Елена Князева
«Лекарственные растения нашего края». Конспект занятия в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Лекарственные растения нашего края».
Публикация «„Лекарственные растения нашего края“, Конспект занятия в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Подготовительная к школе группа
Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
«Познание»
Развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
«Коммуникация»
Развивать монологическую речь детей;
Развивать умение участвовать в коллективных разговорах;
Пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.
"Социализация"
Развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;
«Чтение художественной литературы и музыка»
Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;
способствовать выразительному чтению стихов, продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Методические приемы:
Рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ.
Оборудование: Карта Саратовской области, иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий "Лекарственные растения", раздаточный материал д/и "Разрезные картинки", музыкальное сопровождение (мр-3 проигрыватель) А. Вивальди "Пришла весна", "Звуки леса".
Ход:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу предложить вам – пройти по Экологической тропе нашего края. Давайте вспомним, как называются край (место, область, город, где мы с вами живем)
(Ответы детей.)
Воспитатель обращает внимание на карту Саратовской области, уточняя у детей названия (Саратов, саратовская область, г. Балаково).
Вы уже много знаете о разнообразных растениях нашего края. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля.
На нашей планете вся природа делится на природу живую и неживую.
Растения – это деревья кусты, трава, цветы. Они живые или нет?
Растения живые, они дышат, растут, питаются, двигаются, размножаются. Чтобы растения жили и не погибали, что им необходимо? Вода, земля, свет, тепло и чистый воздух.
Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
(Ответы детей.)
Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Наш маршрут называется «Лекарственные растения» вы узнаете много нового и интересного. И мы его пройдём под девизом «Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты».
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Вы готовы? Тогда в путь.
Дети идут под музыку «Звуки леса». Выходит ФЕЯ.
ФЕЯ:
Когда ты входишь в лес
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать.
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Лес как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.
Я хочу с вами поиграть, буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
Викторина
1. Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками (Ромашка)
2. Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок – остался стебелек (Одуванчик)
3. Цветок со звенящим названием (Колокольчик)
4. Черная лесная ягода (Черника)
5. Какие ягоды любит медведь (Малину)
6. Белые горошки на лесной ножке (Ландыш)
7. Первые весенние цветы (Подснежник, мать и мачеха)
8. Корень этого растения возбуждает аппетит (корень одуванчика)
Воспитатель: Спасибо тебе ФЕЯ за интересные задания. Давайте поиграем.
Упражнение «Добрый день!
Добрый день!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее
Мы погладим лобик, носик, щёчки
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее
А теперь похлопаем смелее, смелее
Улыбнёмся снова
Будьте все здоровы!
Дети берут цветы встают врассыпную. Танец с цветами.
(Кладут цветы на пол и садятся) (идет мальчик поёт)
ФЕЯ: Стой, посмотри, что ты делаешь?
Мальчик: Гуляю! А что?
ФЕЯ: Оглянись и посмотри, что ты натворил!
Мальчик: Ну и что? Ни все равно некрасивые, да и кому они нужны?
Хочет уйти с полянки, но тут с ним начинают происходить разные неприятности: натер ногу, порезал руку, начал чихать, кашлять, у него заболела голова.
СЕЛ НА ПЕНЕК.
К нему на помощь приходят лекарственные растения.
1. Одуванчик.
Знаю я, знаешь ты
На лугу растут цветы.
Но один из них чудак,
Что-то у него не так.
Стильный и кудрявый мальчик.
Кто же это? Одуванчик!
Одуванчик, одуванчик
Ты такой один обманщик.
То ты желтый и душистый,
То кудрявый и пушистый.
Знает белка, знает зайчик
Любит ветер одуванчик
На глазах у всех ребят
Парашутики летят!
Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.
ФЕЯ: Стоит в лесу кудряшка
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
2. Ромашка
Это я, ромашка. Ромашка-это название переводится как «милая простота». Давным - давно я переехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.
ФЕЯ: Милая Ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка:
Если случится, тебе простудится
Появится кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки)
Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.
ФЕЯ: А кто угадает следующее растение?
3. Подорожник
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
(Подорожник)
Путника – друг подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок,и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.
Мальчик: Спасибо вам большое! Я не знал, что растения бывают такими полезными.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться,
Находит в лесу растения,
те, что для людей полезны,
И отступят все болезни.
ФЕЯ: Сегодня я хочу вас познакомить с интересным человеком. А вот и наша гостья.
Входит бабушка Маланья.
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие. Я бабушка Маланья, известная травница. А вы знаете, кто такие «травники» и «травницы»? Так называют людей, которые изучают лекарственные свойства растений и лечат с помощью этих растений. Я принесла вам гостинцы.
Бабушка ставит на стол траву и варенье.
А вы любите ягоды? А какие ягоды и травы вы знаете? (ответы детей)
Игра «Собери картинку»
(дети собирают картинки и рассказывают про их свойства)
1. На проталинке весной
Земляничка под сосной
Земляничка невеличка
Хорошо цвела весной.
Солнце грело много дней
Пушистый кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей, да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
Земляника – не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.
2. Никто не любит лечиться таблетками, ведь они горькие и неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку. Ну, конечно же, это черника. Созревает она в лесу летом. Помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии. Растет ягодный кустик очень медленно, поэтому собирать ягоды черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви.
3. Семена, как коготки,
Желто красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
Используют при лечении ран, ожогов, настоем полощут рот и горло при ангине, печень и желудок. Готовят настои и мази.
4. Полезные свойства мяты известны. Мята используется в медицине для различных заболеваний. В мяте есть ментол – эфирное масло, которое придает ей характерный запах. Лечат ангину, бронхит, и насморк, головную боль и для успокоения нервной системы. Полезна она и для пищеварительной системы. Для лечения этим растением чаще используют мятный чай и настой мяты.
5. Это черная смородина. Название этой ягоды происходит от слова «смород» - запах. Листья смородины используют как заварку для чая. А еще смородину называют «аптекой на ветке». В ней очень много витамина С.
Бабушка: Ребята, как вы много знаете. А я вам принесла полезные травы: зверобой, душицу, мяту, календулу. Я их собирала и сушила летом.
Правила сушки растений.
1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей) .
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (Ответы детей) .
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Бабушка: Молодцы, я хочу вас угостить полезным чаем из этих трав.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет.
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Ребенок:
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью лучший друг!
Спасибо бабушка Маланья за чудесный и вкусный чай. До свидание.
ФЕЯ: Лес прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека.
Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину и пение птиц. А как приятно побегать по лесу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов.
Прогулка в лес в любое время года – это источник радости и здоровья.
А теперь пора возвращаться в детский сад. Я вас провожу.
(идут под музыку)
ФЕЯ: Молодцы, ребята! Сегодня вы много узнали о пользе растений.
Ребенок:
Ты, дружок не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Ни обижай, ни птахи, ни сверчка!
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей,
Всё что зовется Родиной твоей.