Получи документы

Легоконструирование как средство познавательного развития у детей 6–7 лет

Надежда Баранова
Легоконструирование как средство познавательного развития у детей 6–7 лет

МДОУ «Кизильский детский сад №3»

«Легоконструирование как средство познавательного развития у детей 6-7 лет

Подготовила : Баранова Н. С

2017

Цели и задачи проекта:

Цель: Развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности.

Задачи:

Публикация «Легоконструирование как средство познавательного развития у детей 6–7 лет» размещена в разделах

1. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы.

2. Проводить конструирование по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему модели.

3. Использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх.

Актуальность

Лего-технология – средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. Лего-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

Цель проекта

Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Задачи:

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Развивать операции логического мышления, Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу; Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей; Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Ожидаемые результаты

К концу года дети должны научиться анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. Развивать познавательную активность, воображение, фантазию и творческую инициативу, работать в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Этапы работы.

I. Организационно-подготовительный этап

1. Составление проблемно-ориентированного анализа.

• Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы.

• Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

II. Технологический этап

Выработка плана конкретных действий по созданию условий.

Методическое обеспечение реализации проекта:

Разработка календарно-перспективного плана реализации проекта с детьми.

Установление сотрудничества с родителями по реализации проекта.

Информирование родителей о результатах.

Участники проекта: дети подготовительной группы и родители.

Пояснительная записка

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя "исчерпали", элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений.

Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего, которые при всём своё м разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

2. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде схем, рисунка, презентаций, устной инструкции и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью.

Так моделирование из конструкторов типа «Лего» позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа “Лего”, стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа “Лего”.

В ходе выполнения педагогической работы руководствовалась следующими принципами:

• от простого к сложному;

• учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

• активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;

комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

• результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Разрабатывая проект "Страна Лего" мы поставили следующие цели:

развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности; развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.

В ходе выполнения проекта для успешного выполнения поставленных задач были созданы следующие условия:

1. Организована предметно-развивающая среда, отвечающая всем требованиям по развитию детской активности в конструктивной деятельности, где детям предоставлена возможность реализовать потребности в конструктивной деятельности в соответствии со своими интересами и замыслами. Центры оснащены различными строительными наборами и конструкторами (настольные, напольные, деревянные, металлические, пластмассовые, с разными способами крепления, конструкторами “Lego подобными отечественными конструкторами. А также детям предложены игрушки сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки и др.). Подобраны альбомы образцов (схемы) по темам: “Здания”, “Транспорт”, “Животные”; дидактические игры типа “Дострой здание”, “Найди ошибку в схеме”.

2. Разработаны и систематизированы конспекты занятий, направленные на развитие умений рассматривать и обследовать предметы и строения, выделять особенности конструкций, их назначение, материалы, из которых они изготовлены. Подобраны игры-упражнения стимулирующие детей к решению новыми способами конструкторских задач, способствующие совершенствованию конструкторских умений (соотносить, комбинировать).

Используются следующие формы работы:

• НОД;

• совместная деятельность;

• мини-проекты.

Эффективно применять методы и приё мы:

1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде.

• Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии смоделировать подобное из конструктора.

• Рассматривание различных схем строений.

• Использование народных пословиц, поговорок, песенок: “У кого сноровка, тот и действует ловко”, “Скоро слово сказывается, а не скоро дело делается” и др.

2. Направленные на развитие конструктивных навыков и умений.

• Обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям.

3. Направленные на формирование инициативы, творчества.

Планирование по Лего-конструированию в подготовительной группе общей направленности.

Период Лексическая тема Тема по Лего-конструированию Задачи Образовательная деятельность в режимных моментах

(формы и задачи) Организация развивающей предметно-пространственной среды (формы, задачи)

Январь «В гостях у сказки» Заюшкина избушка анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект.

Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

Дать понятие – симметрия. ИКТ;

наборы деталей конструктора;

снежинка (оригами, подвешенная к потолку);

игрушки-зайчики;

иллюстрации разных домов. Конструирование по русской народной сказке «Гуси-лебеди».

«Народная культура и традиции» Русская церковь Учить использовать подвижные и крутящиеся детали; - Постройка модели русского терема по иллюстрациям к сказкам Строительство русских церквей по рисункам (фотографиям);

Февраль «Я человек» Я и моя сестра Закрепить навыки моделирования человеческой фигуры.

Учить строить мальчика и девочку из лего- конструктора «Дупло».

Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

Учить рассказывать о постройке. ИКТ;

наборы деталей конструктора;

схемы,

образец

Развивать у детей первоначальный интерес к получению результата.

Обучить детей соотнесению своих построек с имеющимся образцом.

Воспитывать умение действовать в коллективе, создавать целую конструкцию из составных частей.

строить мальчика и девочку по схеме

«Наши защитники» Военная техника -Вспомнить понятия об армии, военной техники;

- Закреплять умение строить военную технику по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. Парад военной техники»

- вспомнить понятия об армии, военной техники;

- воспитывать патриотические чувства Военная техника» (самолет, танк и др.) - закреплять умение строить военную технику по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования

«Женский день» «На окне растет цветок»

Вспомнить названия перелётных птиц;

- Познакомить с новой деталью - «крылья»;

- Вспомнить схему строения птицы; «Перелет птиц»

- вспомнить названия перелётных птиц;

- развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений.

Д. И. «Собери модель» «Сделай друга для птицы своего соседа» - познакомить с новой деталью - «крылья»;

- вспомнить схему строения птицы;

- закрепить умение работать в команде.

Март «Моя семья,мой дом,моё село,моя страна» «Дом, в котором мы живем.»

- Вспомнить основные части дома;

- Вспомнить строение крыши разными способами;

- Вспомнить как «вставлять» окна и двери в ЛЕГО дом; «Стройка» - развивать крупную моторику, координацию движений, реакцию.

«Презентация своих построек» - способствовать развитию речи;

- развивать интерес, внимание, творческую инициативу, самостоятельность;

- закреплять полученные навыки. «Замок моей мечты» - развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора;

- закреплять умение «вставлять» окна и двери в дом.

«Весна шагает по планете» Беседка

Дать представление об архитектуре.

Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны).

Учить строить беседку Игрушка - Лесовичок;

иллюстрации с изображением различных беседок;

наборы конструктора по типу ЛЕГО на каждого ребенка;

образец и схема беседки – карточки на каждого ребёнка;

игрушки для обыгрывания

Апрель «Встречаем птиц» Встречаем птиц - Вспомнить названия перелётных птиц;

- Познакомить с новой деталью - «крылья»;

- Вспомнить схему строения птицы; «Перелет птиц»

- вспомнить названия перелётных птиц;

- развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений.

«Сделай друга для птицы своего соседа» - познакомить с новой деталью - «крылья»;

- вспомнить схему строения птицы;

- закрепить умение работать в команде.

«Праздник весны и труда» «Ферма» - Закрепить умение строить объёмные конструкции;

- Закрепить умения строить по схеме к конструктору;

- Закрепить желание работать в коллективе; «Большая уборка»

- закреплять знания и представления детей о труде взрослых;

- развивать крупную моторику рук;

«Посади репку»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать внимание и память «Путешествие в деревню»

- закрепить умения строить объемные конструкции;

- развивать мелкую моторику;

- закрепить умение работать в команде.

«День победы» Плывут корабли

Рассказать о водном транспорте.

Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей.

Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. запись «Шум прибоя»;

наборы деталей конструктора;

иллюстрации с изображением водного транспорта;

схемы с изображением кораблей на каждого ребёнка.

Май Мир природы

Ферма»

- Закрепить умение строить объёмные конструкции;

умения строить по схеме,

желание работать в коллективе; «Большая уборка»

- закреплять знания и представления детей о труде взрослых;

- развивать крупную моторику рук;

«Посади репку»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать внимание и память

«Путешествие в деревню»

- закрепить умения строить объемные конструкции;

- развивать мелкую моторику;

- закрепить умение работать в команде

«Миром правит доброта» «Скворечник для птиц» Развивать умение использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций.

Формировать умение создавать сюжетные конструктивные образы.

Воспитывать умение пользоваться общим набором деталей

ИКТ

СХЕМЫ изображений скворечника на каждого ребёнка,

• Коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

• Совместный анализ постройки, конструкции. Дети должны понимать, что нельзя критиковать неудачную работу товарища, если он очень старался; не стоит восхищаться сооружением сверстника, если он разбросал строительный материал.

На основе построек вместе с детьми создавали игровые макеты, привлекали родителей к подготовке тематических выставок, фотогалерею; игры-путешествия, режиссёрские и сюжетно-ролевые игры.

При создании игровых макетов дети должны научиться самостоятельно создавать предметно-игровую среду, придумывать и воплощать в игре интересные сюжеты игр, применять разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы, установились устойчивые объединения детей, что способствует формированию положительного микроклимата в группе.

Публикации по теме:

Игра, как средство познавательного развития. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса «Игровые технологии как средство развития познавательной активности младших школьников» Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической.

ИКТ как средство развития познавательного интереса у детей 5–6 лет Автореферат Слайд 1. Уважаемые коллеги Вашему вниманию предлагаю опыт работы на тему ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО.

Консультация «Оригами как средство познавательного и личностного развития ребенка» "Оригами как средство познавательного и личностного развития ребенка" Дошкольное детство – время первоначального становления личности,.

Использование технологии «Судоку» как средство познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование технологии «Судоку» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Актуальность использования судоку заключается в том, что познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие.

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога. Игра — эффективное средство познавательного развития детей Методическая тема: «Игра – эффективное средство познавательного развития детей раннего возраста». Цель: повысить свой теоретический уровень.

Сенсомоторная деятельность, как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.Сенсомоторная деятельность, как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, к педагогичеким условиям реализации образовательной программы.

Знаковое моделирование как средство познавательного развития старших дошкольников Аннотация: в статье обосновывается актуальность и необходимость использование знакового моделирования в образовательной работе с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Легоконструирование как средство познавательного развития у детей 6–7 лет
Опубликовано: 21 января 2017 в 17:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД