Лучший педагог года

Манкотерапия, как средство коррекции речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Пчелинцева Анастасия
Манкотерапия, как средство коррекции речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

С каждым годом число детей с ТНР возрастает. Наряду с нарушением звукопроизношения у таких детей недостаточно развито внимание, память, эмоционально-волевая и мотивационная сферы. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни дошкольники склонны к раздражительности, колебаниям настроения, часто проявляют грубость, непослушание, двигательное беспокойство, которое усиливается при утомлении. Другие дети пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Кроме того, у многих дошкольников с ТНР моторика отличается общей неловкостью, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Публикация «Манкотерапия, как средство коррекции речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Для достижения у дошкольников с ТНР данного целевого ориентира необходимо поддерживать интерес к занятиям, снимать эмоциональное и мышечное напряжение, возникающее в ходе коррекционной работы, находить новые эффективные средства, тем самым, сокращая сроки этапов коррекционного воздействия и направляя усилия на активизацию самостоятельной речи.

Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка. И я не могу с ним не согласиться. Поэтому, я активно использую в своей работе с детьми аналог песка – Манную крупу. Манная крупа имеет ряд преимуществ перед песком: она дешевая, она доступная, ее с лёгкостью можно окрасить в различные цвета, за счет чего детям она нравится больше. Она абсолютно безвредна, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада.

Целью манкотерапиии является создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач.

Задачи:

1. Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;

2. Развивать мелкую моторику рук;

3. Автоматизировать нарушенные звуки;

4. Развивать диафрагмальное дыхание;

5. Освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

6. Развивать фонематический слух и восприятие;

7. Изучать буквы, обучать грамоте.

8. Обогащать и активизировать словарь родного языка;

9. Формировать лексико-грамматические категории языка;

10. Развивать связную речь.

В качестве песочницы используется специальный контейнер, разнос. Для организации игр имеется большой набор миниатюрных предметов и игрушек на различные лексические темы:

• животные (домашние, дикие);

• птицы (дикие, домашние);

• обитатели водного мира ;

• мебель;

• посуда и продукты питания;

• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);

Так же используются пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, заламинированные картинки.

Для усиления воздействия манкотерапии в процессе игр и упражнений можно использовать музыкальное произведение, например: релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.

Разделим игры с манкой на несколько блоков :

1. Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

- «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

- «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем крупы. Сдувая - ребенок открывает изображение;

- «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку ;

- «Помоги зайцу»- в крупе делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

- «Дорога к другу»- расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

- «Секрет»- неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием крупы обнаружить спрятанное;

2. Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

- положить ладони на крупу, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в крупу, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы, и легкими движениями создавать «волны».

- погрузить пальцы и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .

3. Артикуляционные упражнения.

-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по крупе» .

- «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще крупы.

- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по крупе в том же направлении.

- «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по крупе.

- «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по крупе.

4. Автоматизация звуков.

- «Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по рассыпанной на поднос крупе. Вариант этого упражнения – рисовать букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий, проводя мизинцем дорожку.

- «Горочка»- набрать в руку крупы и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в крупе игрушек игрушку со звуком С и, набрав крупы и произнося этот звук, засыпать ее.

- «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по крупе ладошками.

- «Совпадение» - логопед закапывает игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает крупу. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

5. Развитие фонематического слуха.

- «Спрячь ручки» - прятать руки в крупу, услышав заданный звук.

- «Слоговые дорожки» - рисовать круги на крупе, проговаривая слоговые дорожки.

- «Водолаз» - со дна контейнера с крупой, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

- «Два моря» - контейнер с крупой делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).

- «Два города» - под толстым слоем спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

6. Формирование слоговой структуры слова.

-«Полоски»- ребенок чертит на крупе заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

-«Исправь ошибку»- логопед чертит на крупе ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

-«Раздели слово на слоги»- ребенок печатает на крупе заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

-«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует столько кругов, (квадратов, треугольников и т. д., сколько слогов в слове.

7. Совершенствование грамматического строя речи.

-«Лодочка» - в этом игровом упражнении можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

- «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

- «Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в крупе различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

8. Звуковой анализ слова и предложения.

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

9. Обучение грамоте.

- «Напиши на крупе» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.

- «Буква потерялась» Детям 7 лет можно предложить написать на манке короткое слово (с одним слогом, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

10. Связная речь.

- «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на крупе мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

- Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа.

Использование манкотерапии как вида современной арт-педагогики в логопедической работе с дошкольниками является уникальным средством развития ребёнка. Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир. всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

Публикации по теме:

Биоэнергопластика, как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка и, рассматривается в современном воспитании как.

Использование интерактивного оборудования в коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Руководитель: добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вам принять участие в педагогической мастерской на тему «Использование интерактивного.

Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой и автоматизация.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше.

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников Слайд 1. Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции.

Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений» Профилактика речевых нарушений через игры с песком Марина Крайчикова Актуализация знаний о приемах песочной терапии, как средство коррекции.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Районное методическое.

Развитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговицРазвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц азвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц. Самый благоприятный.

Среда «Фиолетовый лес» как средство формирования речевых умений у детей дошкольного возраста Аннотация. В статье идет речь о предметно – пространственной среде «Фиолетовый лес» в основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения.

Эффективность использования мнемотехники при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Манкотерапия, как средство коррекции речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 06:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД