Черепанова Ирина Сергеевна
Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста»
НАПРАВЛЕНИЕ: социально-личностное
ВОСПИТАТЕЛЬ: Черепанова Ирина Сергеевна.
ГРУППА: Старшая, подготовительная (дети от 5 до 7 лет)
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 01.09.2022 год
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: 01.06.2024 год.
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: совместная.
ЦЕЛИ:
- изучение новых подходов и идей в своей педагогической деятельности посредством использования метода «лэпбука»;
Публикация «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме.
2. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков, как средства обучения детей дошкольного возраста.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У нас, как у педагогов сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
• овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста («лэпбук»)
• умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
У детей сформируется:
• творческие способности, коммуникативные навыки, синтезировать полученные знания;
• социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
• повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
Ожидаемый результат.
Для детей: повышение познавательной активность, самостоятельности, инициативности, возможность применять полученный опыт в новых жизненных ситуациях;
Для педагогов: грамотная и качественная организация воспитательно – образовательную работы с детьми, отбор содержания образования и использование его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, эффективное выстраивание партнерских отношений с родителями.
Для родителей: повышение уровня компетентность родителей в вопросах образования и развития дошкольников, активное участие в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
Что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Лэпбук – разновидность метода проекта.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1 целеполагание (выбор темы)
2 разработка лэпбука (составление плана)
3 выполнение (практическая часть)
4 подведение итогов.
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
1. организационную (экскурсии, походы)
2. техническую (фото, видео)
3. информационную (сбор информации для лэпбука)
4. мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Чем для нас стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?
Во-первых, Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.)
Ну и, в конце концов, это просто интересно.
В результате данной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Преимущества использования Лэпбуков:
1. ребенок самостоятельно собирает нужную информацию
2. структурирует большой объем данных
3. побуждает интерес у детей к познавательному развитию
4. может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым
5. развивает креативность и творческое мышление
6. простой способ запоминания
7. объединяет людей для увлекательного и полезного занятия
Эффективно использовать Лэпбук можно, как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Из чего состоит лэпбук?
Лэпбук - это папка формата А-3, А-4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
1. Е. Блохина, Т. Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга»
Журнал «Обруч № 4 2015 год.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС.
3. Терентьева Н. А. «Лепбук, как вид совместной деятельности взрослого и ребенка».
4. Ю. В. Кириллова «Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО», изд. Детство-пресс.
5. В. А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками»,
изд. Центр педагогического образования.
6. Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», изд. ТЦ Сфера.
7. Изучение интернет ресурса.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.
Совместная деятельность – одна из перспективных форм развивающего обучения. В ее недрах набирает силы познавательный интерес детей к различным областям знания и созревают навыки сотрудничества. Значимым является утверждение В. А. Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость ФГОС ДО п. 4.6
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
«…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…»
Цель опыта работы: организация совместной деятельности взрослого и детей, направленной на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс посредством технологии «лэпбук».
Этапы создания «лэпбука»:
1. Выбор темы.
Тема должна быть интересна ребенку, выполнима (соответствовать возрасту, оригинальна.
2. План «лэпбука»
Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук.
3. Макет (составляется схематично, что и где будет располагаться).
4. Оформление (непосредственное исполнение, подбор материала).
Преимущества работы с лэпбуком
Для детей
* Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
* Лэпбук помогает структурировать сложную информацию, делает интересной не привлекательную для ребенка тему.
* Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
* Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, формируя навыки школьного обучения.
* Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Ребенок становится создателем собственной книги, дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.
* Обеспечивает равенство возможностей всех детей.
* И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Преимущества работы с лэпбуком
Для педагогов
* Лэпбук хорошо подойдет для занятий в разновозрастных группах, где одновременно будут заняты несколько детей и обмениваться своим опытом.
* Лэпбук позволяет эффективно организовывать индивидуальные и подгрупповые занятия. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с
играми-карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.).
* Лэпбук – разновидность метода проекта. Его создание содержит все этапы проекта:
1) целеполагание (выбор темы);
2) разработка лэпбука (составление плана);
3) выполнение (практическая часть);
4) подведение итогов.
* Лэпбук – это разновидность и познавательно- исследовательской деятельности. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их
сами в процессе собственной исследовательско – познавательной деятельности.
* Лэпбук – это средство для повышения педагогического мастерства, проявления креативности, компетентности педагога.
Преимущества работы с лэпбуком
Для родителей
Создание лэпбука – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Он помогает объединить всю семью для увлекательного и полезного занятия.
Родители обеспечивали следящие виды поддержки:
1) организационную (семейные экскурсии, походы, поездки)
2) техническую (фото, видео)
3) информационную (сбор информации для лэпбука)
4) мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
5) материальную (снабжение нетрадиционными материалами
для практическое деятельности)
Положительные стороны лэпбука.
* Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как создатель воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
* Лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ребенок, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Преимущества материально-технического оснащения.
*Не требует больших материальных затрат. Используются компьютер, принтер для
распечатывания шаблонов и заготовок, разнообразная бумага. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.
* Не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов.
* Необходимый материал находится в свободном доступе в сети интернет.