Аскерова
Мастер-класс как одна из форм работы ДОУ с семьями воспитанников
«Мастер –класс, как одна из форм работы ДОУ с семьями воспитанников»
Одной из наиболее интересной и продуктивной формой работы с родителями является мастер-класс.
Так что же такое мастер-класс? Обратимся к высказыванию ученых: мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у педагога-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. М. М. Поташник. В переводе с английского, мастер означает – лучший в какой-либо области + класс – занятие, урок.
Публикация «Мастер-класс как одна из форм работы ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. Мастер-класс проводится с целью повышения педагогической компетентности родителей и оптимизации детско-родительских отношений. Иными словами цель мастер –класса : Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья.
Мастер — класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, поэтому, именно мастер-класс позволяет сформировать у них интерес к совместной деятельности в комфортной, непринужденной обстановке. На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения.
Потому задачами мастер класс являются :
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
• объединить усилия для развития и воспитания детей
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В трудах таких ученых, как: М. М. Поташник, В. В. Сериков и Т. И. Шамова, отмечается что мастер класс обладает следующими признаками:
• мастер – класс имеет обучающую цель;
• педагог — это мастер
• все остальные участники, находятся в роли учеников;
• все действия выполняются пошагово, по алгоритму;
• по окончанию мастер – класса каждый участник приобретаем новое умение.
По видам и разновидности мастер- классов делятся :
• по направлениям (обучающие, развлекательные, ознакомительные);
• по возрастным категориям (для детей, для родителей, смешанные).
При организации мастер-класса необходимо руководствоваться основными принципами:
• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
• Индивидуальный подход
• Сотрудничество, а не наставничество
• Серьезная подготовка
• Динамичность
Всегда нужно помнить, что доброжелательный стиль общения педагога – это создание ситуации успеха у родителей и детей. Настрой участников мастер-класса на совместный успех, поддержка инициативы и творчества – тоже важные моменты. В общении с родителями нельзя использовать требовательный и категоричный тон.
Педагог, общаясь с родителями в процессе проведения мастер-класса, не должен забывать про индивидуальных подход. Сотрудничество, а не наставничество. Нужно почувствовать настроение папы или мамы и не навязывать свое мнение, а аккуратно предлагать новые пути взаимодействия с ребенком.
Не для кого не секрет, что современные родители, в большинстве своем, люди грамотные, осведомленные и хорошо знают, что и как нужно делать с собственными детьми. Поэтому педагогу лучше выбрать не позицию наставления и простой пропаганды педагогических знаний. Гораздо эффективнее сегодня проходит создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, как в простых, так и в сложных педагогических ситуациях, и творческом взаимодействии.
Готовиться к проведению мастер-классов нужно серьезно. Даже небольшое мероприятие требует качественной подготовки. Слабо подготовленный мастер-класс может оставить чувство неудовлетворенности у всех участников.
Чтобы мастер-класс носил развивающий характер, нужно разработать определенный алгоритм действий:
• определение темы
• выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагогов;
• составление плана проведения мастер-класса;
• распределение ролей взрослых;
• изготовление пригласительных билетов;
• подготовка материалов для мастер-класса;
• организация фотофиксации процесса и результатов;
• подведение итогов (обязательная часть, которая включает вопросы, обмен опытом его участников. Именно здесь мы делимся эмоциями от мероприятия, говорим о том, где мы можем применить полученные умения, строим планы на будущее).
Исходя из этого можно сказать, что мастер-класс имеет определё нную структуру:
1. этап подготовительно-организационный, (актуальность проблемы);
2. этап – основной (освещена теоретическая часть, презентация системы работы, актуализация знаний участников по данной проблеме, объединение в группы, практическая часть);
3. этап – заключительный (представление выполненных работ и подведение итогов, обсуждение мастер – класса).
А также мастер-класс имеет свои важнейшие особенности, а именно:
• метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
• создание условий для включения всех в активную деятельность;
• приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
• форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
При подготовке мастер-класса, следует обратить внимание на то, что в технологии проведения одна из важнейших задач для Мастера — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности. То есть, основной принцип мастер-класса : «Я знаю, как это делать. Я научу вас». При этом, мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Из опыта работы.
Для того, чтобы спланировать работу в данном направлении, необходимо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального статуса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет грамотно выстроить работу, сделать ее эффективной. В ходе анкетирования родителей, выявления потребностей и запросов, можно выявить интерес семьи к такой нетрадиционной форме как организация мастер–классов.
Исходя из опыта работы, мы применяем мастер — класс в ходе родительских собраний, праздников, семинаров-практикумов.
Тематика мастер-классов определяется не только планом работы воспитателей, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети. Возможны такие темы как :
- При подготовке к проведению новогоднего утренника, можно организовать различные мастер – классы, например: по подготовке карнавального костюма, по вырезанию снежинок, по созданию вытынанки – это вырезание из бумаги (дословно "вытынать" значит "вырезать", украинские корни);
-В преддверии праздника Пасхи мастер - класс «Виды росписи яиц»;
- В ходе подготовки к весенним праздникам можно организовать мастер-класс по изготовлению жаворонков из теста;
-Приобщая детей дошкольного возраста к русской культуре, в ходе развлечений можно организован мастер-класс по раскрытию секретов народных обрядов игр;
- Для организации развивающего пространства группы возможна организация мастер классов таких как : «Развивающие игры своими руками», «Куклы для тетра своими руками», «Пальчиковые куклы» и др.
- Также можно организовывать мастер - классы по вопросам речевого развития детей, развития мелкой моторики, развития математических представлений.
Причем в роли «мастера» может выступать как воспитатель так и родитель.
Практика показывает, что благодаря проведению мастер-классов, происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в условиях семьи.
Так к примеру совсем недавно, в МАДОУ «Детский сад № 21» был организован мастер - класс с родителями «Нетрадиционная техника рисования с детьми как эффективный способ развития мелкой моторики».
Потребностью в организации данного мастер – класса стало то, что у детей плохо развита мелкая мускулатура руки, координация движений, нет навыка держать карандаш, нет интереса к изобразительной деятельности, родители не уделяют достаточного внимания творческим занятиям детей, не активно участвую в конкурсных мероприятиях по данному направлению.
Мастер – класс с родителями
«Нетрадиционная техника рисования ладошками с элементами аппликации. Открытка для папы.»
Цель мастер-класса :
познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в творческой работе.
Задачи:
· Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности детей в домашних условиях.
· Помочь в организации благоприятных условий, для мотивации ребенка к процессу рисования.
· Познакомить с нетрадиционными приемами рисования: рисование по кругу, рисование штампами и печатанием, рисование ластиком.
· Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.
· Вызвать интерес к нетрадиционному рисованию, в разных вариантах и сочетаниях между собой.
Участники «Мастер — класса» : родители воспитанников 1 младшей группы
Место проведения: ГБДОУ «Детский сад №128», 1 младшая группа «Сказка»
Предварительная работа :
· Организация пространства для проведения «Мастер — класса».
· Подготовка выставки работ и образцов выполнен с использованием нетрадиционных техник рисования.
· Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.
· Подготовка памяток, рекомендаций для каждого родителя.
· Организация родителей на практическое занятие «Мастер — класс».
Оборудование:
- рабочее место для каждого родителя;
- бумага на каждого родителя;
- гуашь 6 цветов;
- влажные и сухие салфетки;
- листья сухие;
- кисточки №5;
- баночки для кистей;
- баночки с водой, политры;
- «штампы» из бросового материала;
- ватные палочки;
- ластики;
- ноутбук;
- аудиозапись для «рисования ладошкой», спокойной мелодии для фона.
Ход мастер – класса :
Организационный момент.
Воспитатель : Приветствие с родителями:
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться.
- Доброе утро.
- Доброе утро солнцу и птицам.
- Доброе утро приветливым лицам.
Каждый становится - добрым доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Здравствуйте, уважаемые взрослые. Добро пожаловать в группу «Сказка».
Теоретическая часть.
- Добрый вечер уважаемые родители! Все вы, побывав в нашей приемной, увидели выставку которую мы для вас подготовили. Эти интересные работы мы подобрали не случайно.
- Сегодня мы хотим познакомить вас с новым видом художественного творчества. В наших семьях живут маленькие люди – это наши дети. Дети – это следопыты, воображалы, мастера и всезнайки, им все интересно.
-Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся ребёнку в дальнейшей жизни. Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую Вам родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Существует много техник нетрадиционного рисования: рисование пальчиками, рисование ватными палочками, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ладошками, оттиск поролоном, печать по трафарету, набрызг, кляксография, монотипия, гратаж, ниткография и др.
Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
Заключительная часть
- Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Вы на мгновение вернулись в свое детство. Мы видим какие замечательные работы в нетрадиционной технике рисования у вас получились. Вы обязательно покажите их вашим детям, и мы уверены – им понравится ваше творчество!
- Смею надеяться, что теперь в совместных занятиях с детьми, вы сможете проявить свою немалую осведомленность. Желаем вам творческих успехов, применяйте полученные навыки на практике, больше времени уделяйте развитию детей, обогащайте их жизненный опыт.
Рефлексия:
Надеемся, Вы получили массу положительных эмоций и наша сегодняшняя встреча была полезной и увлекательной. Закончить нашу встречу хочется словами Василия Антоновича Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В заключении мы хотим раздать вам памятки буклеты по нетрадиционной технике рисования с детьми. Желаем дальнейших успехов. Спасибо за активное участие в мастер - классе, до новых встреч!