Марина Елькина
Логопедические игры на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические игры на прогулке
Лето – удивительная и благоприятная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в это период они много времени проводят на свежем воздухе. Пребывание дошкольников на прогулке в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
Публикация «Логопедические игры на прогулке» размещена в разделах
И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что – то новое, был наполнен интересным содержанием и те знания, что в течение учебного года давались детям воспитателями, учителем – логопедом не растерялись во время летнее – оздоровительного периода.
Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, очень важно закрепление ранее изученного материала. И поэтому летний период как нельзя лучше подходит для использования этой цели, совмещая мероприятия развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.
Вспомните, как загораются у малышей, когда вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Игра для детей - это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие внимания.
Игры, разработанные для детей дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, можно проводить в летний оздоровительный период на участке детского сада или на спортивной площадке.
Предлагаемые игры помогут логопедам и воспитателям закрепить изученный материал в течение года, а также повысить эмоциональный настрой детей, создать благоприятную установку на дальнейшее обучение.
Свободное общение в играх позволит детям с речевыми нарушениями совершенствовать и закреплять навыки, полученные в процессе образовательной деятельности за год.
«Кто самый внимательный»
Цель. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Услышав заданный звук в слове, произнесенным педагогом, дети подают сигнал – хлопают в ладоши, рисуют на асфальте мелками определенного цвета квадратики или кружочки.
«Звенит – жужжит»
Цель. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Называются слова со звуками (З) или (Ж). Если дети услышат звук (З) в словах, дети говорят «звенит», а если звук (Ж, дети говорят «жужжит».
«Наоборот»
Цель. Развитие фонематического восприятия.
Педагог произносит слог или звук, ребенок произносит слог или звук с оппозиционным звуком (с – ш).
«Найди звук в слове»
Цель. Развитие фонематического восприятия.
Потребуются цветные мелки для рисования. На асфальте рисуются домики для звуков. Произносится слово с заданным звуком. Определяется местоположение звука в слове: в начале, в середине или в конце Вопрос: «В каком домике живет звук?» Рисуется окошечко в определенном домике, определенного цвета.
«Живые звуки»
Цель. Развитие фонематического восприятия.
Педагог выбирает из детей «живые звуки», дает им соответствующие карточки (синего, зеленого, красного цвета). Дети договариваются, каким звуков будет каждый, затем педагог просит детей составить из звуков определенное слово. Дети, у которых оказались данные звуки, выстраиваются в нужном порядке, составляя слово.
«Деформированные предложения»
Цель. Формирование грамматических категорий.
Детям предлагаются вразнобой слова.
Например: парк, дети, гулять.
плавать, рыбка, аквариум.
Педагог просит детей составить предложение. Затем можно зарисовать получившиеся предложения на асфальте мелками.
«Найди свой дом».
Цель. Закреплять знания о домашних и диких животных. Активизировать словарь (глаголы, прилагательные). Развивать мелкую моторику рук.
На асфальт нанесены символические изображения елки и дома.
Педагог предлагает вспомнить домашних и диких животных, рассказать, где они живут, какую пользу приносят. Сообщает, что животные не могут найти свой дом, и предлагает нарисовать диких животных в лесу – в деревне (под символом «дом»).
Выставляется наборное полотно картинки с изображением частей тела животных и задает вопрос: «Чьи части тела вы узнали?» ( При ответе дети используют притяжательные прилагательные: лисий хвост, медвежье ухо, коровье копыто и т. д.)
«Один – много».
Цель. Упражнять в образовании имен существительных родительного падежа множественного числа. Развивать мелкую моторику рук.
(Потребуется наборное полотно)
Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением фруктов (одного или нескольких). Предлагает назвать, каких фруктов много (апельсинов, яблок, лимонов, мандаринов, и нарисовать их на асфальте.
«Повтори штриховку».
Цель. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать навыки пространственной ориентировки, мелкую моторику рук.
Детям раздают заштрихованные геометрические фигуры. Такие же фигуры, но не заштрихованные изображены на асфальте.
Педагог описывает геометрическую фигуру. Ребенок, имеющий такую же фигуру подходит к такой же, нарисованной на асфальте и, заштриховывает ее.
«Кроссворды».
Цель. Закреплять навыки выделения звука в слове, соотнесения звука с буквой. Развивать воображение, память, мелкую моторику рук. Навыки пространственной ориентировки.
Педагог выставляет на наборном полотне кроссворды и предметные картинки – ответы. Так же кроссворды начерчены на асфальте.
Первый кроссворд
1. Домик, сделанный из веток и соломы.
(Шалаш)
2. Высокое болотное растение.
(Камыш)
3. Маленькое серое животное с длинным хвостом.
(Мышка)
Второй кроссворд
1. Предмет, из которого пьют чай.
(Чашка).
2. Предприятие, выпускающее машины.
(Завод).
3. Что зеленеет весной на газонах?
(Трава).
Третий кроссворд
1. Кто всех будит по утрам?
(Петух).
2. В сосне дупло,
В дупле, тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
(Белка).
3. Как называется помещение, где мама готовит обед?
(Кухня).
«Составь слово из слогов».
Цель. Закреплять умение считать слоги в словах, составлять слова из слогов.
Педагог раздает детям слоги, напечатанные на карточках разного цвета. На асфальте изображены схемы слогов для слогового анализа. По команде педагога к первой схеме подходят дети с розовыми карточками, выкладывают слово, читают его и прохлопывают слоги
Аналогично выполняют задание дети с карточками другого цвета. (Вода, пила, река, роза, кино.)
«Отгадай слово».
Цель. Закреплять навыки выделения звуков в словах. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Развивать воображение, память, мелкую моторику рук.
Дети отгадывают загадки. Находят на асфальте звуковые схемы слов отгадок и печатают под схемами буквы.
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло.
(Сова).
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделиться медком.
(Пчела).
На узенькой дорожке
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
(Улитка).
На странице букваря
Тридцать три богатыря
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы).
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
(Собака).