Малые формы фольклора для организации двигательной активности детей группы раннего возраста

Елена Хабибулина
Малые формы фольклора для организации двигательной активности детей группы раннего возраста

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.

Одним из факторов, формирующих здоровье ребенка, является

двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования.

Двигательная деятельность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка. Разнообразные движения, составляющие содержание двигательной деятельности детей, являются биологической потребностью ребенка. Без удовлетворения этой потребности ребенок не сможет правильно развиваться и расти здоровым. Движения пронизывают все виды детской деятельности.

Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребенка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность.

Одним из путей улучшения психофизического состояния детей является использование средств фольклора в процессе физического воспитания.

Фольклор как сокровищница народов находит свое применение в различных разделах работы с детьми: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательной способностей у детей и позволяя им проявить инициативу в двигательной активности детей.

Детский фольклор развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Каждое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности.

Играя с маленькими детьми в знаменитые «Ладушки», «Сорока-ворона», прекрасная зарядка для рук. Здесь и координация движений, и– точечный массаж ладошки («кашу варила», всех пальцев («этому дала») и тд. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают двигательную активность детей.

Можно посадить ребенка на колени и рассказать ему потешку:

Батюшке – сажень!

Матушке – сажень!

Братцу – сажень!

А мне – долга, долга, долга!

При каждом стихе ручки ребёнка складываются и снова расправляются, а при последних словах – ещё более. Ребёнок при этом обыкновенно смеётся от удовольствия и начинает сам делать ручонками сажени.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима детей. Здесь используется различный фольклорный материал: потешки, стихи. Например, утренняя гимнастика для малышей можно провести с погремушками:

Ходьба по залу, в руках погремушки.

Киска-киска,

Киска-киска, брысь.

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Для малышей очень важен игровой момент. Поход в гости к любимому герою или неожиданное появление интересного гостя сопровождаются текстом потешек, например:

«Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.»

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомой потешки. Поэтому нужно подбирать несложные ритмичные потешки, в которых словами отражены определённые действия.

Для отдыха и расслабления на занятиях педагог использует различные

физкультминутки, например:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

- С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел!

Дети с удовольствием выполняют оздоровительную гимнастику после сна, особенно когда она проходит под народную музыку, с использованием потешек, считалок, создающую радостный настрой.

Роль потешек и сказочных героев очень велика, они используются не только для физического и психического развития детей, но и обогащают их знания об окружающем мире. Фольклорный материал используется и на физкультурных занятиях. В основном, это потешки на имитацию движений животных, птиц (все движения детям знакомы по персонажам сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», дети лучше представляют образ персонажа и стараются как можно выразительнее передать его). Образ также помогает качественнее выполнить движение. Например: на потешку «Вдоль по реченьке лебедушка плывет, выше бережка головушку несет» дети стараются идти плавно, тянуть носочек, спинка прямая, голову прямо. На потешку «Я котик, я котик, по двору гуляю, хвостиком виляю», дети изображают мягкие подушечки лапок, как крадется тихо котик, и др. В подвижных играх по русским потешкам дети не только изображают животных, но и проговаривают слова, что способствует регулировке дыхания и развитию артикуляционного аппарата. Очень нравится детям изображать персонажи сказок, например: ''Теремок'': тут и мышка — норушка, дети стараются бегать или ходить тихо; лягушка-квакушка — прыжки или приседания; зайка, ежик, волчок, красавица-лиса, медведь — все герои помогают выполнять упражнения, в которых идет нагрузка на разные группы мышц. Такая форма проведения занятий и утренней гимнастики способствует развитию физической активности детей, развивается воображение, фантазия, и дети учатся более осмысленно владеть своим телом. Движения становятся ритмичнее, слаженнее, увереннее.

Включая фольклор в процесс воспитания, необходимо соблюдать определенные условия: Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски — используется в соответствии с возрастными особенностями детей.

Большое значение уделяется качеству выполнения упражнений, яркому и образному выполнению движений детьми. Учитывается, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой — грамотное использование фольклорного материала.

При использовании народных подвижных игр необходимо учитывать уровень двигательных умений и навыков детей, принцип сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач. Дети активно участвуют в народных играх, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают яркие игровые образы: например, ребенок идет твердым шагом — «волк идет», с гордой осанкой — «лиса — всему краса».

Очень нравятся детям театрализованные игры с использованием имитаций, инсценировок, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения, помогает яркому, образному их выполнению:

- легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки;

- вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»;

- весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «Петушок - Золотой гребешок».

На прогулке также можно использовать фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Гуси-гуси» и др.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Общеизвестно, что игра — способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка.

Фольклорные игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд (отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. Здесь нам на помощь приходят мудрые народные считалки. Дети с большим удовольствием их разучивают и применяют как в двигательной деятельности, так и в свободной.

Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию нравственных качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа.

Итак, под воздействием фольклорных физкультурных занятий, и других форм работы с детьми с включением фольклора, происходят существенные изменения в физическом развитии детей. Двигательная деятельность приобретает осознанный мотивированный целенаправленный характер. В известной степени у детей развиваются самостоятельность, настойчивость, двигательные умения и навыки. Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности, на формирование эмоционально-волевой сферы. Можно также отметить, что использование фольклора в развитии двигательной активности, оказало положительное влияние на общее и речевое развитие детей, способствует развитию личности ребенка, его интеллекта.

Список использованной литературы

1. Асташина М., Трещев О. Фольклор в физическом воспитании дошкольников. /Дошкольное образование. - 1997. - №3

2. Асташина М. П. Фольклор как одно из средств развития творческих способностей дошкольников в процессе физического воспитания // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Материалы науч. конф. (22 - 27 апреля 1996).- Омск, 1996.-С. 34 - 36.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс,2004.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

5. Раскова Г. В., Власова Т. А., Иванова Ж. Н. Русский фольклор в оздоровительной работе с детьми [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 71-74.

6. Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа. - М. 2003г.

Публикации по теме:

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей раннего возраста "Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей" Занятия одна из форм организации, в которой осуществляется обучение детей,.

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей Использование фольклора в развитии двигательной активности детей Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории.

Опыт работы воспитателя «Значение подвижных игр в организации двигательной активности детей младшего школьного возраста» .

Конспект НОД по двигательной активности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Зимняя прогулка»Конспект НОД по двигательной активности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Зимняя прогулка» Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Учить умению сохранять равновесие.

Конспект НОД в группе раннего возраста по развитию двигательной активности «В поисках пропавших лучиков»Конспект НОД в группе раннего возраста по развитию двигательной активности «В поисках пропавших лучиков» Цель: создать предметно-развивающую среду с целью развития двигательной активности у детей раннего возраста. Задачи: 1. Формировать умение.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Малые формы фольклора — пословицы» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством - малыми формами фольклора - пословицами. Учить осмысливать.

Конспект прогулки по организации двигательной активности детей на улице «Прогулка в волшебный лес» Цель: развитие двигательной активности детей на прогулке посредством подвижных игр. Задачи: образовательные: Формировать умение ориентироваться.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Малые формы фольклора для организации двигательной активности детей группы раннего возраста
Опубликовано: 14 мая 2019 в 11:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове»
Ни для кого не секрет, что обучение грамоте в дошкольном возрасте одно из самых трудных направлений в работе. У детей из-за активной умственной...
Интересная встреча или друг из Америки
Утро пятницы наши ребята ждали с нетерпением. Воспитанников групп компенсирующей направленности № 5 и 6 пригласили в городскую библиотеку им. В. Я. Ерошенко...
Конспект занятия по декоративной лепке «Листья танцуют и превращаются в деревья»
Конспект занятия по декоративной лепке "Листья танцуют и превращаются в деревья" Задачи : Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с...