Сорокина Светлана
Личностно-ориентированные технологии в позитивной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья раскрывает роль личностно-ориентированных педагогических технологий, направленных на социализацию дошкольников. На основе педагогического опыта, наблюдений получены данные о развитии необходимых черт и качеств личности детей старшего дошкольного возраста, освоение ими норм и правил современного общества.
Ключевые слова: социализация дошкольников, личностно-ориентированные технологии.
Публикация «Личностно-ориентированные технологии в позитивной социализации дошкольников» размещена в разделах
Одним из условий эффективности качественных изменений деятельности ДОУ является использование инновационных технологий.
Цель современных технологий заключается в обеспечении высокого качества образования, ориентированного на достижение определенных образовательных результатов. Одним из ведущих образовательных результатов дошкольного возраста является создание психолого-педагогических условий для успешной социализации личности ребенка. Одной из задач воспитания дошкольников – это создание комплекса условий, в которых у ребенка актуализируется потребность в общении и во взаимодействии со сверстниками, во взрослыми. Процесс взаимодействия при этом должен иметь определенную направленность, содержание которой раскрывается в контексте детской деятельности. Совместная деятельность способствует обогащению познавательного развития, способствует развитию инициативы, творчества, формирует личностные качества - эмпатию, потребность выражать и проявлять заботу о ближнем, духовно-нравственные ценности.
Достижение педагогической деятельности в области эффективной социализации выражается в способности ребенка устанавливать социальные контакты с учетом культурологических, этических и нравственных принципов, содержание которых обеспечивается в процессе совместной деятельности. Процесс социализации неразрывно связан с процессом общения ребенка в социальном пространстве. Процесс социализации является длительным, нелинейным, имеет возрастные возможности, потребности и ограничения. На этапе дошкольного возраста закладываются основы социализации. Успех достижения задач в области социализации детей определяет эффективность обучения ребенка в школе, эффективность вхождения в мир взрослых.
В своей педагогической практике я активно работаю над внедрением личностно ориентированных технологий, способствующих позитивной социализации дошкольников, разработанных И. С. Якиманской.
«Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность. Происходит «встреча» задаваемого и субъектного опыта. Своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, преобразование. Что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентированная педагогика» [3].
Основа личностно-ориентированной педагогики - это взаимопонимание между ребенком и педагогом. Ребенок нуждается в поддержке. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.
Основная форма взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно-ориентированного взаимодействия не может быть не партнерской. Дети должны почувствовать свою безопасность, тогда они доверятся воспитателю, и начнется взаимный обмен информацией, теплом, любовью.
Осуществление воспитательно-образовательной деятельности ведется на основе учета личностных особенностей детей. Я использую разнообразные формы общения, диалоги, беседы на нравственные темы. Дети приобретают новые знания и умения в различных образовательных ситуациях, закрепляют их с помощью дидактических, настольных игр, изготовленных совместно с родителями, воспитателями.
Наши дети, начиная с младшего дошкольного возраста, приучены к осуществлению коллективного и индивидуального выбора занятий, форм и способов их выполнения. Центры активности в групповом пространстве расположены так, что дети небольшими группами объединяются по своим интересам. Кто-то строит здания, обыгрывает постройки игрушками; кто-то испытывает новые машинки, соревнуясь в скорости; кто-то готовит ужин для гостей, экспериментирует в центре воды и песка, рисует. Но, самыми длительными и любимыми для наших детей являются настольно-дидактические игры, лото, домино по темам ознакомления с окружающим. Тем самым, развивается речь, усидчивость, внимание, расширяется кругозор детей.
Мы оцениваем и результат деятельности, и сам процесс его достижения: как ребенок размышляет, как делает, какие эмоции испытывает.
Огромную роль в позитивной социализации, на примере нашей группы «Ручейки», начиная с младшего возраста, играют театрализованные игры, игры драматизации. Знакомясь с положительными и отрицательными героями народных сказок, дети получают первый социальный опыт. Переносят его в свой мир, мир отношений между сверстниками. У детей начинают проявляться гуманные чувства, такие как сочувствие, доброта, внимание, забота, любовь к родителям.
«Доброта воспитывается добротой, любовь воспитывается любовью, радость воспитывается радостью, терпение воспитывается терпением, благородство - благородством.» [1].
В старшем дошкольном возрасте мы начинаем использовать элементы гуманно-личностной технологии в социализации становления личности через занятия социального театра Ш. А. Амонашвили «Создание образов персонажей». «Педагогическая технология «Создание образов персонажей» на занятиях «Социального театра» призвана показать детям важность внутреннего и внешнего развития характеров персонажей. Воспитатель помогает ребятам научиться представлять себе и выражать в инсценировке физическую и нравственную стороны жизни своего персонажа (поведение, манеры, походку, манеру речи, семейное положение, цели, к которым он стремиться, мечты)» [2].
Одной из основных задач нашего детского сада является позитивная социализация дошкольника. Новые технологии социализации позволили эффективно сформировать и развить у детей старшего дошкольного возраста саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность - именно те качества, которые необходимы не только для успешной адаптации и обучения в школе, а также для жизни в современном обществе.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга первая [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амрита - Русь, 2017. - 144с.
2. АмонашвилиШ. А. Гуманно-личностные технологии в социализации становления личности через занятия социального театра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru). v.socialnogo-teatra-shaamonashvili. (дата обращения 04.12.2020).
3. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования [Электронный ресурс]. - Режим досутпа: /https://docplayer.ru /30101029-Lichnostnoorientirovannoe-razvivayushchee-obuchenie-i-s-yakimanskaya.html.