без него всхожесть семян может оказаться очень низкой или нулевой.
В период созревания мы поливали и проверяли семена, раз в две недели и следили за наклёвыванием семян. Все этапы опыты мы фиксировали в дневнике наблюдений.
3 этап.
Презентация результатов исследования.
Показ фотопрезентации исследования «Кузбасский кедр – жемчужина Сибири» всем детям и родителям.
Подготовка и презентация рассказов детей «Что я запомнил о кедре».
Благодаря представленным детьми фотопрезентациям и рассказам о результатах работы над проектом, дети группы уточнили уже имеющиеся знания и расширили свои знания о сибирском кедре. Опыт помог установить, что домашних условиях из кедрового орешка возможно вырастить росток кедра. У детей развилось чувство уважения к живой природе и бережное отношение к кедру.
Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей способствовала расширению кругозора, как детей, так и взрослых, поддержка взрослых позволила значительно повысить интерес ребёнка к исследовательской деятельности, воспитанию уважения и бережного отношения к живой природе.
Обобщение результата:
Через два с половиной месяца семена кедра дали маленькие, зелёненькие стрелки (ростки). Гипотеза, выдвинутая в самом начале эксперимента, подтвердилась: возможно в домашних условиях из кедрового орешка вырастить росток кедра. Весной мы его высадили на территории детского сада, но, к сожалению, он не прижился.