Папки-передвижки

Мастер-класс как одна из форм работы ДОУ с семьями воспитанников

Аскерова
Мастер-класс как одна из форм работы ДОУ с семьями воспитанников

«Мастер –класс, как одна из форм работы ДОУ с семьями воспитанников»

Одной из наиболее интересной и продуктивной формой работы с родителями является мастер-класс.

Так что же такое мастер-класс? Обратимся к высказыванию ученых: мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у педагога-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. М. М. Поташник. В переводе с английского, мастер означает – лучший в какой-либо области + класс – занятие, урок.

Публикация «Мастер-класс как одна из форм работы ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах

Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. Мастер-класс проводится с целью повышения педагогической компетентности родителей и оптимизации детско-родительских отношений. Иными словами цель мастер –класса : Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья.

Мастер — класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, поэтому, именно мастер-класс позволяет сформировать у них интерес к совместной деятельности в комфортной, непринужденной обстановке. На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения.

Потому задачами мастер класс являются :

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

• объединить усилия для развития и воспитания детей

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей

• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В трудах таких ученых, как: М. М. Поташник, В. В. Сериков и Т. И. Шамова, отмечается что мастер класс обладает следующими признаками:

мастер – класс имеет обучающую цель;

• педагог — это мастер

• все остальные участники, находятся в роли учеников;

• все действия выполняются пошагово, по алгоритму;

• по окончанию мастер – класса каждый участник приобретаем новое умение.

По видам и разновидности мастер- классов делятся :

• по направлениям (обучающие, развлекательные, ознакомительные);

• по возрастным категориям (для детей, для родителей, смешанные).

При организации мастер-класса необходимо руководствоваться основными принципами:

• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

• Индивидуальный подход

• Сотрудничество, а не наставничество

• Серьезная подготовка

• Динамичность

Всегда нужно помнить, что доброжелательный стиль общения педагога – это создание ситуации успеха у родителей и детей. Настрой участников мастер-класса на совместный успех, поддержка инициативы и творчества – тоже важные моменты. В общении с родителями нельзя использовать требовательный и категоричный тон.

Педагог, общаясь с родителями в процессе проведения мастер-класса, не должен забывать про индивидуальных подход. Сотрудничество, а не наставничество. Нужно почувствовать настроение папы или мамы и не навязывать свое мнение, а аккуратно предлагать новые пути взаимодействия с ребенком.

Не для кого не секрет, что современные родители, в большинстве своем, люди грамотные, осведомленные и хорошо знают, что и как нужно делать с собственными детьми. Поэтому педагогу лучше выбрать не позицию наставления и простой пропаганды педагогических знаний. Гораздо эффективнее сегодня проходит создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, как в простых, так и в сложных педагогических ситуациях, и творческом взаимодействии.

Готовиться к проведению мастер-классов нужно серьезно. Даже небольшое мероприятие требует качественной подготовки. Слабо подготовленный мастер-класс может оставить чувство неудовлетворенности у всех участников.

Чтобы мастер-класс носил развивающий характер, нужно разработать определенный алгоритм действий:

• определение темы

• выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагогов;

• составление плана проведения мастер-класса;

• распределение ролей взрослых;

• изготовление пригласительных билетов;

• подготовка материалов для мастер-класса;

• организация фотофиксации процесса и результатов;

• подведение итогов (обязательная часть, которая включает вопросы, обмен опытом его участников. Именно здесь мы делимся эмоциями от мероприятия, говорим о том, где мы можем применить полученные умения, строим планы на будущее).

Исходя из этого можно сказать, что мастер-класс имеет определё нную структуру:

1. этап подготовительно-организационный, (актуальность проблемы);

2. этап – основной (освещена теоретическая часть, презентация системы работы, актуализация знаний участников по данной проблеме, объединение в группы, практическая часть);

3. этап – заключительный (представление выполненных работ и подведение итогов, обсуждение мастер – класса).

А также мастер-класс имеет свои важнейшие особенности, а именно:

• метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

• создание условий для включения всех в активную деятельность;

• приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

При подготовке мастер-класса, следует обратить внимание на то, что в технологии проведения одна из важнейших задач для Мастера — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности. То есть, основной принцип мастер-класса : «Я знаю, как это делать. Я научу вас». При этом, мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Из опыта работы.

Для того, чтобы спланировать работу в данном направлении, необходимо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального статуса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет грамотно выстроить работу, сделать ее эффективной. В ходе анкетирования родителей, выявления потребностей и запросов, можно выявить интерес семьи к такой нетрадиционной форме как организация мастер–классов.

Исходя из опыта работы, мы применяем мастер — класс в ходе родительских собраний, праздников, семинаров-практикумов.

Тематика мастер-классов определяется не только планом работы воспитателей, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети. Возможны такие темы как :

- При подготовке к проведению новогоднего утренника, можно организовать различные мастер – классы, например: по подготовке карнавального костюма, по вырезанию снежинок, по созданию вытынанки – это вырезание из бумаги (дословно "вытынать" значит "вырезать", украинские корни);

-В преддверии праздника Пасхи мастер - класс «Виды росписи яиц»;

- В ходе подготовки к весенним праздникам  можно организовать мастер-класс по изготовлению жаворонков из теста;

-Приобщая детей дошкольного возраста к русской культуре, в ходе развлечений можно организован мастер-класс по раскрытию секретов народных обрядов игр;

- Для организации развивающего пространства группы возможна организация мастер классов таких как : «Развивающие игры своими руками», «Куклы для тетра своими руками», «Пальчиковые куклы» и др.

- Также можно организовывать мастер - классы по вопросам речевого развития детей, развития мелкой моторики, развития математических представлений.

Причем в роли «мастера» может выступать как воспитатель так и родитель.

Практика показывает, что благодаря проведению мастер-классов, происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в условиях семьи.

Так к примеру совсем недавно, в МАДОУ «Детский сад № 21» был организован мастер - класс с родителями «Нетрадиционная техника рисования с детьми как эффективный способ развития мелкой моторики».

Потребностью в организации данного мастер – класса стало то, что у детей плохо развита мелкая мускулатура руки, координация движений, нет навыка держать карандаш, нет интереса к изобразительной деятельности, родители не уделяют достаточного внимания творческим занятиям детей, не активно участвую в конкурсных мероприятиях по данному направлению.

Мастер – класс с родителями

«Нетрадиционная техника рисования ладошками с элементами аппликации. Открытка для папы.»

Цель мастер-класса :

познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в творческой работе.

Задачи:

· Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности детей в домашних условиях.

· Помочь в организации благоприятных условий, для мотивации ребенка к процессу рисования.

· Познакомить с нетрадиционными приемами рисования: рисование по кругу, рисование штампами и печатанием, рисование ластиком.

· Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.

· Вызвать интерес к нетрадиционному рисованию, в разных вариантах и сочетаниях между собой.

Участники «Мастер — класса» : родители воспитанников 1 младшей группы

Место проведения: ГБДОУ «Детский сад №128», 1 младшая группа «Сказка»

Предварительная работа :

· Организация пространства для проведения «Мастер — класса».

· Подготовка выставки работ и образцов выполнен с использованием нетрадиционных техник рисования.

· Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.

· Подготовка памяток, рекомендаций для каждого родителя.

· Организация родителей на практическое занятие «Мастер — класс».

Оборудование:

- рабочее место для каждого родителя;

- бумага на каждого родителя;

- гуашь 6 цветов;

- влажные и сухие салфетки;

- листья сухие;

- кисточки №5;

- баночки для кистей;

- баночки с водой, политры;

- «штампы» из бросового материала;

- ватные палочки;

- ластики;

- ноутбук;

- аудиозапись для «рисования ладошкой», спокойной мелодии для фона.

Ход мастер – класса :

Организационный момент.

ВоспитательПриветствие с родителями:

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться.

- Доброе утро.

- Доброе утро солнцу и птицам.

- Доброе утро приветливым лицам.

Каждый становится - добрым доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Здравствуйте, уважаемые взрослые. Добро пожаловать в группу «Сказка».

Теоретическая часть.

- Добрый вечер уважаемые родители! Все вы, побывав в нашей приемной, увидели выставку которую мы для вас подготовили. Эти интересные работы мы подобрали не случайно.

- Сегодня мы хотим познакомить вас с новым видом художественного творчества. В наших семьях живут маленькие люди – это наши дети. Дети – это следопыты, воображалы, мастера и всезнайки, им все интересно.  

-Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся ребёнку в дальнейшей жизни. Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую Вам родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.  

Существует много техник нетрадиционного рисования: рисование пальчиками, рисование ватными палочками, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ладошками, оттиск поролоном, печать по трафарету, набрызг, кляксография, монотипия, гратаж, ниткография и др.

Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

Заключительная часть

- Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Вы на мгновение вернулись в свое детство. Мы видим какие замечательные работы в нетрадиционной технике рисования у вас получились. Вы обязательно покажите их вашим детям, и мы уверены – им понравится ваше творчество!

- Смею надеяться, что теперь в совместных занятиях с детьми, вы сможете проявить свою немалую осведомленность. Желаем вам творческих успехов, применяйте полученные навыки на практике, больше времени уделяйте развитию детей, обогащайте их жизненный опыт.

Рефлексия:

Надеемся, Вы получили массу положительных эмоций и наша сегодняшняя встреча была полезной и увлекательной. Закончить нашу встречу хочется словами Василия Антоновича Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В заключении мы хотим раздать вам памятки буклеты по нетрадиционной технике рисования с детьми. Желаем дальнейших успехов. Спасибо за активное участие в мастер - классе, до новых встреч!

 

Публикации по теме:

«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников «Гость группы» – очень интересная и эффективная форма работы с семьей, где родители не зрители, а активные участники. Её суть заключается.

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом)Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом) В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс как одна из форм работы ДОУ с семьями воспитанников
Опубликовано: 20 мая 2025 в 23:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс как одна из форм работы ДОУ с семьями воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Аскерова (УИ 3271520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных