Елена Василькина
Лэпбук и его возможности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
«Лэпбук и его возможности в экологическом воспитании
детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных проблем современности. Чем раньше начинается этот процесс, тем более ощутимыми будут результаты, и первоочередная задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
Публикация «Лэпбук и его возможности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Природа, планета Земля, экология
- Экологические лэпбуки
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Необходимо отметить, что среди приоритетов ФГОС ДО – развитие в каждом ребенке физических и морально-духовных качеств, воспитание сознательного члена общества, а также формирование инициативной, нестандартно мыслящей, способной на творческий подход личности. Поэтому одним из ведущих направлений работы в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов, формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, создание условий для поддержки и развития в дошкольниках интереса к открытиям, расширению опыта в познании мира.
Следует отметить, что высокая активность в изучении окружающей среды, которую малыш раскрывает через опыт личных действий, впечатлений, ощущений и переживаний, – это естественное состояние ребенка. Любознательность у детей – норма, эту характеристику считают одним из признаков одаренности, поэтому замечательно, когда ребенок задает вопросы, и вызывает настороженность, если их нет. Интеллектуальная пассивность детей часто связана с ограниченностью интеллектуальных впечатлений и интересов ребенка. Однако ряд научно-педагогических исследований подтверждает, что дети, не справляющиеся с заданием учебного характера, очень быстро решают его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.
Исходя из этого, перед каждым современным педагогом сегодня остро становится вопрос поиска новых методов и форм, инновационных подходов в своей профессиональной деятельности, направленных на формирование у детей желания задавать вопросы, самостоятельно добывать знания и оперировать ими, мыслить творчески и креативно.
В связи с этим мною была начата работа по освоению нового средства обучения детей дошкольного возраста – лэпбука.
«Лэпбук» (от англ. lapbook) представляет собой самодельную интерактивную папку с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В лэпбуке сосредотачивается материал по определенной изучаемой с детьми теме. В процессе работы с лэпбуком ребенку самостоятельно, совместно со взрослым или сверстниками предоставляется возможность выполнить серию творческих игровых заданий.
Лэпбуки многозадачны и многофункциональны, они являются отличным способом для закрепления какой-либо темы, повторения пройденного программного материала, а также их можно весьма удачно использовать при освоении детьми нового содержания. Поэтому в зависимости от образовательных задач работа с лэпбуком осуществляется по-разному.
Мною был изготовлен тематический экологический лэпбук.
Целью создания данного пособия стало закрепление у детей в доступной и интересной игровой форме основных понятий, связанных с темой экологии и охраны окружающей среды.
Создание лэпбука началось с определения темы – формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста, составления плана работы над ним – определения содержательных разделов, их композиционного и смыслового размещения, продумывания заданий, и последний этап – составление макета лэпбука.
После того, как был проработан макет и из листов картона создана основа лэпбука – папка, снаружи и изнутри были наклеены листы фона, я приступила к заполнению разделов. Работа над выбранной темой предполагает, на мой взгляд, необходимость охвата всех образовательных областей, на что я и ориентировалась при наполнении пособия.
На примере личного практического опыта мы можем подтвердить, что использование экологического лэпбука способствует эффективному решению ряда важных образовательных задач:
Лэпбук помогает дошкольникам выбирать информацию, лучше понимать и запоминать материал, связанный с проблемами охраны окружающей среды, природного мира;
пособие учит детей самостоятельно собирать и анализировать информацию, закладывает навыки учебной деятельности;
лэпбук является эффективным способом запомнить информацию, самостоятельно (в свободной форме) повторить ранее пройденный материал;
он дает широкие возможности для использования в групповой и подгрупповой работе, в том числе с детьми разного возраста;
способствует развитию творческих способностей и коммуникативных навыков у дошкольников.
Подводя итоги, отмечу, что объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, экологический лэпбук дает возможность воспитателю построить деятельность по познанию окружающего мира и формированию бережного отношения к природным ресурсам на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Лэпбук - это эмоционально, ярко, увлекательно и интересно для дошкольников и педагогов!