Толстова Светлана Владимировна
Консультация «Математика может быть интересной»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, в эпоху развития математической науки и компьютеризации, наибольшее значение приобретает проблема обучения детей математике. Она становится необходимой огромному числу людей разных профессий.
И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка, в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Публикация «Консультация „Математика может быть интересной“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Обучение математике не должно быть скучным для детей. Ребенок запоминает только то, что ему интересно.
Используемые сейчас методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Это возможно разрешить путём внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей в процессе театрализованных игр-занятий.
Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников решает следующие задачи:
закрепление знаний о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов;
создание благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов и способностей детей;
формирование учебной мотивации посредством игровой деятельности и проблемного обучения.
Присутствие сказочного героя на занятии по математике придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, учит логически мыслить.
Я заметила, что иногда на занятиях дети начинают уставать, теряют интерес и не хотят заниматься. Тогда я решила во время проведения непрерывной образовательной деятельности использовать персонажей кукольного театра. Интерес к занятиям вырос, снизилась утомляемость. А знания стали прочнее.
Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развёртывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо разгадать код замка; чтобы найти необходимый по счету предмет, нужно отмерить необходимое количество шагов или мерок в ту или иную сторону; чтобы добраться до замка царя Считая II, необходимо правильно прочесть письмо, в котором представлен план пути, и т. д.
На занятиях по образованию двузначных чисел дети познакомились с царем Считаем II и его внучкой Почемучкой.
В королевстве за рекой
Жил-был царь Считай Второй.
У Считая внучка, внучка Почемучка.
Всем вопросы задает
И совсем не устает:
«Деда, деда, ты скажи,
Сколько будет два плюс три».
Царь подумал и сказал:
«Будет шесть, я сосчитал».
«Почему опять ты, дед,
Дал неправильный ответ?
Ты, Считай иль не Считай.
Ну-ка правильно считай».
«Ты прости, я старым стал
И царем я быть устал.
Королевство принимай,
Справедливо управляй.
Научи ребят считать,
Задачи сложные решать».
- Вот, ребята, вам первое задание:
Во дворе гогочут гуси:
«Покорми ты нас, Маруся!».
Вышла Маша на крылечко,
В миске – просо,
В миске – гречка.
Покормила белых,
Покормила серых.
Радуются гуси:
«Молодец, Маруся».
- Сколько белых гусей покормила Маша?
(Возьмите нужную карточку и положите на стол)
- Сколько серых гусей накормила Маша?
(Возьмите карточку с нужной цифрой и положите ее справа от первой карточки)
- Скажите, сколько всего гусей накормила Маша?
- Какой знак необходимо поставить между цифрами 10 и 4?
- Что получится в результате сложения?
- Сколько десятков в числе 14?
(после ответа детей выставляется цифра 1)
- Сколько единиц в числе 14?
(После ответа детей выставляется цифра 4)
- Так обозначается число 14
(Педагог предлагает детям найти недостающие карточки, чтобы завершить выражение: 10+4=14)
При закреплении порядкового счета мне на помощь опять пришла внучка Почемучка.
Внучка Почемучка любит поиграть,
Внучке Почемучке будем помогать.
Всех расставим мы по росту, это сделать очень просто.
П: Дети, нужно расставить на магнитной доске сказочных персонажей по росту, начиная с самого маленького.
П: Ребята, теперь давайте проверим себя.
- Кто самый высокий?
- Кто ниже Кота в сапогах?
- Кто выше гнома, но ниже царя Считая Второго? И т. д.
Педагог предлагает детям сосчитать всех сказочных персонажей, а затем определить, которая по счету внучка Почемучка, который по счету гном и т. д.
Педагог следит, чтобы пересчет велся слева направо.
С помощью сказки можно организовать детское экспериментирование. Например, необходимо помочь Ивану-царевичу определить в какой сосуд жидкости входит больше, а в какой меньше, а иначе голова с плеч. Дети с помощью мерки определяют, что в, с виду, разные по объему сосуды входит одинаковое количество жидкости.
Наконец, математическое содержание включается в сказку в форме особого
рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой
значимости героя и его помощников-детей: царь Считай II выдаст замуж
свою внучку Почемучку за Ивана-царевича, если он вместе с детьми
решит сложнейшую логическую задачу (загадку). И ребята с большим
интузиазмом включились в работу
и были очень горды, что помогли
Ивану, и уже не первый раз.
Во время занятий используются не только куклы, различные сценки с удовольствием разыгрывают сами дети.
При прохождении темы «деление целого на части» мы вспомнили сказку «Два жадных медвежонка». Дети показали отрывок из сказки. Я предложила воспитанникам поделить сыр между медвежатами и лисой. Дети разделили сыр на четыре части. Один кусок оказался лишним. «А с ним что будем делать?»-спросила я. «Пусть медвежата отнесут его маме» : ответили ребята.
На занятии при закреплении «большее, меньшее число» дети помогли разбудить царевну и найти ее имя.
На своих занятиях я не всегда использую одних и тех же сказочных героев. Это могут быть разнообразные мультяшные, литературные герои, известные детям, да и просто животных. Театрализованная сказка может проходить через все занятие, на котором дети выполняют или помогают выполнять задания героев, а может быть использована для решения конкретного задания, требующее особого внимания.
Как-то к нам заглянула обезьянка-иностранка с большими чемоданами, сказала, что привезла детям сувениры. А открыть чемодан не может, забыла код. Дети, решая многоходовые примеры, помогли обезьянке расшифровать код и получить сувениры.
При закреплении темы «объемные фигуры» из волшебной страны Геометрии за помощью прибежал кубик Вова. Он рассказал, что злая волшебница превратила всех жителей в плоские фигуры. А расколдовать их можно только тогда, когда их узнают и скажут, для чего они пригодятся. Сам он справиться не может, но ему сказали, что здесь обязательно помогут. /
Дети пообещали кубику Вове помочь.
В: Нам нужно угадать, какая объемная фигура спрятана в схеме в виде плоских фигур. Чем отличаются объемные тела от плоских геометрических фигур. (ответы детей)
В: Какие геометрические фигуры вы знаете? А какие объемные фигуры?
Далее дети по проекции угадывают, какие фигуры здесь спрятаны. Неожиданно появляется коробка. Кубик Вова зовет своих друзей и в коробке что-то начинает шуршать. Далее проводится игра «Ящик ощущений», дети на ощупь определяют, какая фигура находится в ящике. Затем проводится продуктивная деятельность, дети на практике показывают как можно использовать объемные фигуры при строительстве, например, города.
При выполнении задания «ориентирование на листе бумаги» в гости к детям залетела ученая ворона и пригласила их в гости.
Вор: Я прилетела к вам из леса. В своем лесу я знаю каждый уголок. Я знаю, где живут мои друзья-зайцы, подружки белки, и где спит в берлоге медведь. Ребята, вы тоже можете это узнать. Если вы правильно выполните мои задания, то у вас получится карта нашего леса.
(Перед детьми лежат листы бумаги)
- Нарисуйте в правом верхнем углу 3 квадрата, здесь живут белки.
- В левом нижнем углу нарисуйте 5 треугольников, там живут зайцы.
- В левом верхнем углу нарисуйте большой круг – это берлога медведя.
- В правом нижнем углу нарисуйте 4 прямоугольника – там живет семья ежика.
- В центре листа нарисуйте овал – это лесное озеро.
Теперь, ребята, вы не заблудитесь в нашем лесу. Приходите к нам в гости.
На следующем занятии дети с ученой вороной рисовали план группы.
Таким образом, использование приёмов театрализованной игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников, создаёт условия не только для приобретения новых знаний, умений и навыков в этой области, но и способствует развитию детского творчества, индивидуальных особенностей детей, развитию связной речи и коммуникативных навыков.
Использование в работе театрализованных игр, показало хороший результат. Это выражено в высоком уровне развития познавательной математики и творческих способностей детей. Такой подход существенно меняет методы и приёмы обучения в математическом воспитании и обучении, является новым и актуальным.